Что такое развитие? Взгляд философии. Часть 3.
На модерации
Отложенный
#3. Отличие разумной формы мвтерии от социально-общественной
Работа В.Белла “Явление “Человек Разумный”" направлена, прежде всего, на опровержение диалектического оппортунизма в марксизме.
Названная работа состоит из двух больших блоков: философского и экономического. Мы сначала остановимся на философском блоке.
Владимиру удалось глубоко проникнуть в суть и специфику диалектики. Ему, в частности, принадлежит новое фундаментальное определение диалектического объекта. И хотя диалектический объект, на мой взгляд, не был им понять во всей его всеобщности, хотя Владимиру не удалось осмыслить логику этого объекта, тем не менее, его изложение вопроса остается на сегодня лучшим и единственным изложением идей диалектического и исторического материализма. Думаю, если бы Министерство Образования ввело учебник обществоведения на базе его книги, общество смогло бы качественно измениться за десяток лет.
Мы умеем и предпочитаем мыслить как попало. В философии эта привычка пагубна. Именно для дисциплинирования мышления, для организации его способности мыслить последовательно, человек, приступающий к философии, должен предварительно освоить культуру математического мышления (как требовал еще Пифагор).
Я отложил все другие проекты по философии, поскольку, как мне кажется, здесь в суть этих проектов пока никто проникнуть не в состоянии. Нужно дать какой-то более простой и более доходчиво изложенный материал, чтобы наш современник смог затем углубиться в гегелевскую диалектику.
Дадим краткое представление об объекте, который рассматривается в книге. Здесь мы апеллируем к общеизвестным фактам об эволюции материи вообще и человеческого общества, как формы материи – в частности. Научное обоснование положения, что материя существует только в движении самоорганизации, в форме эволюционного развития, составляет предмет диалектической логики, и здесь мы его касаться не будем.
Итак, слово Владимиру.
В природе много явлений. Мы наблюдаем физические, химические, биологические, социальные … – множество явлений природы со своими свойствами и закономерностями, которые являются для людей объектами познания и воздействия.
Среди множества явлений природы есть в ней явление – вид «Человек Разумный», которое тоже является для людей объектом познания и преобразования. Данное явление составляет объект нашего рассмотрения, свойства и закономерности которого мы хотим определить и понять.
Какое место в природе занимает явление «Человек Разумный»?
Мы знаем, что в основе всех явлений природы лежит физическая форма материи.
Мы знаем, что в определённых условиях из движения физической материи может само организоваться химическая форма движения материи.
Из химической формы материи может самоорганизоваться биологическая форма движения материи – живая материя.
Мы знаем, что в живой материи может самоорганизоваться социально-общественная форма движения материи.
И, наконец, социально-общественная форма материи может самоорганизоваться в вид «Человек Разумный».
Таким образом, вид «Человек Разумный» (в дальнейшем мы будем использовать термин «явление «Человек Разумный»»), как объект нашего анализа – это только очень маленькая часть всей природы, которая находится на вершине самоорганизации форм движения материи.
Часть физической материи –> самоорганизуется в химическую материю;
часть химической материи –> самоорганизуется в биологическую (живую) материю;
часть живой материи –> самоорганизуется в социально-общественную форму материи;
часть социально-общественной материи –> самоорганизуется в явление «Человек Разумный», в мыслящую форму материи.
Все эти формы самоорганизации движения материи образуют своего рода иерархию форм движения материи, в которой из нижележащей и более широко распространённой формы движения материи частично надстраивается более высоко организованное движение материи, над которым, в свою очередь частично надстраивается ещё более высоко организованная форма движения материи, и т.д. От более широкой формы движения материи, но менее самоорганизованной – к более узкой форме движения материи, но и более самоорганизованной.
Мы не можем с полной уверенностью распространять эту иерархию развития самоорганизации форм движения материи на все уголки Вселенной, но так было, к тому пришло и так есть сегодня на Земле.
Видим, что Владимир не смешивает социально-общественную форму материи (муравейник, стадо, стая) с мыслящей формой материи (общество). Подчеркиваю это потому, что на таком смешении буржуазные идеологи построили целые храмы лженауки (социал-дарвинизмы и пр.). Мы же сосредоточимся именно на стороне разумности. Напомню, что разумность, в отличие от стадности или стайности, не рождается с человеком, а проникает в него из вне, из объективного, созданного человечеством, мышления. Разумное поведение человека очень сильно зависит от того, какая часть объективного мышления оказалась для него наиболее доступной.
Комментарии