Кто виноват, что пожарные не доехали до горящей психбольницы в Подмосковье

На модерации Отложенный

Пожар в подмосковной психиатрической больнице №14 унес жизни 38 человек. При разбирательстве этого дела вопросы могут возникнуть сразу к трем структурам - Министерству здравоохранения, пожарным и транспортным службам.

                 Пожары в интернатах для взрослых и специализированных учреждениях в России, увы, не редкость. Здание больницы было старым и деревянным. Рассуждать о причинах возгорания можно долго. Интереснее разобраться не в том, что стало причиной пожара, а почему спасатели ехали так долго в поселок Раменский Дмитровского района. Все, как обычно, упирается в транспортную инфраструктуру.

Пожарные ехали по грунтовой дороге, размытой после весенней оттепели. Далее они уткнулись в разведенную переправу через реку Яхрома. Поселок находится в зоне подтопления и переправа не работала из-за половодья. В МЧС говорят, что летом, когда работает паром, этот 51 км пожарные преодолели бы быстрее.

Как сообщает официальный сайт Московской области, половодье в регионе только-только пережило свой пик, и с 25 апреля должно было пойти на спад. В связи с этим в Подмосковье было перекрыто восемь дорог. В связи с паводком МЧС сообщало также о перекрытии трех мостов. При этом болевых точек в Московской области было две — мост через реку Осётр в Луховицком районе около деревни Берхино и через реку Моча в деревне Бородино Подольского района. На сайте региона говорится о перекрытии дорог в Луховицком районе, но о Раменском и Дмитровском - ни слова.

Возникает резонный вопрос — неужели в Подмосковье (это все-таки не самый бедный и удаленный регион) не нашлось вертолета? Тем более что 50-километровая удаленность пожарной части не соответствуют нормам, предусмотренным Техническим регламентом о пожарной безопасности (по нему в сельской местности пожарные должны приезжать не позднее 20 минут после вызова). За это отвечают местные власти. Они, кстати, собирались исправить ситуацию и этим летом открыть пожарный пост в 10 километрах от поселка Дмитровский. Теперь можно не сомневаться — откроют.

Пожарные депо в Московской области вообще открывают чуть ли не каждую неделю. Только в этом году открылось четыре депо, не считая опорных постов. Так почему на карте до сих пор есть «белые пятна», куда практически невозможно быстро доехать?

Более того — пожарные части в граничащей с Дмитровским районом Тверской области тоже расположены недалеко - 68 и 91 км. Но сколько времени они бы добирались по разбитым дорогам?

Как сообщают представители МЧС, из помещения  размером 12*35 метров вело два пожарных выхода. Решетки на окнах можно было открыть, но пациенты не смогли покинуть здание. Вероятнее всего они были просто физически не в силах подняться, поскольку многие принимали сильнодействующие препараты, в том числе транквилизаторы.

Часть пациентов — пожилые люди - не могли передвигаться самостоятельно из-за ослабленного здоровья. «Буйные» были прикованы к кроватям.

Пожарные подозревают, что причиной трагедии мог стать поджог или неосторожное обращение с огнем. По слухам, причиной возгорания могла стать сигарета, от которой загорелся диван. Почему же врачи не отнимали у нездоровых людей спички и зажигалки? Если не днем, то хотя бы на ночь, ради собственной же безопасности.

Председатель комитета Государственной Думы по охране здоровья Сергей Калашников сообщил bfm.ru, что именно область отвечала за противопожарное состояние больницы: «Давно были все указания, еще Голикова давала жесточайшие указания о проверке всех психоневрологических диспансеров. Там должны быть обеспечены условия, не допускающие пожаров, исходя из того, что это особого рода учреждения. Когда и.о. губернатора на голубом глазу говорит: мы сейчас будем чесаться, когда он уже давно должен был почесаться, меня, честно говоря, не устраивает. Осетрина не может быть второй свежести: или контроль — или нет. Самое главное, это ответственность субъектов Федерации за то, что они делают. Это компетенция субъектов Федерации и никого иного».

Если следствие не докажет факт поджога, то ответственных лиц могут обвинить по статье 219 УК РФ «Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее смерть двух и более лиц», что чревато 10 годами лишения свободы.

За последние 14 лет это уже девятый пожар в российской психиатрической больнице. В 1999 году в двух пожарах погибли 43 человека в Вологодской и Ленинградской области. Интернет в селе Михайловском Вологодской поджег пациент. Причина в Приморске в Ленобласти до сих пор официально не установлена.

В октябре 2002 года в огне пожара в детском психоневрологическом интернате в Подмосковье погибло шестеро детей.

Летом 2003 года в Омской области из-за короткого замыкания сгорел спальный корпус психоневрологического интерната. К счастью, никто не пострадал.

В 2005 году пожар вновь произошел в Московской области. В огне погибли семь пациенток психоневрологического интерната от 18 до 64 лет. Позже от полученных ожогов в больницах скончались двое пострадавших. Следователям удалось выяснить, что дверь запасного выхода на втором этаже была заперта на навесной замок. Пациенты оказались в ловушке.

В 2006 году при пожаре в психоневрологическом интернате в Кемеровской области погибли десять человек.

Потом было четыре года затишья, пока в 2010 году не произошел пожар в психоневрологическом доме–интернате в Омской области. В результате пожара три человека погибли и два пострадали.

В декабре 2012 года при пожаре в психоневрологическом диспансере в городе Белев Тульской области погибли два человека. По факту было возбуждено уголовное дело о халатности