Добровольный обскурантизм. Где найти соль без ГМО и позитивную энергетику

На модерации Отложенный

Часто складывается такая ситуация, будто люди просто договорились считать некий тезис — истиной, и неважно, насколько эта «истина» соответствует реальности. Неважно, сколь хорошо она обоснована и обоснована ли она вообще — достаточно просто того, что довольно внушительная группа людей готова её с умным видом повторять, и кивать в ответ на аналогичный набор примитивных «истин», столь же мало соответствующих реальности.

Этим людям никто не запрещает изучать устройство вселенной, просто это, как бы это сказать, слишком напряжно. Гораздо проще ведь, договориться о любом простом варианте, самую малость соответствующем «здравому смыслу», воспитанному другими простыми вариантами и оттого ни черта не стоящему.

Такая негласная договорённость сильно повышает степень «понимания» между людьми. Правда, при этом оно понижает степень понимания устройства вселенной, накопленных человечеством знаний, да и степень развития интеллекта тоже, но кому какое дело, в конце концов. Цель ведь не понимать, цель — казаться понимающим. В том числе самому себе. Заменив знание на «магию», погрузившись в добровольный обскурантизм.

Термин «обскурантизм» гораздо более известен в виде своего вольного перевода «мракобесие», и слово это означает не «веру в бога», не «религиозность», не «зашоренность», как часто думают, а неприятие прогресса, науки и вообще чего-либо, выходящего за узкие рамки определённого… ну, например, религией, да. Хотя религия тут частный случай. Не необходимое и не достаточное условие. Задать узкие рамки можно не только с её помощью, но и с помощью вполне материалистической идеологии. А сама религия, в свою очередь, рамок может и не задавать.

Может ли пришедшая к власти хунта специально понижать интеллектуальный уровень населения, чтобы им было проще управлять? Да запросто! Может ли группа мошенников, боясь разоблачения, препятствовать получению знаний? А то!

Но самое интересное, это когда хунта, религиозные или антирелигиозные деятели или мошенники просто дают толчок, а в дальнейшем себя ограничивает уже сам человек. Интереснее этого разве что, когда человек ограничивает сам себя безо всяких подначек просто по причине собственной лени и уверенности, что «он и так всё поймёт» — без разных там дурацких тренировок интеллекта, попыток разобраться, книг и справочных материалов.

И что характерно, этот вид мракобесия — добровольный обскурантизм — является на данный момент более распространённым, чем все остальные вместе взятые.

Мировое правительство не прячет от вас, мракобесы, учебники, научные теории и огромные массивы данных, накопленные в самых разных областях науки. Никто не бьёт вас по рукам, когда вы садитесь с листом бумаги или с ноутбуком, собираясь наконец-то разобраться в математике. Если вы, мракобесы, начинаете упражняться в логике, к вам не приходит расстрельная команда. Учёные не вступают в заговор и не пудрят вам голову неправильными сведениями. Математики и физики не усложняют свои теории специально, чтобы кроме них никто ничего не понял. Это вы, добровольные обскурантисты, сами от всего этого отказываетесь.

Библиотеки ломятся от книг, в которых авторы пытаются вам наиболее доходчиво объяснить хотя бы основы тех наук, которыми они занимаются. Интернет завален методичками самых разных форматов — от видео-уроков до огромных, подробных учебников. С вас даже не требуют денег за использование львиной доли этих материалов. Это ваше решение — не читать, не разбираться, не понимать.

И ладно вы бы просто не пытались разобраться (я не могу это одобрить, но и объявить это криминалом тоже не могу). Но вы, мракобесы, при этом пытаетесь решать и настаивать на своих решениях, гробя себя, ваших близких, случайно встретившихся и весь процесс человеческого познания в целом. Вы, мракобесы, заменяете системное знание на стереотипные простые рецепты, которые не работают и зачастую даже не выглядят осмысленными. Самых азов хватило бы, чтобы это понять, но вам не нужны даже азы. Вам нужен шаманский ритуал, оправдывающий то, во что вам по стечению обстоятельств когда-то довелось поверить.

Запомнив несколько стереотипных фраз, вы, мракобесы, требуете от мира им соответствовать, а раз уж он этого не делает, то хотя бы от окружающих — делать вид, что мир соответствует этим убогим стереотипам.

Вы, мракобесы, ищете солёные огурцы без консервантов, не подозревая даже, что соль — это уже консервант. Лишь потому, что согласно вашему стереотипу слово «консервант» является синонимом слову «яд», хотя консерванты используют как раз для того, чтобы предотвратить размножение бактерий, вырабатывающих эти самые яды в процессе своей жизнедеятельности.

Вы, мракобесы, радуетесь надписи на упаковке этой самой соли «не содержит ГМО», не подозревая, что неорганические соединения никаких генов вообще не имеют, а надпись на упаковку нанесли лишь для того, чтобы слегка поднажиться на вашем мракобесии.

Вы, мракобесы, уверены, что «человек должен есть только органику», хотя соль и вода — это примеры той неорганики, без которой человек довольно быстро помирает.

Вы, мракобесы, боитесь радиации, «цифровых технологий» и пищевых добавок, даже приблизительно не представляя, что это вообще такое. Не пытаясь разобраться даже в азах всего этого. Лишь на основании нескольких мракобесных заклинаний, которые усердно повторяете друг другу.

Для вас теория эволюции, теория вероятности и теория относительности — «всего лишь теории», но вы готовы заряжать баночки от изображения экстрасенса в телевизоре, подстраивать свою жизнь под гороскоп и фэн-шуй, китайский календарь и календарь майя. Днями напролёт вы готовы смотреть передачи про «инопланетян среди нас», «ясновидцев», «телепатов» и «снежных людей». Вы готовы верить в любую ерунду, лишь бы в ней было поменьше цифр, формул и вообще хоть каких-то внятно сформулированных и проверяемых закономерностей — «позитивную энергетику», биополе, «молодую Землю» и «структуру воды». Минимальных знаний по физике, математике, археологии, биологии, истории и минимального понимания научного метода хватило бы, чтобы понять, какая же всё это ерунда.

И эти знания от вас не скрывают. Это вы, мракобесы, скрываете себя от эти знания. Совершенно добровольно. В обмен всего лишь на право оставаться своим среди своих. Среди добровольных мракобесов.

Понимать науку сложнее, чем запоминать убогие стереотипы, а потому вы, добровольные мракобесы, в оправдание своего подхода изобретаете фразы вида «наука ведь не всё может объяснить».

Я больше скажу: наука вообще ничего не может объяснить. Тому, кто не собирается слушать объяснений, поскольку они его не интересуют. Добровольный обскурантизм тем и силён, что герметичен — он не позволяет выйти из самого себя, поскольку отвергает всё, что способно из него вывести.

 

Вместо P.S. Конкретный пример. 

 

Многие интересовались, с какой целью я написал статью «В защиту аналоговой науки». «Был ли автор серьёзен?», — гадали читатели. «Он рассказал нам правду», — оптимистично предполагали другие. «Это издевательство», — негодовали третьи. И как ни странно, третьи были правы. Ближе всего статья находится к издевательству.

Чтобы отследить все допущенные в статье ошибки, потребуется весьма нехилый объём знаний. Чтобы доходчиво объяснить, почему это именно ошибки, уйдёт несколько сотен страниц. Но при этом совсем небольшого уровня осведомлённости хватило бы, чтобы заметить главную: реальный и компьютерный миры в статье поменяны местами.

На самом деле реализация вычислений с простыми дробями без потери точности потребует нескольких часов рабочего времени программиста. И естественно, поддержка таких вычислений реализована уже десятки тысяч раз. Но чтобы это понять, разумеется, надо не просто слышать, что «в компьютере есть ячейки памяти» или, тем более, «есть компьютеры и они вроде бы цифровые», но и иметь некоторое представление о том, как именно используются ячейки памяти и вообще как пишутся программы.

Теперь что касается «непрерывности» реального мира. В реальном мире, на самом деле, мы никогда не имеем дела с непрерывностью. Все поступающие к нам сведения упираются в разрешающую способность прибора. Каждый прибор способен измерять лишь с точностью до цены деления этого прибора. Всё остальное — это просто шум — влияние каких-то дополнительных факторов, которые мы не можем вычленить и отсеять при измерении данным прибором.

Каждый прибор по своим конструктивным особенностям может измерять что-то лишь с конечной точностью. И глаз, и матрица фотоаппарата имеют конечное количество сенсоров. Ни одна линейка не может измерять одновременно расстояние между планетами и между элементарными частицами. Ни одни часы не смогут измерить промежутки времени, меньшие чем частота встроенного в них осциллятора (например, маятника). И так далее. Человек на данный момент не может создать «непрерывных» измерителей приборов и не имеет «непрерывных» органов чувств.

Будь мир сколь угодно непрерывен, мы не смогли бы об этом узнать, поскольку все наши измерения дискретны. И только лишь математика «заполняет разрывы», вводя понятие непрерывности и способы его анализа — что на бумаге, что в недрах компьютера.

Однако зачастую людям лень в этом разбираться, им гораздо больше нравится простой и понятный стереотип: компьютер — цифровой, а потому (почему, блин, «потому»?!) дискретный, в отличие от окружающего его «аналогового» мира. Кажется, стоит усвоить эту примитивную «истину», как ты сразу же получишь право всё понимать и, самое главное, демонстрировать своё понимание. И многие купятся — ведь у них всё точно так же.

Таким образом, статья, о которой идёт речь, — детектор добровольного обскурантизма. Способ проиллюстрировать на примере, как много кругом людей, не имеющих ни базовых знаний, ни желания их получить, но при этом настойчиво требующих следовать их примитивному пониманию некоторой области знания.