Сергей Миронов: Тоска по великому

На модерации Отложенный
Тоска по великому
 
25 марта 2013 года в Северном государственном медицинском университете города Архангельска прошла лекция протоиерея Димитрия Смирнова, на которой им была высказана мысль, что пришла пора вводить в школах отдельный предмет «Смысл жизни». Действительно, пора. Здесь с ним не поспоришь. Но, тем не менее, его слова заставили многих задуматься, в том числе и меня. И первый вопрос, который пришел в голову лично мне: «А можно ли в теории и в учебниках найти этот самый смысл, с помощью учебников и лекций преподать его детям и жить счастливо? И что в принципе может являться руководством (или, простите за иронию, может быть методичкой?) к обретению смысла жизни?»
 
Согласитесь, вопрос непростой. Ведь, как ни старайся, а универсальной формулы для обретения смысла жизни никогда не найдешь. Хотя бы потому, что у каждого человека смысл жизни — свой. И здесь я не сделаю никаких открытий. Для кого-то это — семья, для кого-то — работа, для кого-то — материальное благосостояние. И такое бывает. Правильный он или нет, а для кого-то именно это является смыслом. И точка.
 
А, может быть, обратиться к классикам? Возможно, они нашли ответ на этот вопрос? Давайте вспомним Обломова. Что было для него смыслом жизни? Лежание на диване? Нет, напротив, обретение гармонии. Но во что это благородное «стремление» (если это слово можно применить к «деятельности» Обломова) вылилось? В лень и угрызения совести. А ведь каков изначально был посыл! Как говорится, все так хорошо начиналось.. К слову сказать, и в образе Штольца, прямо противоположного Обломову персонажа, Гончаров не отыскал особого смысла. Оказалось, все суетно, все тщетно.
 
В одном из своих трудов на рубеже веков философ Николай Бердяев написал: «Русская тоска по смыслу жизни — вот основной мотив нашей литературы и вот что составляет самую сокровенную сущность русской интеллигентной души, мятущейся и скитающейся, тревожно работающей над проклятыми вопросами, которые сделались для нее вопросами собственной индивидуальной судьбы». И, действительно, искание жизненного смысла нашло отражение в произведениях и Толстого, и Достоевского, и Чехова, и Пушкина, и Лермонтова. Этот список можно продолжать бесконечно. Но что же получается? Искали, искали и не нашли? Или нашли, но как применить — не научили? А можно ли этому вообще научить? Разве не каждый человек сам для себя определяет, в чем его личный смысл жизни?
 
Однако протоирей Димитрий Смирнов готов взяться за это непростое дело – научить. С одной стороны, такая благородная инициатива не может не вызвать одобрения. Но, с другой, мне не совсем понятно, как именно он собирается это делать, тем более что тут же он говорит следующее: «Хороши алгебра с геометрией, хороши и география с биологией, хороша и русская литература, но главной проблемы они не решают». А что же решит эту главную проблему? Школьный предмет о смысле жизни? Сомневаюсь…
 
Тем более, что в школе уже есть предмет под названием «Обществознание». Оно включает в себя основы таких наук, как философия, социология, правоведение, социальная психология и многих других. Оно рассматривает темы, которые необходимы для решения различных проблем в социальной, политической, духовной сферах жизни. Думаю, этого вполне достаточно для общего развития ребят, для закладывания в них основ, тех базисных основ, которые нужны им для того, чтобы попытаться найти тот самый смысл жизни. Ну а уж о смысле своей жизни каждый из них должен задуматься сам, и здесь ни в коем случае нельзя идти по пути навязывания им каких-то догм и правил. Иначе результат будет прямо противоположный: ведь ни для кого не секрет, что чем больше мы учим, учим, учим молодежь, тем больше они делают, делают и делают наоборот, может быть, даже в каком-то смысле «назло». Такова уж детская и юношеская протестная психология. И с этим надо считаться.
 
Но возвращусь все-таки к поиску ответа на вопрос: что же такое смысл жизни? Если рассматривать хотя бы приблизительные понятия о смысле жизни, то ближе всего мне представляется следующее: смысл жизни — это саморазвитие и самосовершенствование человека, его сознания и души. Высокопарно? Нереально? Давайте спорить, не соглашаться, найдите свое определение. Но если в результате жизни человек не сделал хоть шаг, хоть четверть шага к этому, смею высказать весьма крамольную и, знаю, спорную мысль – зря жил человек…
 
Но здесь есть одно «но»: каждый отдельный человек — это уже богатый внутренний мир, а многообразие духовных и не духовных проявлений этого самого мира может быть настолько разным... Существуют же основные заповеди для каждого человека.
Их знают все, не буду перечислять. Знают. Но почему-то не все им следуют. Интересно, изменится ли эта картина, если школьникам в обязательном порядке будут эти истины повторять еще и еще, когда они эти истины знают и так? Ведь каждый человек решает для себя сам, будет ли он этим истинам и заповедям следовать. Решает не только в школе, а на протяжении всей жизни.
 
Молодое, подрастающее поколение сегодня страдает от моральной и культурной дезориентации. Отчего? От того, что поменялись ценности? От того, что молодые люди затерялись где-то между прошлым, настоящим и будущим, и они слабо себе представляют, что же такое само это слово «ценность» и где ее искать? В своих выступлениях, публикациях я все чаще ссылаюсь на мысль о том, что без истории нет настоящего, а следовательно, и будущего. А сегодня, к сожалению, я могу уже твердо сказать, что и без надежды на будущее, на нормальное морально-нравственное будущее не может быть и настоящего, а значит, забывается прошлое. Как видим, замкнутый круг. И совершенно удручающим мне видится положение дел в духовном развитии нашего общества, а как следствие, и в поиске смысла жизни.
 
Давайте попытаемся понять, что же такое, собственно говоря, нравственность и духовность и когда закладываются эти понятия? В младенчестве, в юности, в молодости или уже во взрослом сознательном возрасте? Последнее, думаю, можно вычеркнуть сразу. Как говорится, что выросло, то выросло. Отсюда возникает следующий вопрос: а выросло из чего? Точнее, из кого? В младенчестве ребенок питается той информацией, которую на подсознательном уровне закладывают в него родители. А кто эти родители? Это и есть те самые молодые люди, некоторые из которых сейчас, к сожалению, имеют о нравственности весьма смутные представления. Подчеркиваю: некоторые. Я часто общаюсь с молодежью, и мне отрадно видеть, что для многих из них нравственность и духовность — не пустые слова. И слава Богу! Но статистика, как говорится, вещь упрямая. И, думаю, многие согласятся, что таких сознательных молодых людей становится все меньше и меньше. А почему? Неужели что-то изменилось в самих людях? Может быть, теперь они состоят из других клеток, из других тканей? Нет. Все то же. Значит, дело не в них самих, а в чем-то другом, в чем-то большем…
 
И здесь я сделаю паузу и все-таки еще раз загляну в прошлое, но уже не в XIX век и не в русскую литературу, а в относительно недавнее прошлое, наше советское прошлое. Правда, учитывая то, сколько изменений произошло за эти годы, мне самому начинает казаться, что это было так давно… Но давайте вспомним, какими ценностями жили мы тогда. Помню, еще мальчишками мы создавали тимуровские отряды, стремились помочь, сделать что-то хорошее. И это было, если можно употребить здесь это слово, модно. Сейчас это уже не модно. А само слово «тимуровцы» звучит сейчас как некий архаизм, «дела давно минувших дней». Зато появилось новое – «волонтеры». А это, похоже, продолжение того же… К сожалению, сейчас уже можно говорить о ценностях, которые мы потеряли, как о давно (или недавно) свершившемся факте.
 
Многие скажут: «Нет, не потеряли, а поменяли. Жизнь развивается, не стоит на месте, меняются и ценности». Допустим. Тогда давайте посмотрим, на что же мы все это променяли? На смену «Зарнице», «старикам-разбойникам», лапте пришли компьютеры. На смену книгам – телевизоры. Факультативным кружкам, которые мы с таким воодушевлением посещали, молодежь предпочитает другие кружки — так называемые «кружки по интересам». Только вот вместе с ценностями поменялись и интересы молодых людей. Думаю, мне не нужно здесь долго объяснять, о каких именно кружках идет речь, потому что каждый родитель знает, о чем я говорю... И все это не маленькими шажками, а семимильными шагами ведет нашу страну к деградации, и, как я уже писал ранее, к деморализации.
 
И как же во всем этом «обессмысливании» искать смысл? Морально-нравственный смысл жизни? А может, все-таки попытаться? Ведь никогда нельзя опускать руки. Я убежден в этом. Помните, как писал Иван Бунин про людей? «Из нас, как из дерева, – и дубина, и икона – в зависимости от обстоятельств, и от того, кто это дерево обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачев». В чем его мысль? Я думаю, в том, что мы своим примером должны показывать молодому поколению, что существуют еще моральные ценности, что их еще можно найти. Прочтя это текст, многие скажут: «эк, куда его понесло» или «а других проблем нет?». Есть, конечно, – это о «хлебе насущном». Или – «это какая-то романтика». Да, романтика. Ведь сказал Анчаров: «Романтика – это тоска по великому»…