Зачем и как была построена Одесса

На модерации Отложенный

(реконструкция исторических контекстов)

 

Бурная вторая половина 18 века. Во Франции бушует революция под лозунгом: «Свобода, равенство, братство!». Идея справедливости вложила в руки революционеров  гильотину для ликвидации тех, кто придерживался другого подхода к построению общественного уклада. Эйфория от справедливости (вольтерианство) распространилась на всю Европу. Старый уклад жизни сметен, нового нет, разруха. Кто думает иначе (роялисты) вынуждены бежать.

А на востоке Европы Россия пребывает в стабильности и стремится к экспансии своего влияния,  расширяет свои границы, за счет победы над османами присоединяет новые земли. Какая-то часть беглых роялистов принята на службу короне Российской Империи. Они доблестно участвовали в военной компании против турок. Текущая задача в Империи: освоение новых территорий. Надо строить поселения, выстраивать новый уклад жизни. И они берутся за дело.

Екатерина денег не дала (они нужны на строительство молодой столицы), но строить новый город повелела! И четверка основателей (Де Рибас, Де Волан, Ланжерон и Ришелье) придумала: «Дайте новому городу статус «порто-франко» и мы все сделаем без денег!». И сделали: провели границу Российской империи не по берегу моря, а немного отступив, по степи. Так ЗА ГРАНИЦЕЙ Российской империи в пределах линии порто-франко началось строительство порта и города за счет сборов с иностранных (в массе своей турецких!) судов, т.е. за счет поверженного противника. Город был задуман и спроектирован для новой жизни переселенцев из неблагополучной Европы (французов, итальянцев, арнаутов, поляков, греков, немцев, и пр.). Этакий балкон в Европу на здании  Российской империи. В отличие от окна, в которое можно только посмотреть, тут можно и жизнь организовать как в Европе.  Но такую жизнь, про которую писал Вольтер и мечтали революционеры, но не смогли реализовать, где лозунг «Свобода, равенство, братство» стал бы формой жизни.

 Беженцы, которые приехали на новое место были РАВНЫ перед новыми обстоятельствами, получили СВОБОДУ деятельности  (так как власть чиновников не распространялась дальше таможенных постов, расположенных по периметру, по Старопортофранковской улице, огибающей весь город) и они должны были научиться понимать друг друга, так как они говорили на разных языках, относится друг к другу по- БРАТСКИ, т.е. с пониманием. Это обстоятельство заложило основу «одесского языка».

То, что не удалось революционерам, удалось роялистам. Одесса, по задумке Екатерины Великой, - это реализованная мечта французских просветителей: «То, что во Франции не получилось, у меня в империи есть!»

Когда город и порт были в основном построены (лет этак через 30), статус порто-франко ликвидировали, границу империи передвинули к морю. Российская империя,  не вложив сюда ни копейки (в отличие от Санкт-Петербурга), получила богатый город, который был  построен лучшими европейскими архитекторами, а не на костях,  с самодеятельным населением, привыкшим свою жизнь выстраивать сам.

Контексты забылись, идея нового уклада жизни на новой территории формализовалась в новом территориальном образовании -  Новороссийском крае.  Первоначальные смыслы стали кодом народа, здесь проживающего, стали «коллективным подсознательным» в терминологии Юнга. Сегодня это проявляется в характере одесситов, подходе к  жизненным обстоятельствам, особом отношении к событиям в городе и мире, к политике. Смыслы за более чем 250 лет трансформировались в дух города. А свобода, равенство и братство стали каркасом внутреннего мира нормального одессита.