И-153 и Bf.109

Самолёт «И-153»,«чайка» считался едва ли не основным истребителем начала войны.

Западный округ прикрывал границу протяженностью 470 км от Гродно до Бреста включительно. На его правом фланге базировались полки 11-й смешанной авиадивизии: 122-го иап с 75 И-16 и И-153 на аэродроме Скидель, и 127-го иап, имевший 72 И-153, базировавшийся в Августове (юго-восточнее Гродно).

Оба полка, являвшиеся хорошо подготовленными частями, на рассвете подняли по тревоге на перехват немецких бомбардировщиков.

Созданный 20 июня 1941 г. для обороны советской столицы 6-й истребительный авиакорпус насчитывал в середине июля 783 боевые машины, среди них «Чаек» насчитывалось 94, то есть около 12%.

Качество их лётных экипажей было выше всяких похвал.В первые месяцы войны они сбили сотни Ме-109.

С 22 июня по 5 июля потери люфтваффе - 807 самолетов. С 6 июля по 2 августа - еще 843. А в начале сентября немцы подсчитали: русские уже сбили такое же число самолетов, с которым немцы начинали войну.

Вдумайтесь в это – прошло лишь два с половиной месяца войны, причем самых неудачных для нас месяца, а немцы уже потеряли, считай, целиком – все свои ВВС, с которыми вступали в войну. К концу октября ими потеряно уже в полтора раза больше истребителей, чем войну начинало.

Люфтваффе напавшее на СССР было уничтожено в первые 3 месяца войны......немцев спасло только пополнение из новых истребителей только спущенных с конвейра и переброска авиагрупп с западного фронта. 

Значительную часть из них сбили И-153

«ЧАЙКИ» И «МЕССЕРЫ.ПЕРВАЯ ВЧСТРЕЧА

В первый же день войны в 8 часов утра 4 истребителя И-153, ведомая капитаном Можаевым, прикрывая наземные войска в районе Бреста, встретила 8 истребителей Ме-109.

В неравном бою советские пилоты свалили три немецких истребителя, потеряв одну машину.

Пилот Иван Калабушкин сбил на И-153 самолёте два Ме-109E, два Ju-88A и Не-111

Многие "чайки" тем не менее оказались уничтоженными на "мирно спящих аэродромах" 

Чурилин Алексей Павлович

Он не просто лётчик, а командир звена, за штурвалом истребителя не первый год, его считали асом - на счету лейтенанта в первые дни войны 3 сбитых Ме-109 и 3 бомбардировщика.

Потом он был сбит, ранен и считался погибшим.Но выжил и вернулся на фронт

Попав на фронт в конце 1942 года, сержант А. П. Чурилин стал первым лётчиком созданного 611-го авиаполка, уничтожившим Ме-109.

Эту победу он одержал на биплане И-153, когда реактивными снарядами РС-82 сбил "Мессер" в схватке с 2 вражескими истребителями, первым устремившись в атаку на противника.

2 «чайки» против 6 «мессеров»

Он воевал беззаветно и храбро, вёл воздушные бои осмотрительно и точно, в совершенстве владел боевой машиной. Алексей Чурилин не побоялся вступить в бой с большой группой вражеских самолётов, пытавшихся атаковать позиции советских войск в районе станицы Ахтырской. Пара советских самолётов врезались в строй 20 вражеских бомбардировщиков, которых прикрывали 6 Ме-109.

Алексей Чурилин и его ведомый сбили 2 "Юнкерса", отбили атаки «мессеров»,заставили остальных куда попало сбросить бомбовый груз, а сами невредимые вернулись на базу.

Весной 1943 года Алексей Чурилин был контужен, через год получил осколочное ранение, но неизменно возвращался в родную часть. Командование не раз отмечало его мужество и мастерство.

3 мая 1943-го

3 мая 1943 года группа самолётов И-153 из 611-го авиационного полка под командованием младшего лейтенанта А. Чурилина штурмовала вражеские войска в районе станицы Крымской. Юркие "Чайки" меткими пулемётными очередями и бомбами подавляли и уничтожали живую силу врага.

Во время последнего захода в воздухе появились истребители противника и атаковали "Чайки". Встав в оборонительный круг, советские истребители приняли воздушный бой, длившийся 15 минут.

Отбивая яростные атаки "Мессеров", наши лётчики уходили на восток, сохраняя боевой порядок. Защищая друг друга, советские истребители вышли из боя без потерь. В этой схватке был сильно повреждён самолёт младшего лейтенанта Г. Папяна. Заметив это, фашистские лётчики усилили атаки. Но на помощь Папяну бросились его товарищи.

Отбивая наседавшие Ме-109, они мужественно защищали своего боевого друга, сбив при этом 2 «мессера».

С 1944 года Чурилин уже командовал эскадрильей 611-го авиаполка, действующего над Румынией, Югославией и Венгрией. При этом им применялся самый прогрессивный метод обучения - метод показа действий в бою и личного примера.

Комэск капитан А. П. Чурилин, имевший на боевом счету 10 сбитых самолётов противника, признанный мастер воздушного боя, попеременно брал ведомыми разных молодых лётчиков, учил их, как нужно сбивать "Мессеры"….Уже правда на «Яках»

Командир эскадрильи 611-го истребительного авиационного полка майор А. П. Чурилин совершил более 300 боевых вылетов, в 100 воздушных боях сбил 32 самолёта противника. Сам сбит не был, но был дважды ранен. В составе группы уничтожил на земле 21 самолёт.

Воевал на И-153, потом на ЛаГГ-3, а Як-1, а с конца февраля 1945 года - на Як-3.

Николай Дудин

28 июля пара «Чаек» командира эскадрильи капитана Тормозова и младшего лейтенанта Дудина получила задачу по прикрытию переправы на реке Ловать у деревни Севастьянове (район Великих Лук). Путь предстоял не близкий, вылетели с подвесными баками. В районе цели пару атаковала четверка «Мессеров», однако в ответной атаке Николаю Дудину удалось поджечь один немецкий истребитель.

Немцы в свою очередь подбили самолет Тормозова, у него загорелся левый подвесной бак. Пытаясь сбить пламя и сбросить баки, комэск в глубоком скольжении вывалился из боя. Тройка «мессеров» переключила внимание на «Чайку» Дудина.

И напрасно. Тормозов, справившись с пожаром, сбросил баки и, развернувшись, сбил вторую неприятельскую машину.

Еще один «мессершмитт» был уничтожен Дудиным в лобовом таране. Сам пилот приземлился на парашюте в расположение наших войск. Капитан Тормозов благополучно вернулся на свой аэродром. Так как бой проходил над своей территорией, обломки сбитых немецких машин обнаружили поблизости.

Оказалось, что в этом воздушном бою были сбиты все четыре «мессера». За этот и другие воздушные бои Николая Дудина в октябре 1941 г. удостоили звания Героя Советского Союза.

Кроме него еще четверо наиболее результативных летчиков полка с десятью и более победами получили звание Героев.

«Чайки»раз за разом опровергали «мессеры»

Пётр Сбигнев

Впервые лицом к лицу он встретился с противником, когда 6 июля 1941 года девятка "чаек", в составе которой шёл Сгибнев, близ полуострова Ханко атаковала крупный фашистский караван.

Это был первый в истории Отечественной войны морской бой эсминцев ("Сердитый" и "Смелый") с фашистскими кораблями.

Сгибнев спикировал на шедший в боевом охранении катер, бил по нему до тех пор, пока не потопил, но, увлёкшись боем, отстал от своих и вступил в бой с тройкой "мессеров". Удалось сбить один самолёт.

Погнался за вторым, но был атакован третьим фашистом и был ранен. Спастись ему помогли подоспевшие товарищи. Вернувшись на аэродром, он получил взбучку за неосмотрительность в бою.

В конце июля со своим звеном надёжно прикрывал в Ирбенском проливе первую в истории флотов атаку группы торпедных катеров на вражеский конвой в светлое время суток. Шесть "мессеров" пытались сорвать эту атаку. Звено вступило в схватку и выполнило боевую задачу. Катера потопили 5 неприятельских кораблей.

Сгибнев сбил один "Ме-109", но его самолёт подожгли, а сам он был ранен в голову. Петру Георгиевичу удалось сбить пламя и с заглохшим мотором совершить вынужденную посадку на свою территорию.

За мужество и отвагу в боях с врагом Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1941 года Сгибнев был награждён орденом Красного Знамени

Алексей Смирнов

Начало Великой Отечественной Войны встретил в 153-м ИАП (Ленинградский Фронт), летал на разведку, штурмовку и прикрытие своих самолетов.

В Июле 1941 года, на биплане И-153, одержал первую победу - сбил Ме.109. До перевооружения полка на И-16 сбил 4 самолета.

Восемь «мессеров» против четырёх «чаек»

В августе 1941 г. восьмерка Bf 109Е атаковала четверку «Чаек», штурмовавших вражескую мотоколонну. По команде ведущего А. Смирнова И-153 совершили боевой разворот.

В завязавшемся бою «чайки» сбили два Ме-109Е, не потеряв ни одного своего самолета.

РЕКОМЕНДАЦИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ

Для И-153 эта «Тактика» во многом уже не подходила, но, принимая во внимание, что разработали ее на основе опыта 1941 — 1942 гг. и во многие полки фрагментарно доводили в виде многочисленных циркуляров, некоторые ее положения оказались весьма интересны.

Тем более, что пилота И-153 призывали не к обороне, а к активной (!!!) воздушной схватке:

«Отличная маневренность «Чайки» делает ее неуязвимой для неповоротливого Ме 109, если только летчик «Чайки» хорошо осматривается кругом. И-153 всегда может вывернуться из-под атаки и встретить противника огнем в лоб. При этом часто получается так, что И-153 может вести огонь по Ме 109, а тот довернуть до «Чайки» не успевает».

Инструкцией предписывалось применение истребителей типа И-153 на самом нижнем ярусе возможных боевых столкновений — на высотах 500 — 1000 м, в боевом порядке, получившем название «пчелиный рой».

Впрочем, соблюдение подобных условий возможно было лишь при наличии нескольких пар истребителей И-153, в жизни подобное встречалось уже крайне редко.Они несли потери в войне и выпуск их производства постепенно сокращался

В начале 1942 г. советская фронтовая авиация имела немногим более двухсот самолетов И-153.К концу летнего сезона количество этих истребителей сократилось более чем вдвое. По состоянию на 1 июля на фронте имелось 83 «Чайки», из них 42 машины в 5-й воздушной армии.

В 1944 г. оставшиеся И-153 окончательно отошли на задний план.

В наступательных операциях Красной армии эти самолеты уже не участвовали, отдельные «Чайки» несли вспомогательную или патрульную службу. Так, вплоть до мая 1945 г., несли охрану внутренних конвоев в Белом море И-153 ВВС Северного флота.

ОДНА ВОЗДУШНАЯ БАТАЛИЯ

Я уже приводил эти воспоминания ранее и приведу ещё раз

В своей книге «Долетим до Одера» генерал-майор авиации Г. А. Пшеняника, описывая бой 25 августа 1942г., отмечает, что немецкие пилоты в этом бою круто получили от наших:

«В тот день, 25.08.1942г.,предстояло нанести штурмовой удар по вражескому аэродрому Дортуй.

В нём участвовала группа самолетов 84 "А" иап и 88 иап: 9 самолётов нашего полка и 8 соседних И-153, боевой порядок которых возглавил командир 84-го авиаполка майор Я. И. Антонов.

Стояла ясная погода, и на фоне белоснежных вершин Кавказа наши самолёты превратились в весьма заметные для врага чёрные мишени.

Так что "мессеры" уже поджидали в воздухе.

Судя по всему, это были новые модернизированные Ме-109Ф, которые легко маневрировали и даже шли в лобовые атаки. 20 вражеских самолётов вели бой против 17 наших. И всё-таки, через 8-10 минут напряжённой схватки, первыми не выдержали немецкие пилоты – один за другим стали падать на землю горящие "мессеры". Вот уже 6-й загорелся...

Отличились и наши друзья из 84-го полка: они сбили 4 машины.Но помимо радости победы, этот бой принёс нам и боль невосполнимой утраты: немцам удалось сбить 2 истребителя И-153, и на одном из них — Якова Ивановича Антонова, замечательного лётчика и очень толкового командира.

Это был тяжёлый день для личного состава обоих полков...

Летчик выбросился на парашюте. Летчики Павлов, Лавочкин, Гарьков тщательно оберегали командира и, снижаясь, кружились вокруг него до самой земли. Они видели, как он приземлился, но больше ничем помочь ему не смогли».

«Чайки» против мессеров….итог воздушного боя 10 к 2 в пользу И-153.

ФИНСКИЕ ВВС

«Чайка» была настолько хороша что её использовали и враги.

Самолеты И-153 применялись также в немецкой и финской авиации. Так, финские ВВС использовали трофейные «Чайки», а также переданные Германией в рамках помощи до августа 1945 г.

Была создана авиагруппа морской разведки LLv 30, которая действовала достаточно успешно, при малых собственных потерях: лишь один самолет был сбит в воздушном бою и семь потеряно в результате аварий двигателя. Всего в финской авиации самолеты И-153 налетали 2200 часов, поставив своеобразный рекорд.

Один из трофейных И-153, отремонтированный немцами, в исправном состоянии был обнаружен после окончания войны в ангаре на аэродроме во Франции. Он стал экспонатом национального музея истории авиации в Париже.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поскольку в начале войны Мигов и Яков было мало в ВВС СССР,основным противником немецких эскадрилий были именно «чайки».

Они хотя на бумаге технически уступали «мессерам»,в воздухе доказывали своё превосходство над ними.Они во многом опровергли люфтваффе