Грузинский профессор: «Азербайджан вернет Карабах с .......
Грузинский профессор: «Азербайджан вернет Карабах с началом выхода России с геополитического пространства Южного Кавказа»
Эксклюзивное интервью Vesti.Az с доктором политических наук, профессором Гуманитарно-экономического университета (Грузия) Мариной Изория.
- В первую очередь, вопрос о главной проблеме Азербайджана - Карабахском конфликте. Каково Ваше мнение о причинах конфликта и каковы пути его урегулирования?
- Нагорно-Карабахский конфликт, прежде всего, является геополитическим конфликтом, а уж затем он приобретает окраску этнополитического конфликта, хотя конфликтологи часто не могут прийти к единому мнению, с каким конфликтом имеют дело - с этническим в политическом камуфляже или наоборот, тем не менее, все конфликты на Южном Кавказе вызваны геополитическими интересами. Традиционно под экспансией в геополитике, да и не только в ней, понимались, прежде всего, территориальные приобретения и установление военно-политических сфер влияния. Нельзя сказать, что такая экспансия исчерпала себя, поскольку территория по-прежнему является выгодным долгосрочным приобретением - как «жизненное пространство», однако оккупированная Арменией территория Азербайджана вовсе не имеет геополитического значения для самой Армении. Это приобретение Российской Федерации, которая имеет свои геополитические интересы в регионе. К российским геополитическим интересам в регионе добавился армянский этнический национализм, что привело к геополитическому альянсу двух государств.
Что же касается решения Карабахского конфликта, то я уверена, что Азербайджан вернет свои территории с началом выхода России с геополитического пространства Южного Кавказа.
- Каково значение российской 102-ой базы в Армении в этом аспекте?
- События последних лет наглядно подтверждают вывод о возрастающей роли военной силы и влияния силового фактора на международно-политическую систему в мире и в его главных регионах. В полной мере это относится и к Южному Кавказу, где уровень военных сил и вооруженного противостояния остается достаточно высоким.
Конечно, само по себе наличие группировки Вооруженных сил России в регионе является угрозой, так как ориентация этого государства на военную силу для обеспечения своих интересов в сочетании с существенным превосходством служит серьезным критерием при оценке реальности внешней военной угрозы для остальных государств, не состоящих с ним в военном союзе. Принимая во внимание традиционную значимость для России Южного Кавказа и опыт демонстрации присущих ей методов реализации своих интересов, можно не сомневаться, что наряду с дипломатическими, информационными и экономическими мерами Россия не остановятся перед применением военной силы для решения возникающих для нее здесь проблем.
Однако в силу известных причин Россия не может держать в Армении морские корабли или морскую пехоту, поэтому российская военная база всего лишь указывает на геополитическое присутствие России на Южном Кавказе.
- В последнее время официальный Ереван мечется, словно загнанный зверь: власти Армении хотят соскочить с крючка России и интегрироваться с Западом. Как Вы считаете, следует ли в обозримом будущем ожидать изменения вектора внешней политики Армении?
- Внешнюю политику, как правило, ведут независимые государства, а Армения, к сожалению, продолжает оставаться губернией России. В каждую эпоху армянскую внешнюю политику формирует древняя армянская национальная мифология.
Поэтому армянские геополитические представления по-своему уникальны: они созданы народом, не управляющим миром или обширным регионом, а являющимся объектом управления. Они затрагивают многие вопросы, значение которых трудно понять, на то армяне и удивительный народ. И все же, главной целью Армении является удержание 20 % оккупированных территорий Азербайджана. Если она отойдет от России хоть на шаг, то не только потеряет приобретенное за счет Азербайджана территориальное пространство, но и столкнется с угрозой своего существования.
- В последнее время представители армянских НПО стали требовать признания армянского языка в качестве регионального в Самцхе-Джавахетии. Как Вы считаете, пойдет ли правительство Грузии навстречу этим требованиям?
- При принятии в Совет Европы в апреле 1999 года Грузия взяла на себя обязательство подписать и ратифицировать Хартию региональных языков в течение года после вступления, однако до настоящего времени хартия не подписана и не ратифицирована. Некоторые региональные языки - мегрельский, (лазский), сванский - не признаются в Грузии языками, а считаются диалектами грузинского, так как язык-основа у всех одна - грузинская. Поскольку диалекты государственного языка не имеют права на защиту в рамках Хартии, то, следовательно, этим языкам не будет дан статус регионального.
Что касается требования армян, то оно противоречит всем законам, так как армяне не являются коренными жителями Грузии, да и Кавказа в целом. На каком основании грузинское правительство должно присваивать армянскому языку статус регионального? Грузинское государство без европейских государств и принятых ими хартий защищало армянский народ на протяжении веков. В Грузии действуют школы, где армянские дети обучаются на армянском языке, и если кому-то кажется, что они живут не в Грузии, то Армения рядом - спокойно могут переехать.
Комментарии