Поляки мгновенно отреагировали на унизительный фильм. Русские «Вани» утёрлись и захлопали в ладоши.
На модерации
Отложенный
Зачётный блеф
Желание оправдать себя – естественный человеческий рефлекс. Носить всю жизнь чувство вины за убийство – слишком тяжкий груз, чтобы не захотеть его сбросить.
И всё же есть существенная разница между «сбросить», облегчить душу, и – «свалить» свою вину на убитого. А это сейчас происходит не только в стане родни убийцы, но, что самое страшное, – среди детей и внуков убитого.
Недавно ZDF показало телефильм «Unsere Mütter, unsere Väter», очередное «событие года» о красивых, «наивных и морально безупречных» мальчиках и девочках, вынужденных уйти на войну. Ну а там вынужденных убивать и погибать. И так это морально безупречно у них получалось, что слёз из глаз 21 миллиона зрителей накапало, наверное, с Рейн.
Хотя у кого-то, надеюсь, глаза остались сухими. Несмотря на «Großartig!» ряда СМИ и естественное человеческое сочувствие. Очень надеюсь.
Тема войны не умолкает в немецком обществе. Но где много говорильни, там неминуемы и «оговорки», и искажение звука. Беда, что они всё смелее становятся устоявшимся мнением. А значит, искажено уже не только слово исторической правды, но и сознание внимающих ему. Если этого не понимают сами немцы – быть заходу на третий круг. Если авторы фильма строят сюжет вокруг загнанных подлыми нацистами на бойню страдающих юных Вертеров, которые, зажмурившись, стреляют в людей, хотя последних (заметь, зритель) немецкий язык не поворачивается назвать людьми, – посыл очевиден. Да, преисполненных благородства парней оболванили, но те-то, кого они с душевной болью убивали, – исчадия ада, добивающие раненых и насилующие немок! Поэтому даже русский малыш рад приходу носителей светлой жизни и по-фашистски салютует гитлеровцу за то, что тот в разорённой им же деревне, а может, и убивший его отца на фронте, подаёт кусок хлеба.
Действительно, русские в этом «гроссартигном эпосе» уже традиционно монголоиды, звери, насильники, без чести и милосердия, а поляки, как и положено унтерменшам, – антисемиты, от которых приходится спасать евреев, куда более жестокие, чем эсэсовцы. Одновременно присутствует небольшой полит-«прогибчик» – слеза о евреях, заключённых концлагерей. Но тут всё достаточно банально: просто евреи единственные, кажется, кто «уважать себя заставил», их безнаказанно не тронешь. Традиционно прогнут фильмец и под американцев, англичан – о них там ни слова. Ну, была такая себе «Немецко-советская война» после «Западного похода и немецкого занятия Франции», как прочитала я в одном «военном» разделе немецкой Википедии.
Хотя нет – поляки тоже не позволили себя безнаказанно тронуть, отреагировали на фильм мгновенно и на уровне МИДа. А вот «Вани» утёрлись и захлопали в ладоши…
Это я о том, что телефильм, едва появившись на немецком телеэкране, уже переведён на русский язык, а Википедия пересказала его подробнее, чем фильм «Освобождение».
В Рунете – «робкий десяток» блогеровских статей, зато гигантское количество «скачать бесплатно». Плюс комментарии… «Фильм зачётный просто!», «Посмотрела на одном дыхании», «Всё-таки умеют немцы снимать про Вторую мировую фильмы».
Вот, ребята, кого вы воспитали. Хотя в стране, где Михалков с его «Цитаделью» кажется блаженненьким, это закономерно. И всё же читать восторги, как и наблюдать безмолвие и безразличие российских госмужей к очередному обеливанию ангельского вермахта путём очернения наших солдат, – будто смотреть на шевелящуюся землю братских могил.
Считается априори, что немцы живут под тяжким бременем «коричневой» вины. Но складывается некая дивная ситуация: страна не сводит с лица трагическое выражение, Европа и мир утешает её: да ладно, ребята, проехали, забудем, давайте жить в мире, дети не в ответе за отцов, – а дети на это отвечают оправданием отцов. И им никто не говорит, что это плохо: оправдав, легче повторить. Конечно, жить с клеймом виновника двух мировых войн врагу не пожелаешь, простите за невольную двусмысленность, но ведь клеймо давно и усердно отмыли. Не без помощи победителя. Уже почти привычно, что Германия с СССР «равно ответственны» за развязывание бойни, что советские были самыми лютыми убийцами. Теперь вот поляком немного «славы» геноцида евреев перепало. Хочется ведь как-то «ответить» за коленопреклонённого канцлера в Варшаве, а то до сих пор неловко. Так вот вам в ответ – Ihr Schmerz, ihre Schuld, ihr Schweigen (как звучит полное название фильма).
Особо изысканный приём – смешивать в одном корыте несколько правдочек. Были среди поляков антисемиты? Возможно. Были среди русских насильники? Наверное, ведь солдат, пройдя выжженный нацистами путь, мимо могил убитых матерей и детей, изнасилованных жён, слепнул от ярости. Были среди солдат вермахта вполне достойные люди? Конечно. Вот только из этого всего не замесить выгодной правды о нежном душой солдате, пришедшем на чужую землю с войной. Непосильный выбор – идти убивать или быть убитым своими же, немцы 39-го сделали в пользу убивать. А морально безупречные оказались не в вермахте – в лучшем случае, в концлагере. Но признать это и отпустить прошлое в его реальном виде, чтобы жить своим настоящим и будущим, не по силам даже внукам. Иначе не было бы череды оправдывающих фильмов. Собственно, других в немецком кинематографе и не видно.
Что же касается «Отцов и матерей», и Германия, и Россия выглядят в своём отношении к нему одинаково плохо. Как иваны, не помнящие своего чувства национального достоинства. Ведь оправдывать убийство – значит, не уважать себя как нацию. Утирать плевки в свою историю, на могилы погибших за нашу жизнь – тем более.
Светлана Бильская
№ 16, 2013. Дата публикации: 19.04.2013
Русская Германия
Комментарии
Спасение от терроризма, войн, революций http://maxpark.com/community/1039/content/1949213
Эдуард Лимонов
Европа спит и чмокает во сне,
Ей в плоть сухую врезалась пижама,
Европа спит, немолодая дама,
Очки на стуле, предки на стене…
Из орд германских, франков, визигот,
Из англов, саксов, крови с алкоголем,
Был создан твой ублюдочный народ,
Насильственно держащий под контролем
Всю сушу, а ещё пространство вод…
Забыла, как была она пьяна,
С нацистами, весёлая, лежала,
Эсэсовцев забыла имена,
Хотя для них и ноги раздвигала,
Лишь помнит, что "капут" она кричала,
Когда была проиграна война…
Европа, сука старая, сопит,
На ухо съехал чепчик протестантский,
К утру придёт партнер американский,
И на войну с Ираном пригласит…
Комментарий удален модератором
Приятного просмотра.