Растаяли к весне

После спада уличной активности практически единственным свидетельством существования российской оппозиции остаются ежемесячные заседания ее Координационного совета. Выборы в КС в октябре 2012-го прошли с большой помпой, о них много говорили депутаты Госдумы и провластные СМИ. Однако за прошедшие полгода КС запомнился скорее публичными скандалами и нудными обсуждениями регламента, нежели реальной работой. «Лента.ру» выяснила, чем в действительности занимаются члены Координационного совета, что мешает его конструктивной работе — и есть ли вообще у КС хоть какие-то перспективы.
Ближайшее — седьмое по счету — заседание Координационного совета российской оппозиции пройдет 20 апреля, в день рождения Гитлера. Все совпадения, конечно, случайны. Правда, в недолгой истории КС это уже не первый конфуз, связанный с датой заседания. Минувшей зимой собрание под председательством националиста Владимира Тора случайно назначили на 19 января — годовщину убийства адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. И только после истерики нескольких журналистов в социальных сетях заседание передвинули на день вперед. На этот раз никаких корректировок не будет, поэтому радикальный националист и член КС Николай Бондарик намерен как минимум весело отметить праздник — прямо на заседании. А как максимум он хочет в этот день заблокировать деятельность КС, лишив его кворума.

Ситуация выглядит зловеще абсурдно еще и потому, что председательствовать 20 апреля будет ученый-биолог Михаил Гельфанд (он наотрез отказался разговаривать с корреспондентом «Ленты.ру» из-за недовольства предыдущим интервью). «А если на заседание КС 20 апреля принести микроволновку и запихать туда гельфанта??» — спросил читателей своего твиттера отдыхающий в Таиланде Бондарик (орфография автора сохранена — прим. «Ленты.ру»). Большую часть сообщений с пляжа националист посвящает высмеиванию коллег по КС — либералов и евреев — и более чем сомнительным шуткам про Холокост («Особенно вдохновляет их веселый праздник холокост — как мне недавно сказали, это торжественное сжигание обрезков»).
Выборы в Координационный совет прошли в конце октября 2012 года, когда протестная активность ощутимо снизилась — и стало ясно, что оппозиции нужен новый и желательно регулярный повод попадать в новостные сводки. Поскольку активнее других в ходе протестов зимы 2011-2012-го показали себя либералы, архитекторы КС искусственным образом попытались обеспечить представительство левых и националистов в новой общественной структуре. А именно — посредством курий: трем идеологическим фракциям гарантировали по пять мест в совете, еще 30 человек избирались туда по общегражданскому списку. Подавляющее преимущество в КС, впрочем, все равно получили либералы: из 30 избранных «гражданских» членов только Дмитрий и Геннадий Гудковы, Сергей Удальцов и Олег Шеин придерживаются других взглядов. При этом Шеин уже вышел из КС, а Удальцов — под домашним арестом.

Новейшая российская история наглядно демонстрирует, что именно либеральные политики органически неспособны договориться между собой о какой-либо совместной деятельности. Неудивительно, что размежевание КС пошло не по очевидной идеологической линии, а между старыми демократами (в лице Гарри Каспарова, Бориса Немцова, Андрея Пионтковского и других) и либеральными политиками-неофитами, пришедшими в совет прямо с Болотной площади (Ксения Собчак, Михаил Шац, Сергей Пархоменко и прочие).


Представитель «старых демократов», бывший советник Путина, экономист Андрей Илларионов метко обозначил два этих лагеря как «республиканцев» и «лоялистов». Журналист и член КС Олег Кашин в беседе с «Лентой.ру» не менее точно называет эти группы, соответственно, «ветеранами "Солидарности", для которых КС является ее продолжением», и новыми политиками, для которых совет стал «попыткой вскочить на поезд, стоящий на резервных путях».
«Республиканцы» — это радикальные либералы, которых в резко критическом отношении к режиму поддерживают избранные по куриям левые и националисты, объясняет политолог Андрей Пионтковский. Спустя полгода он устал бороться с группой «сислибов» (системных либералов), которых считает «проекцией одной из башен Кремля», и в начале апреля объявил о своем выходе из КС. «Когда вы доживете до моего возраста, то поймете, что хотя силы еще есть, но [просто нелепо] тратить их и время на переписку с [муниципальным депутатом Максимом] Кацем по вопросу регламента. Считаю свою роль исчерпанной. Революционеры не могут делать революцию с людьми, желающими ее остановить», — разжевывает Пионтковский, размеренно стуча пальцами по столу. По его словам, работа КС с самого начала оказалась парализована. Пионтковский вместе с Каспаровым и Илларионовым выступает категорически против какого-либо сотрудничества с властью. Он пытался выразить эту свою идею в проекте манифеста КС. Но после ожесточенных баталий был принят более мягкий вариант. «Положения о нелегитимности власти и необходимости мирной антикриминальной революции включить в манифест удалось в очень разжиженном виде», — жалуется Пионтковский. Он несколько самонадеянно уверен в том, что Россия больше не хочет видеть Путина президентом. «Мы убедили большинство людей, что власть никуда не годится, и людей от решительных действий (и элиты — от госпереворота) удерживает только непонимание, что будет, когда режим падет», — чеканит Пионтковский. По его мнению, лоялисты удовлетворились брошенной Кремлем «костью» в виде упрощенной регистрации партий. Он напоминает, что «Группа граждан» (Собчак, Пархоменко и другие) еще на выборы шла с идеей «влиять на власть, а не менять ее» — «нельзя критиковать Путина, так как это только маргинализует оппозицию». «Сислибы», по мысли Пионтковского, согласились терпеть Путина до тех пор, пока он сам не уйдет, передав власть приличным людям из того же Комитета гражданских инициатив бывшего министра финансов Алексея Кудрина. В качестве доказательств Пионтковский приводит как доклад КГИ об общественном договоре, так и пост Немцова о том, что Путин не уйдет раньше 2018-го или даже 2024-го (такое же мнение в беседе с «Лентой.ру» высказал и соратник Немцова — член КС Илья Яшин).
Бондарик, который отзывается о Пионтковском как о пожилом интеллигентном человеке, от лица националистов ту же мысль высказывает более доходчиво: «Еврейские либерасты используют КС как ширму для своих грязных делишек. Они ничем не лучше кремлядей. Это жулики, которым не дают воровать. Они торгуются с Кремлем за нашими спинами, слив протест и саботируя протестную работу».