Энергетические вампиры

16/04/13 13:24

Энергетические вампиры

<hr class="margin-minus" style="color: #990000;" size="1"/>

За словопрениями о диверсификации поставок энергоносителей в Украину скрывается банальное непонимание происходящего на глобальном энергетическом рынке. Сложно представить, какие ресурсы уже потрачены на заведомо обреченные проекты и сколько украинское руководство еще собирается потратить.
Стоит отметить, что от проявлений неадекватности власти страдают не только простые граждане, имиджевые издержки несет государство, теряя доверие серьезных партнеров. Конечно, можно предположить, что реализуется некая стратегия, призванная укрепить переговорные позиции Киева в споре с Москвой относительно цены на газ. Но даже если это и так, то ничего более дорогостоящего придумать было нельзя.
Ошибки в расчетах допускаются уже на уровне планирования. Так, утвержденная распоряжением Кабинета Министров Украины в 2006 году «Энергетическая стратегия до 2030 года» ставит целью к указанному сроку полностью отказаться от импорта российского газа. Задача более чем абициозна. Вот только вопрос, где власть собирается изыскать средства для ее реализации, если наибольшей проблемой платежного баланса Украины является высокая цена на российское топливо, за которое страна ежегодно платит 12 млрд долларов? Сюда же стоит отнести проблемы с внешним долгом, хроническим дефицитом бюджета, сокращением производства и т.д.
С учетом глобального финансово-экономического кризиса, меняющего всю архитектуру международных отношений, растущее количество конфликтов и противостояние глобальных игроков в борьбе за ресурсы, еще не ясно, будет ли на политической карте мира к 2030 году сущест­вовать такое государство, как Украина. По крайней мере, в ее нынешних границах. Зато есть план. Какова же цена его реализации?
Эксперты Международного энергетического агентства (МЭА) подготовили доклад, согласно которому Украина будет иметь шанс на энергетическую независимость и отказ от импорта российского газа до 2030 года, если ей удастся привлечь
207 млрд долларов! Другими словами, цена энергонезависимости 207 миллиардов. Понятно, что это неподъемная для Киева сумма.
Это что касается долгосрочного планирования. Теперь о газе собственной добычи, наращивание объемов которой является одним из элементов стратегии.
Иногда стоит прислушиваться к откровениям беглых министров правительства Тимошенко. Интересные вещи рассказывают. В августе 2012 года получивший в Чехии политическое убежище Богдан Данилишин дал интервью одному из украинских изданий, в котором поведал, что 40% от добываемых в год примерно 20 миллиардов кубических метров газа Украина экспортирует. «Государство должно беспокоиться о поставках газа для нужд населения и ЖКХ. Для этого есть внутренняя добыча — 19—21 миллиард кубометров. Парадокс сегодняшнего дня заключается в том, что почти 40% собственного топлива идет на экспорт, а весь шум вокруг газовой тематики является не чем иным, как стремлением прикрыть собственные ошибки в системе управления», — заявил он.
Став правдорубом, Данилишин продолжил: «Газ и «труба» — вопрос власти. Кто их контролирует, тот держит всех и вся. Почему никто не задается вопросом, зачем государству покупать газ для олигархов и их предприятий, поддерживать их, зачем вообще стране «Нафтогаз» с его
450 предприятиями и организациями, которые паразитируют на теле страны и через которые «кормятся» многие от власти и не только?».
Политический эмигрант забыл только поведать о том, что власть, которую в свое время представлял он, занималась ровно тем же самым. И «ошибки в системе управления» — не ошибки вовсе, а сознательная политика, так присущая любой власти периода независимости.
По-видимому, желая сделать российских партнеров более сговорчивыми относительно цены на газ, украинское правительство решило предпринять ряд шагов по «диверсификации». Среди них покупка газа на спотовом рынке. Но, в отличие от своих украинских коллег, российские партнеры прекрасно осведомлены о состоянии и перспективах энергетического рынка, поэтому потуги Киева могут вызывать только смех.
Совсем недавно глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что Украина не выдержит спотовых цен на газ. Как объяс­нил Миллер, цена на российский газ, поставляемый в Украину, существенно ниже спотовой цены, установившейся в континентальной Европе. И в качестве примера привел британскую торговую площадку, где цена на газ достигала отметки в 800 долларов за 1000 кубометров, что почти в два раза превышает ту цену, по которой «Газпром» поставляет газ в Украину в рамках долгосрочных контрактов.


Более того, спотовые цены на газ в Европе будут и дальше расти опережающими темпами в силу изменений, происходящих в географии мировых поставок голубого топлива, что связано с изменением основного вектора поставок энергоносителей, который смещается от Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Вопрос снижения цены мог решиться либо через вступление Украины в Таможенный союз, либо созданием двустороннего консорциума по управлению газотранспортной системой. Однако, судя по всему, здесь украинское руководство вообще несамостоятельно в принятии каких-либо решений.
О вступлении нашей страны в интеграционное объединение на постсоветском пространстве и о тех проблемах, которые возникают на этом пути, мы писали неоднократно.
В отношении консорциума не так давно высказался премьер-министр России Дмитрий Медведев, заявивший, что двусторонний формат (Украина — Россия без привлечения ЕС) возможен только в случае выхода Киева из целого ряда договоров, включая договор о присоединении к Энергетическому сообществу Евросоюза.
Украинская сторона на данное заявление даже не отреагировала, скорее всего, оставив это для «старших товарищей» из Еврокомиссии, ответ которых был довольно оперативным.
В заявлении Еврокомиссии говорится, что российские условия для создания консорциума поставят под угрозу суверенные интересы Украины в энергетической безопасности. Чиновники ЕС также напомнили, что договор об Энергетическом сообществе является неотъемлемой частью всеобъемлющих отношений Украина — Евросоюз, и выразили надежду, что Киев будет соответствовать этим правилам.
Заявление похоже на шантаж. Но наше экспертное сообщество, обвинив Дмитрия Медведева в ультимативности, посыл европейских «товарищей» расценило как готовность отстаивать украинские национальные интересы. Более нелепого вывода придумать невозможно. Напоминая Киеву о взятых на себя обязательствах в рамках договора об Энергетическом сообществе, никто не говорит, что они взаимные. Однако европейская сторона свои обязательства выполнять не спешит, ограничиваясь высокопарными фразами об энергетической независимости.
В то же время Москву обвиняют во всех смертных грехах, хотя никто не заставляет Киев принимать выдвинутые Дмитрием Медведевым условия. Время же работает против Украины. Все может закончиться тем, что в один прекрасный день мы обнаружим на своей территории огромные залежи металлолома и цена «священной коровы» украинской независимости в виде ГТС упадет до неприличия низко.
Примером того, почему «коровку» вообще имеет смысл продать, может служить Белоруссия. В ноябре 2011 года «Газпром» стал собственником «Белтрансгаза». По заявлению заместителя премьер-министра Беларуси Петра Прокоповича, этот фактор, наряду с членством в Едином экономическом пространстве, является залогом того, что республика сможет обеспечить модернизацию промышленности в течение ближайших трех лет.
Также Прокопович отметил, что с
1 января 2012 года Белоруссия сократила затраты на импорт энергоресурсов.
«В 2012 году это около $4 млрд», — подчеркнул вице-премьер. Отметим, что в 2012 году фиксированная цена, по которой «Газпром» продавал газ «Белтрансгазу», составила 168 долларов за тысячу кубометров, на этот год контрактная входная цена газа для Белоруссии предполагается на уровне 165 долларов за тысячу кубометров.
Помимо этого к 2015 году планируется реконструировать 35 газораспределительных станций, а также увеличить объемы хранения подземных газовых хранилищ.
А теперь попробуйте упрекнуть Александра Григорьевича Лукашенко в том, что он пожертвовал национальными интересами и суверенитетом, сделав собственную страну российской колонией! Сдается мне, что, заяви украинские патриоты нечто подобное в каком-нибудь белорусском селе, вилы показались бы им наиболее гуманным орудием переубеждения.
Опыт Беларуси показывает не только адекватность действующей там власти, но и демонстрирует ее государственнический подход к решению сложнейших проблем в области обеспечения энергетической безопасности.
Украинские политические элиты являют собой прямую противоположность. На первом месте всегда стоит сугубо корыстный интерес, который и определяет стратегию действий руководства в той или иной сфере.
Энергоресурсы — это кровь в жилах экономики. Финансово-промышленные группы и целая когорта политиков — вампиры, вцепившиеся клыками в жилы и жадно пьющие кровь. Пока в их грудь не будет забит осиновый кол, энергетические вурдалаки будут продолжать обескровливать экономику с присущим им аппетитом.

<hr style="color: #990000;" size="1"/>