Бакинец из Израиля: Такое могло случиться только в Азербайджане

Живущие в Израиле выходцы из Азербайджана продолжают оживленно обсуждать историю вокруг миквы, которая недавно произошла в Баку.

 
Для начала читателю, наверное, надо объяснить, что такое миква. Миква – это бассейн с проточной водой, обычно строящийся при синагоге и предназначенный для ритуального омовения. К примеру, еврейская женщина после "нечистых дней" считается "запрещенной" для мужа, пока не совершит омовение в микве. Таким образом, без миквы нормальная жизнь еврейской семьи невозможна, и потому иудаизм предписывает евреям, если надо, продать самое ценное свое имущество, но построить в месте их проживания микву – раньше синагоги и всего остального.
 
И вот не так давно, куратор еврейских проектов в Азербайджане раввин Шмуэль Симантов позвонил гендиректору ассоциации Израиль-Азербайджан АзИз и с дрожью в голосе сообщил, что "сейчас в Баку ломают микву еврейской общины". А затем спросил, нельзя ли попытаться этот вандализм как-то предотвратить?
 
- Я начал выяснять, и оказалось, что так оно и есть: в этой части Баку ведется массированное строительство, сносятся все старые постройки, в том числе и миква, - рассказывает Лев Спивак. – Я немедленно связался с нашими бакинскими друзьями, и случилось то, что ни в какой другой стране, наверное, было бы невозможно: через час глава города был в курсе проблемы и должен был принять по ней какое-то решение. И он его принял. Дело было в пятницу, и глава Баку дал указание приостановить снос миквы до понедельника.
"И если в понедельник мне представят документы, что речь и в самом деле идет не о частном владении, а о собственности еврейской общины, миква останется стоять там, где стояла!" – заявил глава города.

В понедельник такие документы были представлены, и городские власти дали указание остановить разрушение миквы. Но проблема заключалась в том, что к тому времени миква уже была фактически разрушена. И тогда из столичного градоначальства поступил новый приказ: компанию, которая вела строительство, обязали принести извинения еврейской общине и восстановить микву.
 
Вскоре она и в самом деле была полностью восстановлена, причем, как говорят бакинские евреи, стала гораздо лучше прежней – теперь у нее поистине фешенебельный вид.
 
Вряд ли нужно говорить, что израильтяне-выходцы из Азербайджана увидели в этой истории еще одно подтверждение тех добрых отношений, которые всегда существовали в этой стране между евреями и азербайджанцами. Любопытно другое. Когда автор этих строк рассказал историю про бакинскую микву коренному израильтянину, тот вздохнул и заметил:
 
- Даже в Израиле, где понимают значение миквы, такое было бы невозможно. Остановить разрушение, наверное бы, остановили, но вот для того, чтобы выбить из разрушителей деньги на восстановление, пришлось бы годами ходить по судам. Об извинениях я уже и не говорю.
 
Петр Люкимсон,
"Вестник Кавказа"