День космонавтики — со слезами на глазах
На модерации
Отложенный
Вы, конечно, знаете этого человека. У нас все его знают. Не много найдется людей, столь же прославивших нашу страну.
Но тогда, в 1938–м, пытавшие его следователи, сломавшие заключенному челюсть и вскоре, после угроз расправиться с женой и дочерью, добившиеся признательных показаний, вряд ли задумывались о будущей судьбе подследственного. Через руки садистов проходили десятки ярких личностей и среди следователей было даже негласное соревнование: кто у кого быстрее сломается и все подпишет. Отказ на суде от выбитых под пытками «признаний», разумеется, ни на что не повлиял, но подсудимому повезло. Неведомые шестерни карательного механизма повернулись, и первоначально включенный в список врагов народа по первой (расстрельной) категории, он в итоге получил всего 10 лет лагерей.
На Колыме, на золотом прииске, наш герой выжил случайно. К систематическому недоеданию и цинге, жестоким морозам и изнурительному труду, добавился террор уголовников. Уголовники вообще безнаказанно эксплуатировали «врагов народа» – за их счет освобождали «своих» от тяжелой физической работы, отнимали пайки, чтобы лучше питаться. Попытка «бунта» гордого одиночки была с легкостью подавлена измором. Он стал «фитилем», его даже перестали гонять на работу, так как он не мог ходить: «Как только наклонюсь – падаю. Распух язык, десны кровоточили, зубы повыпадали от цинги». Не работаешь – уменьшают и без того нищенскую пайку.
Перед неожиданным спасителем, узнавшим талантливого коллегу, предстал умирающий доходяга: «В немыслимых лохмотьях лежал страшно худой, бледный, безжизненный человек».
Попадание в шарашку Туполева стало и спасением, и началом, без преувеличения, величайших дел. Но фраза «хлопнут без некролога» надолго стала его любимой присказкой. «Глаза–то у нее [Фемиды] завязаны, возьмет и ошибется, сегодня решаешь дифференциальные уравнения, а завтра – Колыма». В 1965, незадолго до смерти великого конструктора, его навестили друзья по туполевской шарашке. Показывая на охрану у ворот, он, академик, дважды Герой Соцтруда, произнес: «Знаете, ребята, иной раз проснешься ночью, лежишь и думаешь: вот, может, уже нашелся кто–нибудь, дал команду – и эти же вежливые охранники нагло войдут сюда и бросят: «А ну, падло, собирайся с вещами!»»
Его смерть стала тяжелейшим ударом для целой отрасли. Последней попыткой спасти пациента стала операция, которую проводил лично министр здравоохранения СССР. Во время операции анестезиолог столкнулся с непредвиденным обстоятельством – для того чтобы дать наркоз, надо было ввести трубку, а оперируемый никак не мог широко открыть рот. Когда–то сломанные на допросе, челюсти пациента неправильно срослись, и он всегда нервничал перед посещением зубного врача.
P.S.
12 апреля – один из немногих праздников, который в нашей семье отмечают всегда. Спасибо Вам, Сергей Павлович.
Комментарии
Удивительно, право, сегодня таое читать, но это факт !!! Оперировал Сергея Павловича министр здравоохранения СССР, действительный член АМН СССР, профессор Б. В. Петровский, а ассистировал Петровскому заведующий хирургическим отделением, доцент, кандидат медицинских наук Д. Ф. Благовидов.
"Россия была и есть Большая Зона"...(с). И из этой Зоны в Космос полетел Первый космонавт Земли Юрий Гагарин. Ужос!!!
А также спасибо любому другому, кто мог находиться на его месте и достиг бы не меньших успехов
потому, что была построена СИСТЕМА, обреченная на успех.
А вот когда старцы успокоились, разучились подбирать лидеров отраслей, областей, краёв, - произошла катастрофа.
Тов. С. П. Королёв был болен саркомой прямой кишки. Кроме того, у него имелись: атеросклеротический кардиосклероз, склероз мозговых артерий, эмфизема лёгких и нарушение обмена веществ. С. П. Королёву была произведена операция удаления опухоли с экстирпацией прямой и части сигмовидной кишки. Смерть тов. С. П. Королёва наступила от сердечной недостаточности (острая ишемия миокарда).
Министр здравоохранения СССР, действительный член АМН СССР, профессор Б. В. Петровский; действительный член АМН СССР, профессор А. А. Вишневский; заведующий хирургическим отделением больницы, доцент, кандидат медицинских наук Д. Ф. Благовидов; член-корреспондент АМН СССР, профессор А. И. Струков; начальник Четвёртого главного управления при Минздраве СССР, заслуженный деятель науки, профессор A.M. Марков.[13]"
Комментарий удален модератором
Когда Королёв вернулся, о лагере он рассказывал только один раз. Дочь Наталья вспоминает: «В ноябре 1944 года, когда отец впервые после освобождения приехал в Москву, он до шести утра рассказывал бабушке и маме о допросах, судах, тюрьмах, лагере, "туполевской шараге"... А когда выговорился, попросил: "Больше никогда не спрашивайте. Хочу всё забыть как страшный сон". Золото не любил до конца жизни. Не раз повторял: "Я ненавижу золото".
У Королёва была репутация грозного начальника. Грозного, но не жестокого. Он заботился о тех, с кем работал. По четвергам, когда принимал по личным вопросам, его кабинет ломился от посетителей. С.П. (так его порой звали за глаза) помогал доставать лекарства, устраивал в больницы, выбивал жилье... При этом каждый знал: если дело срочное, надо перехватить Главного утром у входа в КБ. Пока проводишь до кабинета - решишь вопрос.
Один раз слесарь уронил гайку внутрь космического агрегата. Пришел к С.П. ни жив ни мертв: так, мол, и так. Думал, Королев голову оторвёт, а тот спокойно говорит: "Молодец, что не скрыл. Иди работай, но впредь будь внимательнее". Однако всем известны и его знаменитые разносы. "В Москву, по шпалам!!!" - так это звучало в Капустине Яре и на Байконуре.
Летчик-испытатель Марк Галлай рассказывал, что Сергей Павлович страшно не любил пусков ракет по понедельникам. Если же они случались, то он был на взводе. Гневался, когда натыкался на старте на женщин...
А ещё он всегда носил в правом кармане пиджака две копеечные монетки на счастье. И очень расстроился, не найдя их утром 5 января 1966 года перед уходом в больницу. Была у него привычка перебирать их в трудные моменты. А когда уходил, рассчитывая, что у врачей пробудет два дня - субботу и воскресенье, а в понедельник уже на работу, - монетки эти почему-то не нашел. Всё перерыл в шкафу, карманы всех пиджаков вывернул. Тщетно. …
У него был приятель - студент с биофака. Он как-то позвал его на лекцию, которую читал Тимофеев-Ресовский. Мол, интересно очень. Тимофеев тогда на Урале находился.
И вот незабываемое впечатление: запустили в космос спутник - всенародное ликование. Тут выходит на трибуну Тимофеев и начинает лекцию словами "На хрена нам нужен этот космос. У нас полно дел на Земле." Аудитория в шоке.