Памяти Бориса Стругацкого
На модерации
Отложенный
Сегодня Борису Натановичу Стругацкому исполнилось бы 80 лет. Мы публикуем подборку его ответов на вопросы наших пользователей из сообщества «Кто вы, гайдпаркеры?». Полную версию ответов, которые писатель дал за несколько месяцев до своего безвременного ухода, можно посмотреть здесь:
Произведение с открытой концовкой
Оптимальный способ превращения в звезду
Человек Воспитанный никем не востребован
Они превратили коммунизм в ругательное слово
Владимир Крицкий Мудрость приходит с возрастом. Меня интересуют Ваши новые впечатления от окружающей Вас действительности, приходящие только в почтенном возрасте. Болезни, бытовые проблемы – это понятно, но это все проходит, как сказал мудрый Соломон. Человек живет вечно в своем теле не умирая, жаль, что не вечно молодым и здоровым. Возраст – это как машина времени, забрасывающая индивидуума в чуждое для него общество будущего, наступает одиночество. Умирают друзья, дети, внуки. Появляется ли хоть на мгновение восхищение непредсказуемым многообразием окружающего мира, возникает ли желание творить, созидать?
- Подозреваю, что это все – страшно индивидуально и зависит от множества (неконтролируемых) обстоятельств. «Восхищение многообразием мира», иногда – почти детское, знакомо мне отлично. И я на всю жизнь запомнил страстно-восторженную речь Купринского героя (из «Поединка»). Цитирую по памяти: «Жизнь прекрасна! Даже если поезд задавит меня и потащит по рельсам мои вырванные и окровавленные внутренности, - даже в этот момент, умирая от боли, я воскликну: как прекрасна жизнь!» К сожалению, как заметил, кажется, Л.Толстой, мудрость приходит вместе с импотенцией. Но беда даже не в этом. Беда в том, что импотенция приходит обязательно, а мудрость – нет J
Вячеслав Ванновский Борис Натанович. Вопрос, может быть, не совсем к Вам. т.к. вы показываете человека в будущем. Но как представитель племени фантастов, дайте свое видение, почему ВСЕ писатели пропустили сегодняшний взрыв интернет- технологий? Писали о планетах, машинах времени, а о глобальной телефонии было только в сказках.
- Потому что, вопреки устоявшемуся и совершенно неправильному мнению, фантасты ни к черту не годные пророки и футурологи. Потому что, - за редчайшим исключением, - все, что им удается реально предсказать, суть либо банальности, либо случайные попадания. Потому что реальность будущего погружена в такой чудовищно сложный клубок вариантов и возможностей, что распутать его не дано никому. Можно ощутить Дух Будущего, его ауру, но невозможно предсказать никакие детали: «конкретности непредсказуемы». И когда Стругацкие предчувствуют неизбежность появления системы индивидуальной связи, они оказываются способны придумать только дурацкие «браслеты», миниатюрные рации, - столь же похожие на наши нынешние мобилы, как ковер-самолет похож на «Боинг».
Виктор Болгов Наверное мои вопросы не новы. Но я всё же задам ихj вам, Борис Натанович: ЧТО ЖДЁТ РОССИЮ И ЕЁ НАРОД В БЛИЖАЙШИЕ 10-15 ЛЕТ? Есть ли у вас, опытного, знаменитого писателя-фантаста, отличающегося прозорливостью, прогноз будущего страны?
- По-моему, я здесь писал уже об этом. В ближайшие годы Россия сделает выбор между естественнейшим курсом на европеизацию экономики и всей жизни - и вполне естественным (для России) возвращением в Азиопу (оставить «все как есть», то есть обменять прогресс на стабильность). Объективно страна нуждается в выходе на торную дорогу постиндустриального развития. Субъективно – миллионные массы людей не хотят ничего менять и готовы удовлетвориться тем немногим, что у них есть. Какой путь будет выбран, не знаю. И никто не знает. Скорее всего, это будет путь некоего компромисса, так что через 10 лет мы окажемся в глубоком застое, и разразится очередная перестройка.
ОЛЬГА КОННИК Вопрос Борису Натановичу: Кого бы Вы назвали героем современности, на чьем примере можно воспитывать подрастающее поколение?
Огромное спасибо Вам за творчество!
- «Герой современности» и «образец для подражания» - это (по определению) совершенно разные люди. (См. например, повесть М.Ю.Лермонтова). Я бы сказал, что героем нашей современности является Предприниматель, - в самом широком смысле этого слова. Бизнесмен. Сколачиватель состояний. Изобретатель-миллионер. Реализатор фантастических рискованных проектов. Человек резкий, жесткий, беспощадный к себе и другим, не интеллигент, - о, совсем не интеллигент! – обладатель морали, плотно упакованной в две-три заповеди (например: не верь, не бойся, не проси) – Человек Цели, моночеловек. В литературе его пока нет, - видимо, писателей от него мутит. Но Андрей Рубанов уже сделал попытку: читайте его «Готовься к войне» - любопытная книга, любопытный герой… Что же касается «образца для подражания», то тут у нас совсем уж полный вакуум. С одной стороны, хорошо бы в образцы записать современного интеллигента, - творца, эрудита, ко всем благорасположенного, исповедующего примат добра, - но ведь подражая такому, ребенок вырастет пресловутым «ботаником». Каково ему будет в наших джунглях? Или, наоборот, взять за образец бойца, профессионала, мастера по выживанию, - да, разумеется, честного, разумеется, образованного, толерантного… но – в известных пределах, все-таки, с некоторыми сужениями и ограничениями. Что-нибудь по принципу «добро должно быть с кулаками» или «не друг человечеству, а враг его врагов». Ну и вырастет у вас наемник, завсегдатай «горячих точек». Впрочем, надо ясно понимать, цена всем «предлагаемым» взрослыми дядями и тетями образцов – пятачок пучок. И за образец будет взят Костя Щербатый с Ломанского, и мы с вами никогда не поймем, почему.
Путаник nl Уважаемый, Борис Натанович, в своей книге "Хищные вещи века" вы осуждали общество потребления и показали его пороки. Но в недавнем интервью в газете вы защищали обывателя и его право на безудержное потребление. Ваша позиция по этому вопросу изменилась и почему? Заранее спасибо за ваш ответ.
- По-моему, Вы поняли меня совершенно неправильно. Я никогда не защищал обывателя и Общество Потребления. Я утверждал и продолжаю утверждать, что Мир Потребления убог, населен дураками и вообще бесконечно далек от идеала. Но у него есть два (важных!) достоинства. Во-первых, он сохраняет свободу любой, в том числе самой «прогрессивной», деятельности, а значит, способен к развитию. И во-вторых, из всех РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩИХ вариантов организации человеческого социума он является наименее поганым.
Иван Помнящий Здравствуйте Борис Натанович.
Как Вы лично, как представитель той культуры которую я вспоминаю с уважением и трепетом, относитесь к прошедшему 20-ти летию после развала СССР?
Время учеников 1-2-3
Миры Стругацких: Время учеников, XXI век
Хотелось бы прочесть Ваше видение того как Ваши миры развивались и жили, и что стало с ними теперь..
- Эти 20 лет – «время отката», которое наблюдается после любой революции.
Время осознания того грустного факта, что не будет нам ни молочных рек, ни кисельных берегов; что жизнь, хотя и переменилась, но легче не стало; что «справедливости в мире как нет»; и вот уже прошлое, дореволюционное (от которого 20 лет назад отбрыкивались с таким ожесточением) начинает смотреться как ласковый сон, - и водка была крепче, и погода лучше, и начальство добрее. Оказывается вдруг, что и с культурой дела обстояли более чем. Какие были комедии! Какие поэты были! «А в области балета… о, тут мы были впереди планеты всей». А то, что была цензура, так это было даже неплохо: все эти творцы-молодцы вынуждены были бороться за выживание и совершали просто-таки творческие подвиги, пробиваясь через линии обороны Главлита и отделы культуры обкомов… Способность человеческого воображения строить «светлое прошлое» наводит изумление! (Как Гоголь сказал, но по другому поводу).
Ариф Ганбаров Доброго здоровья и долгих лет, Борис Натанович! Ой, много вопросов. Озвучу только часть.
- Что был для Вас Развал нашего Союза?
- Испытали ли Вы разочарование в коммунистических идеях, если это было. как это происходило?
- Как повлияло на Ваше творчество уход Вашего брата (Ц-рство ему Н- бесное)?
- Как Вы воспринимаете современного молодого читателя, есть среди них Ваши поклонники?
Благодарю Вас за внимание к нашей публике, за то что Вы согласились на общение с нами.
- Развал СССР был явлением грандиозным, но вполне ожидаемым. К тому шло уже несколько лет, а когда система госбезопасности развалилась, ничто и никто уже не мог сдержать центробежные силы, раздирающие одряхлевшую империю, в которой все, без исключения, правящие элиты союзных республик «из всех сухожилий» рвались на волю, из-под тяжелой руки Москвы, в жажде «независимости», о которой они не знали ничего, кроме: «сами, сами будем вопросы решать, без вторых секретарей…» Насколько я помню, особого огорчения по поводу этих событий никто не испытал, - во всяком случае, огорчения не выразил. Всем казалось, что страна таким образом выходит из состояния тяжелой осточертевшей уже болезни, и впереди теперь – что-то новое и безусловно хорошее.
Собственно в идее коммунизма я не разочаровывался никогда. Я и сейчас считаю, что это идея светлая, идея-мечта, недостижимая, видимо, но прекрасная. Самое решительное разочарование испытал я (как и миллионы граждан СССР) в тех начальниках, которые «без лишних слов» ведут нас к коммунизму и в тех средствах, которые ими для достижения цели применяются. Отвращение и раздражение вызывала та атмосфера беспардонной и непробиваемой лжи, в которую они погрузили страну. И сильнейшие сомнения мучили по поводу: да к коммунизму ли ведут они нас? Коммунизм это общество, в котором высшим наслаждением и счастьем каждого человека является творческий труд. А эти сытые, малограмотные, серые, лживые чиновники с оловянными глазами, - они способны ли понять и принять эту цель? Нужен ли им этот мир, - где ни власти у них не будет, ни смысла существования? Ведь в их понимании коммунизм это когда каждому по потребностям, а все указания партии и правительства выполняются неукоснительно… Семьдесят лет эти паханы и жлобы вытворяли все возможное и невероятное, чтобы выхолостить, изуродовать, запятнать кровью идею-мечту и добились-таки своего: по всему миру понятие коммунизма оказалось замаранным и превратилось, по сути, в ругательное слово.
Виктор Иннокентьевич Захаров Вы были талантливым русским писателем. Многие перекрасились в либералов и забыли о своём русском происхождении. Считаете ли вы себя евреем русского происхождения?
Извините за такой вопрос, он связан с гариком Игоря Губермана:
Варясь в густой еврейской каше,
смотрю вокруг, угрюм и тих:
кишмя кишат сплошные наши,
но мало подлинно своих.
Игорь Губерман.
- Короче, «Еврей ли вы?» (см. Ильфа-Петрова). Аркадий рассказывал, как в начале 50-х, когда в Канском училище военных переводчиков, его, преподавателя и старшего лейтенанта, прорабатывали на партсобрании за «бытовое разложение», тамошний политрук, настырный как особист, снова и снова требовал от него: «Нет, старший лейтенант, вы нам скажите, чувствуете вы себя евреем или нет?» Старший лейтенант, комсомолец, красавец, крутой сталинист и интернационалист, торчал перед собранием, потеряв дар речи… Дурацкий, по сути, вопрос, лишенный какого-либо смысла, но у нас, во все времена, он звучал опасно, источал угрозу, был очень даже осмыслен и означал, по сути: «признаешь ли ты себя чужаком, вредной особью, человеком второго сорта, и даже не человеком - уродом и выродком, достойным лишь презрения и отвращения?» Традиция такая. Или привычка. Очень понятная, если помнить, что у нас наименование одной-единственной национальности способно, само по себе, без каких-либо добавлений, звучать как ругательство: «У, евр-рей!..»
После этого небольшого лирического отступления (извините, Ваш вопрос, вроде бы, и не должен был будить «генетическую память», - ан разбудил!), перехожу к конкретностям.
Я считаю себя русским. Я родился в России, в России всю жизнь живу и, даст Бог, умру в России. Я не знаю никакого языка, кроме русского, и причастен к русской культуре как ни к какой другой. Мой менталитет это менталитет русского интеллигента-шестидесятника, убежденного, что «национализм есть последнее прибежище негодяя». Я из той команды русских, которые никогда не делят людей по национальностям, потому что это – глупость, поганая глупость и более того – опасная глупость. А когда я слышу вопрос, «чувствуете ли вы себя евреем?», я отвечаю, не задумываясь: «Сейчас – да».
Евгений Кутузов Уважаемый Борис Натанович! Хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу прогрессирующей клерикализации России, Как можно - и можно ли с ней бороться? Как можно бороться с распространением лженауки? Как объединиться интеллигентам в борьбе с серостью?
-Ведь к власти уже приходят чёрные!
- Полностью разделяя Ваши опасения, я, тем не менее, не способен предложить никаких решительных мер по поводу этих страшноватых социальных явлений. Боюсь, предстоит долгая и тяжелая идеологическая война, где на одной стороне будут научные знания и здравый смысл 21-го века, а с другой – никак не желающие умирать феодальные пережитки в сознании огромных масс наших граждан, непрестанно поддерживаемые трудностями быта, ощущением бесперспективности жизни, слабостью, отчаянием, болезнями. Религия – прибежище слабых. Так всегда было, и так будет всегда. Чем тяжелее жизнь, тем сильнее позиции церкви. Вряд ли черные победят, но силу они смогут набрать немеряную.
Семен Петров Почему вы прекратили писать о Мире Полдня? Не верите в него?
- В Мир Полудня мы не верили НИКОГДА. Это был Мир-в-котором-нам-хотелось-бы-жить. Ни в коем случае не предсказание, - «всего лишь» мечта. А писать о нем мы перестали, потому что я остался один, и мир этот перестал меня «вдохновлять». Зачем переносить своих героев в мир, которого никогда не будет (потому что он никому не нужен), когда вокруг бурлит, дымится, пугает, радует, бесит и восхищает мир совершенно реальный, привычный, загадочный и бесконечно сложный?
Вячеслав Никифоров Борис Натанович! Нет вопроса. У меня за 70 лет жизнь была очень интересной. А Вам было интересно?
- Да.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Вечная Память,вечная Память,вечная Память.
= = = =
Хула идиота есть признак верности полета!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором