Глобализация НАТО в интересах политики США в Азиатско-Тихоокеанском регионе
На модерации
Отложенный
В 2012 году НАТО объявила о начале программы Глобального партнерства. В числе первых к участию в этой программе были привлечены Афганистан, Австралия, Ирак, Япония, Монголия, Новая Зеландия, Пакистан и Южная Корея. В связи с этим возникает вопрос о том, становится ли НАТО ключевым фактором американской политики возвращения в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР).
Действительно, часть руководящих кругов США и Европы рассматривают НАТО в качестве части системы сдерживания стремительно растущего Китая. Целью политики возвращения в Азию, объявленной Обамой, и которая в настоящее время называется политикой «восстановления баланса», является расширение сотрудничества в области безопасности с «демократическими» странами АТР. Несмотря на установление отношений сотрудничества с Китаем, в региональной политике Вашингтона наблюдается все более нервная и агрессивная тональность. Наряду с этим, очевидным является и наращивание военной активности и военного присутствия США в регионе. На этом фоне глобализация НАТО в полной мере соответствует политике американской администрации и свидетельствует о ее преемственности.
Несмотря на то, что многие считают НАТО анахронизмом, чья миссия закончилась с завершением «холодной войны», влиятельные трансатлантические политические круги продолжают поддерживать существование этой организации и изыскивать для нее новые миссии и сферы деятельности за пределами североатлантического региона. Оправданием этого служат, например, международный терроризм или стремительный рост Китая.
Для расширения сферы своей деятельности НАТО создала новые механизмы, такие как «Партнерство во имя мира», «Средиземноморский диалог», «Стамбульская инициатива о сотрудничестве». В 1992 году организация установила связи с Японией и новыми странами Центральной Азии. Центральноазиатские государства стали участниками Совета североатлантического Сотрудничества, позднее переименованного в Совет Евро-Атлантического партнерства.
Кроме того, они принимают участие в деятельности Группы министров обороны НАТО. В АТР НАТО инициировала комплексные программы сотрудничества, включающие Японию, Австралию, Новую Зеландию, Сингапур и Южную Корею, активно расширяя свою деятельность через Центральную Азию в тихоокеанский регион.
Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен уверенно выступает за глобализацию НАТО. На недавней Мюнхенской конференции по безопасности он сделал особый акцент на этом процессе и высоко оценил деятельность в этой области бывшего госсекретаря США Мадлен Олбрайт. Сторонники НАТО призывают к расширению механизма безопасности в АТР, который мог бы охватить еще больше «демократических» стран. Существует несколько идей, относительно этого процесса. Ряд политиков предлагают активнее привлекать АСЕАН к сотрудничеству в области безопасности, тем самым способствовать установлению отношений с НАТО. Некоторые уверены, что важным военным партнером НАТО в регионе может стать новая региональная организация Транс-Тихоокеанское партнерство.
Ряд наблюдателей считают стратегию Вашингтона частью поэтапного «окружения» Китая с целью «управления» в сфере безопасности в АТР и в Евразии в целом, в особенности с целью сдерживания роста Китая. Более того, некоторые западные стратеги утверждают, что в целях повышения эффективности этой стратегической концепции в долгосрочной перспективе, необходимо препятствовать укреплению отношений России и Китая. По их мнению, противодействие Евразийской концепции Москвы будет способствовать долговременному сдерживанию Китая.
Так или иначе, по мере развития стратегических концепций и механизмов, НАТО будет играть значительную роль в Азиатско-Тихоокеанском регионе в качестве инструмента глобальной политики США.
Комментарии