Что такое развитие? Взгляд философии. Часть 5.

На модерации Отложенный

#5. Еще раз о специфической эмерджентности

Человеческое общество в целом обладает свойствами, которые не могут быть познаны известными нам научными методами.

Явление «Человек Разумный» – это СИСТЕМА, состоящая из множества взаимодействующих, контактирующих, обменивающихся между собой людей. Человек-индивид является элементарной «частичкой» в этой системе.
Как и у любой системы, у явления «Человек Разумный» имеются свои СИСТЕМНЫЕ свойства, которых нет у людей в отдельности, и которые не проявляются у человека-индивида, поскольку эти свойства появляются и проявляются только, как свойство множества взаимодействующих между собой людей – только, как свойство СИСТЕМЫ взаимодействующий между собой людей.

Как мы определили выше, у природного явления «Человек Разумный» есть собственные свойства, присущие только ему. Среди этих собственных свойств явления «Человек Разумный» есть собственные СИСТЕМНЫЕ свойства явления «Человек Разумный».

Важный вывод:

У явления «Человек Разумный есть СИСТЕМНЫЕ СОБСТВЕННЫЕ свойства, которые невозможно подсмотреть у отдельных людей, так как они проявляются только в системе взаимодействий множества людей, и невозможно подсмотреть у других природных систем, так как они присущи только явлению «Человек Разумный».

Владимир здесь повторяет, что у общества в целом есть эмерджентные свойства, которые не даны нам ни в ощущениях, ни в “живом созерцании”. Таких свойств больше нигде нет в известной нам природе. Продукт деятельности общественного Разума – эмерджентные свойства общества – может быть познан только самим Разумом. Чувства, восприятия, созерцания здесь бессильны. Общество может быть только осознано. Оно не может быть объектом естественной науки в традиционном смысле: нет и не может быть непосредственных чувственно-данных эмпирических фактов о сверхчеловеческих свойствах человеческих систем.

Попутно: почему-то всякий легко соглашается, что у воды есть такое свойство, как вязкость, хотя никакая отдельная молекула воды им не обладает. В обществе же “вязкость” в виде объективного мышления сразу же осуждается, как искажение реальности, как идеализм. Но уберите эти социальные “ван-дер-ваальсовы” силы объективного разума – и общество распадется на множество животных, пусть и стадных.