Контрудар Клейста

В мае 1942 года разразилась катастрофа под Харьковом.Она привела к тому что РККА начала отступление к Волге.

В этой битве есть малоизвестная сторона

О ТАНКОВОЙ ГРУППЕ КЛЕЙСТА

Поражение под Харьковом обьясняют действиями танковой группы Клейста ударившей с Юга и это на самом деле было так.

В начале мая противник усилил переброску своих войск к местам сосредоточения группы Клейста. Разведка 9-й армии тутже сообщила о перемещениях перед южным фасом барвенковского выступа в штарм-9. В день начала наступления войск Юго-Западного фронта на Харьков, 12 мая, начальник разведотдела штаба Юго-Западного направления фронта докладывал командованию, что по состоянию на 8 мая были отмечены перемещения танков в районе Краматорска, Славянска, Райгородка

Штаб Юго-Западного направления, практически проигнорировал данную разведсводку.Вместо этого они запланировали удар мехкорпусов по противнику от северного фаса барвенковского выступа в харьковском направлении

Удар был запланирован на 14 мая, и вскоре – перенесён на 2 дня. Фактически танковые корпуса перешли в наступление через 17 мая, и драгоценное время было потеряно.

Интересные моменты:

Штаб ЮЗФ прекрасно знал о том что группа Клейста находится в южном направлении и гот овится к удару и что?...Да ничего.Всё ведь шло как запланировало командование ЮЗФ

Можно было прекратить операцию и перегруппироватся….но ничего не было сделано вообще.

Вместо этого решили провести наступление в северном направлении….которое не началось потому что как и в Киева Тимошенко и Хрущёв потянули время….

2.На южном фасе—Тимошенко приказал убрать боеспособные части и вместо них поставить уже потрёпанные и полуразбитые части 9 армии…которое не могли отразить натиск противника.

Кстати именно они и должны были провести наступление…

ДАННЫЕ РАЗВЕДКИ ГОВОРИЛИ ДАЖЕ О ТОЧНО ДАТЕ КОНТРУДАРА КЛЕЙСТА

Начальник разведки 57-й армии А.Д.Синяев 14 мая передал в штаб 57-й армии разведданные, о том что в районе Славянска для контрудара сконцентрированные значительные силы войск противника при поддержке танков. Начало контрнаступления указывалось на 18 мая.

Командарм-57 К.П.Подлас 15 мая сделал доклад в штаб фронта, а на следующий день приехал начальник штаба фронта Антонов с комиссаром, их разговор с Синяевым и Подласом был крайне неприятным, но закончился практически ничем.

Как видно данные разведки не только игнорировали—но вдобавок ещё и предьявляли претензии за их сбор…

НА МАЯКИ

Подробнее следует остановиться на наступлении 9 армии на Маяки. Село находилось на правом берегу Северского Донца. Бои за Маяки в январе-марте 1942г. для советской стороны оказались безуспешными. Между тем, близость села к реке и удобным местам для переправы танков, а также к линии фронта (Маяки находились в крайнем угле небольшого выступа) ставили фланг 9-й армии под угрозу контрударов из данного района.

Кроме того, Маяцкое лесничество было районом активных действий партизанского отряда Карнаухова, и изученность мест вселяла надежду в армейское командование на быстрое овладение узлом сопротивления. Между тем, село оборонял батальон противника, усиленный противотанковыми орудиями, миномётами, пулемётами и закопанными в землю танками, что позволяло держать оборону небольшим гарнизоном.

Пока командарм-9 не использовал для наступления на Маяки резервы, ситуация развивалась, в целом, по плану, и всё оправдывалось интересами активной обороны. Для дальнейших наступательных действий в районе Маяков, Ф.М.Харитонов привлёк весь армейский и почти весь фронтовой резерв (две кавдивизии и одну танковую бригаду 5-го кавакорпуса, с разрешения Р.Я.Малиновского).

Тем самым, преднамеренно было допущено ослабление района Барвенково, где он находился, и куда предполагался главный удар немецкой группы Клейста в случае перехода её в контрнаступление.

Р.Малиновский—любимец Н.Хрущёвы сыграл рещающую роль в гибели сотен тысячи красноармейцев

Ситуация на южном фасе барвенковского выступа развивалась далеко не по плану, разработанному штабом направления фронта.

В результате, построение левого фланга 9-й армии отвечало интересам наступательного боя, а не обороны южного фаса выступа, которая была прямой обязанностью войск правого крыла Южного фронта, а правый фланг армии оказался незащищённым.

Дальнейшее наступление 9-й армии в направлении Маяков оказалось безрезультатным. 13 мая в районе Маяков действовала 121-я танковая бригада, которая во взаимодействии с частями 51-й стрелковой дивизии должна была ударить со стороны лесничества – с юга и, овладеть селом. Гарнизон села контратаковал наступающих в направлении Голой Долины, и попытки «девятки» выйти из леса на высоты южнее узла обороны противника не увенчались успехом.

В боях за Маяцкое лесничество противник выпустил до 3 тыс. мин. Наступление было приостановлено, и командарм-9 решил произвести перегруппировку войск для возобновления наступления на Маяки 17 мая.

Тем временем, 14 мая на действия Южного фронта обратил внимание штаб Юго-Западного направления, поскольку первоначальный план наступления на Харьков был практически сорван. Было предложено свернуть операцию по овладению Маяками.

Разрозненные атаки 14 мая и в ночь на 15 мая в данном направлении результатов не дали, и просьба начальства была удовлетворена. Однако, Харитонов не отпускал идеи расширения выступа и планировал возобновить наступление на Маяки после 17 мая.

Для дальнейших наступательных действий в районе Маяков, Ф.М.Харитонов привлёк весь армейский и почти весь фронтовой резерв (две кавдивизии и одну танковую бригаду 5-го кавакорпуса, с разрешения Р.Я.Малиновского). Было допущено ослабление района Барвенково, где он находился, и куда предполагался главный удар немецкой группы Клейста в случае перехода её в контрнаступление

ГРУППА КЛЕЙСТА

3-й танковый корпус, 44 и 52-й армейские корпуса составили так называемую «группу Клейста» под командованием командира немецкой 1-й танковой армии генерала Э. фон Клейста. Управление этой группы разместилось в городе Сталино. Сосредоточив крупные силы на узких участках фронта, немецкое командование, при сравнительно небольшой общей оперативной плотности своих войск на южном фасе барвенковского плацдарма, сумело создать на участках прорыва значительное превосходство в силах, особенно в танках и артиллерии.

В целом, превосходство противника перед войсками южного фаса барвенковского выступа было двухкратным. В полосе 9-й армии противник превосходил советские войска по пехоте – в 1,4 раза, по количеству орудий – в 2 раза, по танкам – в 6,5 раз, по противотанковым оридиям – в 1,8 раз.

КОНТРУДАР КЛЕЙСТА

В 4:00 перед позициями войск на южном фасе противник начал артиллерийскую и авиационную подготовку. Так, на направлении Славянск, Долгенькая в 4:20 первая группа немецких самолётов, состоящая из 18 бомбардировщиков и 12 истребителей, со стороны Краматорска произвела налёт на переправы и сосредоточнеия войск у Банного, Голой Долины, Долгенького. После, бомбардировщики улетели в сторону Харькова, а истребители продолжали атаковать, пикируя с высоты 2500 метров.

К 4:35 подошла вторая группа из 12-15 бомбардировщиков со стороны Красноармейского, и после бомбардировки, вслед за первой группой истребителей ушла на юг. В 5:10-5:15 появилась группа из 15 истребителей со стороны Артёмовска, а в 5:20-5:25 со стороны Харькова подоспела четвёртая группа из 18-20 бомбардировщиков. Их сменила пятая группа из 15 бомбардировщиков под прикрытием 10 истребителей. В это время противник уже перешёл в наступление.

В 5:30 танки и пехота противника пошли в атаку при поддержке ок. 400 самолётов с воздуха. Причём, авиация представляла для советских войск, порой, большую неприятность, нежели танки и мотопехота, поскольку правое крыло Южного фронта оказалось практически беззащитным с неба. Так, в направлении Долгенькой во время длительного авианалёта с 4:20 до 13:30 авиация Южного фронта не произвела ни одного вылета (впрочем, до исхода дня – также), а к 6:00 советская артиллерия в полосе наступления противника огня уже не вела, - были слышны лишь одинокие разрывы.

К 8:00 оборона 9-й армии на направлениях Андреевка, Барвенково и Славянск, Долгенькая была прорвана. На барвенковском направлении глубина прорыва составляла 6-10 км, а на славянском – 4-6 км. К полудню глубина прорыва составила уже 20 км; бои шли на южной окраине Барвенково и в районе Голой Долины. После 12:00 связь со штабом 9-й армии была потеряна, и восстановилась лишь вечером. Вражеская авиация 17 мая произвела ок. 350 самолёто-вылетов, в то время как авиация Южного фронта смогла совершить лишь 67 самолёто-вылетов.

51-я стрелковая дивизия Ф.Г.Филиппова сдерживала натиск двух пехотных дивизий противника при 60 танках при поддержке с воздуха 70 вражеских самолётов. До 11:00 шли бои в районе Никольского, а до вечера – в районе Адамовки. До 14:00 шли бои на основном рубеже, после чего части дивизии отступили на новые оборонительные позиции в районе Долгенького, Голой Долины.

Отход основных частей прикрывал гаубичный артполк, который не оставлял боевых позиций до 12:00. Переправы в районе Долгенького, Голой Долины были удержаны совместно с частями 333-й стрелковой дивизии, не успевшими смениться после наступательной операции в районе Маяков.

Группа пехоты противника, посаженной на БТР, стали распространяться в западном и восточном направлениях, охватывая соединения 5-го кавалерийского корпуса И.А.Плиева в районе Ильичёвка, Курулька, Дубровка, стремясь выйти к переправам на Северском Донце в районе Богородичного и Банновского. Однако, конники своими смелыми контратаками и упорным сопротивлением в районе Курульки, Адамовки, Краснополья, Голой Долины сорвали эти намерения, уничтожив за день до 40 танков и до 50 автомашин с пехотой противника.

К 17:00 в результате контрманёвра противника, в полосе правого крыла Южного фронта образовалось два разрыва в построении войск. Первый разрыв, между Ново-Пригожим и Барвенково шириной в 20 км – на стыке 57-й и 9-й армий, и второй – между Барвенково и Ильичёвкой шириной до 30 км – в построении войск «девятки». В районе Барвенково оборонялись части 333-й и 341-й стрелковых с 34-й кавдивизией. На левом фланге «девятки» фронт проходил по линии Солёный, Долгенькая, Голая Долина, Пришиб.

Отступление 9-й армии за Северский Донец

18 мая противник навязал разрозненным частям 9-й армии тяжелые оборонительные бои, целью которых было недопущение захвата противником плацдармов на левом берегу реки, а также обеспечение возможности отхода основных сил «девятки» на левый берег.

В тяжелые оборонительные бои был ввязан 5-й кавкорпус, предназначавшийся для контрудара. Части 30-й кавдивизии В.С.Головского, остатки 12-й, 15-й и 121-й танковых бригад отошли с боями на рубеж по р. Северский Донец, и до конца дня держали оборону в районе Студенка, Богородичного.  

В районе Студенка 51-я стрелковая и 30-я кавалерийская дивизии удерживали небольшой плацдарм на правом берегу Северского Донца. С наступлением темноты части 30-й кавдивизии оставили Банное. 15-я и 121-я танковые бригады весь день удерживали переправы в районе Богородичного, Студенка, оставив позиции по приказу командования и переправившись на левый берег Донца лишь в ночь на 19 мая.

19 МАЯ

На 19 мая они располагали всего 52 танками и вели сдерживающие бои на подступах к Богородичному и Студенку, охраняя переправы. Танковые части действовали несогласованно, по собственному усмотрению, т.к. связи со штармом-9 до сих пор не было. Пехота и танки 9-й армии оставили плацдарм в районе Студенок под давлением превосходящих сил противника.

Во второй половине дня 19 мая, главком С.К.Тимошенко принял запоздалое решение приостановить наступление южной ударной группировки Юго-Западного фронта в харьковском направлении, сосредоточив силы 6-й, 9-й, 57-й армий и армейской группы Л.В.Бобкина для концентрического удара по противнику. 9-й армии в составе 349-й, 343-й, 106-й, 335-й, 51-й и 296-й стрелковых дивизий, двух полков 333-й стрелковой дивизии, 39-й, 34-й и 60-й кавалерийских дивизий, 3-й, 12-й, 15-й и 121-й танковых бригад, приказывалось, сдерживая противника по рубежу Северского Донца, частью сил наступать из района Студенка в западном направлении.

Как указано выше, плацдарм в районе Студенка к этому времени «девятка» уже потеряла, что значительно осложняла её переход в наступление.

Кроме того, разрозненные части «девятки» к вечеру 19 мая полностью не закончили сосредоточение на левом берегу реки – их отход продолжался.

К 19-20 мая поредевшие дивизии 9 армии отступили на левый берег, закрепившись на нём. Не смотря на постоянные бомбёжки и удары противника, переправа войск через Северский Донец и отход на новые позиции производился, в целом, организованно. Сразу же последовали оргвыводы: Ф.М.Харитонов был снят с должности командарма-9. В командование вступил генерал Козлов.

ИТОГИ

Командование ЮЗФ:

1.Знало о дате контрнаступления группы Клейста,местах их дислокации и силах

2.Провело демонтаж обороны на южном фасе—путём проведения наступления частями 9-й армии…которая не могла при этом занять удобную оборонительную позицию на правом фланге

3.Демонтаж обороны происходил в Барвенково—именно там Клейст нанёс свой удар… две кавдивизии и одна танковая бригада 5-го кавакорпуса вывели из Барввенково

4.Забрало лучшие и свежие части с южного фаса в северное направление….для удара который так и не состоялся

5.Скрывало разведданыые и доклады с обьектитвной информацией от Сталина

6.В Харьковской битве практически отсутствовала советская авиация.Она была удалена по требованию Тимошенко

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очевидно что командование ЮЗФ преднамеренно ослабила позиции фронта на южном фасе для прорыва такнковвой группы Клейста.

Тимошенко,Хрущёв и Малиновский хорошо обставились и никто из них в этом «котле» не остался

23 июля Р.Малиновский --сдаст Ростов-на Дону открыв вермахту путь на кавказ...