Русский офицерский корпус -- происхождение

Представляю вниманию сообщества главу из книги Волкова "Русский офицерский корпус" Воениздат, 1993. Глава посвящена социальному происхождению офицеров Русской Императорской армии.

 

"Как уже неоднократно подчеркивалось, любой офицер в России уже по одному своему положению офицера был дворянином: потомственное дворянство приобреталось с первым же офицерским чином прапорщика (с 1845 г. он приносил личное дворянство, а потомственное давал чин майора, а с 1856 г. - полковника). Поэтому, строго говоря, весь офицерский корпус всегда был только дворянским по своему составу и другим быть не мог. Обычно под "социальным составом" офицерского корпуса в литературе понимается социальное происхождение его членов, однако смешение этих понятий (не в последнюю очередь вызванное задачей целенаправленной фальсификации всех сторон жизни дореволюционной России в советский период) породило путаницу и вызвало к жизни самые нелепые утверждения на этот счет. Характерный образчик подобной нелепости содержится, например, в одной из последних (и в целом неплохой) книг. Причем авторами двигала вроде бы благая цель: они пишут, что "вопреки мнению, встречающемуся в современной отечественной военно-исторической литературе, все же некоторая часть офицерского корпуса вплоть до 1798 г.

состояла из лиц недворянского происхождения" (пока Павел I не запретил производить в офицеры недворян)... "Только после этого офицерский корпус сделался чисто дворянским" 264.

Между тем дело обстояло как раз противоположным образом. "Чисто дворянским" офицерский корпус был и оставался всегда, а что касается офицеров недворянского происхождения, то "некоторая часть" (как мы увидим позже) была довольно значительной, причем как раз на протяжении XIX в. (т. е. после 1798 г.) она особенно существенно увеличивалась (указ же Павла I, о котором идет речь, во-первых, не запрещал вовсе производить в офицеры недворян, а только ограничивал это право фельдфебелями, выслужившими полные сроки службы, а во-вторых, действовал всего один год). "Встречающееся мнение", с которым полемизируют авторы, и вовсе сводится к тому, что офицерство русское было какой-то замкнутой кастой, куда вход лицам недворянского происхождения был заказан. Впрочем, подобное суждение есть лишь частный случай общего извращения советской историографией российской истории.

 

читаем далее:http://www.adjudant.ru/officer/07.htm