Камерный дизайн
На модерации
Отложенный
Тюремная модель для сборки по-итальянски
Кто лучше зэков знает, как наиболее рационально оборудовать маленькое помещение? Итальянские архитекторы обратились к заключённым тюрьмы Сполето, чтобы те разработали дизайнерские проекты камер. Большинство разработок будет пущено в серию – в хостелах, общежитиях и комнатах-студиях. В России тоже есть дизайнерские проекты тюремных помещений.
Архитекторы Альдо Сибич, Тома Кора и Марко Риччи Тортойоли ещё в 2003 году начали проектпо разработке дизайнерских решений для помещений малой площади. Тогда же они договорились с тюрьмой Сполето, что заключённые им окажут посильную помощь как консультанты. Однако уже через пару лет эта идея превратилась в настоящее предприятие – зэки не только с удовольствием занялись творчеством, но и при содействии тюремной администрации организовали мебельное производство.
Средний размер тюремной камеры в этой тюрьме – 4 на 2,7 метра (около 11 кв. м), и она рассчитана на двоих. На этом мизерном пространстве заключённые умудрились разработать как отдельные блоки малогабаритных квартир (кухня, спальня, гардеробная, спортзал, и т.д.), так и варианты квартир-студий.
Архитекторы, затеявшие этот проект, осознали, что они не только получили испытательный полигон для своих идей, но и невольно затеяли социализацию заключённых. Те получили творческую работу и заработок (достигавший 400-500 евро в месяц), а их камеры стали гораздо комфортабельнее. Многие освоили профессии столяров и краснодеревщиков, самые отпетые зэки вообще стали работать впервые в жизни. В результате подобные проекты должны появиться и в других итальянских тюрьмах.
Некоторые варианты таких модулей, разработанных зэками в тюрьме Сполето, архитекторы Альдо Сибич, Тома Кора и Марко Риччи Тортойоли представили на выставке:
В России тоже существует неформальный сектор дизайнерских камер. В исправительно-трудовых лагерях за собственные деньги зэки из бизнесменов или авторитеты устраивают «комнаты отдыха», мало чем отличающихся от их жилищ на воле. Администрация колоний закрывает глаза на этот неформальный комфорт, поскольку с ней расплачиваются за пребывание в таких камерах. Размер оплаты может колебаться от 6-8 тыс. рублей в месяц до 30-40 тыс.
Время от времени в СМИ всплывают истории о таких ВИП-камерах.
Пару лет назад много говорили о таком случае в ИТЛ №12 в Волгоградской области. Тогда сотрудники прокуратуры обнаружили, что из комнат отдыха сотрудники учреждения сделали настоящие хоромы для авторитетных зэков. Всего на территории колонии действовали три благоустроенные жилые комнаты. Все были оборудованы мягкой мебелью, плазменными телевизорами, ДВД-проигрывателями, компьютерами и телефонами.
Волгоградская область засветилась не в первый раз. Похожие «хоромы» были обнаружены и в ИТЛ Урюпинска.
Ещё один похожий случай произошёл в Брянской области. Там Следственный комитет возбудил уголовное дело по фактам нарушений в Суражской колонии-поселении, где отбывал срок за мошенничество бизнесмен Андрей Пушкарь. Как выяснилось, он регулярно ездил в командировки в Москву, где снимал номер в отеле.
Летом 2011 года «отметилось» СИЗО подмосковного Серпухова. В интернете появились фотографии, как в камере отпраздновал свой день рождения один из криминальных авторитетов. Столы ломились от деликатесов, икры и алкоголя, а сам авторитет и его свита облачились в простыни и короны, изображая римских патрициев. Вот они на фото:
Первое, что приходит на ум среднестатистическому россиянину при обнародовании таких фактов – узаконить систему привилегий на зонах. Однако правильнее было бы повышать комфортабельность содержания всех зэков. Для начала – просто соблюдать положенные на каждого 6 кв. м личного пространства. При вялой медведевской либерализации попытки очеловечить систему ФСИН были. К примеру, в колонии в Балашове Саратовской области экспериментальные камеры – с занавесками на окнах, без нар, с бытовой техникой. Планировалось, что их будут заселять отличившиеся примерным поведением. Но на практике всё обернулось привычным волюнтаризмом начальства – в этих помещениях стали жить «козлы», зэки из «секции дисциплины и порядка», а проще говоря – неформальные помощники вохры, прессующие простых заключённых. Вот на фото эти камеры повышенной комфортности в колонии в Балашове:
Комментарии