Тата́ры, татарлар (самоназвание), Tatars (англ., франц.), Tataren (нем.) — титульная нация Республики Татарстан в составе Российской Федерации. Татары говорят на татарском языке кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской языковой семьи. В татарском языке выделяют западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский) диалекты. Литературный язык сформировался на основе среднего диалекта. До 1927 татары использовали арабскую графику, замененную в 1927 латинским алфавитом, а в 1939 - русской кириллицей с добавлением специальных знаков. Татары делятся на 3 основные этно-территориальных группы: татары Среднего Поволжья и Приуралья, сибирские татары, астраханские татары. Кроме того, выделяют отдельную группу польско-литовских татар. Крымские татары в силу своего этно-исторического развития считаются отдельным народом. Поволжские татары делятся на 3 группы: казанские татары, мишари и тептяри, касимовские татары составляют промежуточную группу. Сибирские татары разделяются на 3 группы: барабинские, тобольские, томские. Астраханские татары также разделяются на 3 группы: юртовские, кундровские татары и карагаши, близкие к ногайцам. Традиционные занятие татар - пашенное земледелие, у астраханских татар — скотоводство и бахчеводство. Татары — мусульмане-сунниты, за исключением незначительных групп кряшен и нагайбаков, обращенных в православие еще в XVI—XVIII вв. По антропологическому типу казанские татары — европеоиды, часть астраханских и сибирских татар принадлежат к южносибирскому типу монголоидной расы.
Семья богатого казанского татарина. Фото последней трети XIX в.
Расселение
Россия
Численность татар в мире определяется около 8 млн. Количество татар в России по переписи 2002 г. составляет 5 млн 554,6 тыс. человек (3,83 % населения РФ). Татары являются 2-й по численности народностью в Российской Федерации после русских. Однако татары составляют чуть более 1/2 населения (52,9 % по переписи 2002 г.) Татарстана1. Также татары компактно проживают с следующих субъектах РФ: Башкортостан - 990,7 тыс. (24,14% всего населения Башкирии), Челябинская область - 205 тыс. (5,69%), Ульяновская область - 168,7 тыс. (12,20%), Свердловская область - 168,1 тыс. (3,75%), Москва - 166 тыс. (1,6%), Оренбургская область - 165,9 тыс. (7,61%), Пермский край - 136,59 тыс. (4,84%), Самарская область - 127,9 тыс. (3,95%), Удмуртия - 109,2 (6,96%), Ханты-Мансийский автономный округ - 107,6 (7,51%), Тюменская область - 106,95 тыс. (8,07%), Пензенская область - 86,8 тыс. (5,97%), Астраханская область - 70,5 тыс. (7,02%)2.
Зарубежье
За рубежом татары в основном живут на территории бывшего СССР, в "ближнем зарубежье": в Узбекистане — 324 тыс. (2002)3; в Казахстане — 203,3 тыс. (2009 г.)4, на Украине — 73,3 тыс. (2001 г.)5, в Киргизии — 45,5 тыс. (1999 г.)6, Азербайджане — 30 тыс. (2008)7, Таджикистане — 19 тыс. в 2000 г. (вместо 79,4 тыс. в 1989)8, в Белоруссии - 10,1 тыс. (1999)9. В Литве в 2001 г. осталось лишь 3235 татар10.
В 2002 в Румынии проживало 24,1 тыс. татар11, в Турции живут в сельской местности ок. 10 тыс. татар12. С конца XIX в., татары поселились на территории современного Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. В 2001 г. 5,1 тыс. татар (塔塔尔族 кит. — Tǎtǎěrzú) компактно проживали там и продолжали использовать для письма свой традиционный арабский алфавит13.
Этимология и эволюция этнонима
"Тартары". Раскрашенная гравюра по меди из книги французского картографа Аллена Мансона Малле (1630—1706) "Описание мира" (Mallet, Allain Manesson. Description de l`univers. Paris, 1683. Pl. X). Очевидно, мужчина — стилизованный монгол 1650-х гг., как он представлен в описании голландского посольства в Китай в 1655—1657: Nieuhof J. An Embassy from the East-India Company of the United Provinces, to the Grand Tartar Cham, Emperor of China. London, 1673. P. 115: Suytadsen, Zutadsen (т.е. Sao Ta-tzu кит.) — "Мерзкие/ вонючие татары" — так северные китайцы называли монголов.
Общепринятой этимологии этнонима татар нет. Тюрколог Н.А. Баскаков предложил 3 возможные этимологии: 1) от слова тат — "иноплеменник"; 2) от основы тат —, таты — "испытывать" и аффикса причастия - ар → "испытывающий", "опытный советник" или (3) от основы тат — производной от слов татув — "союз", "мир", татувлы — "мирный2 → татувдаш – "союзник"14.
Исследователь калмыкского языка Г.-Й. Рамшедт сопоставил калмыцкое слово татр и старописьменное монгольское татари — "говорящий с иностранным акцентом", "плохо говорящий, заика" с барабинским теле тартык — "заика"15. Вероятно, первоначально название "татары" относились к племенам, говорящим на непонятном или плохо понятном для их соседей языке, а впоследствии экзоэтноним "татары" вполне мог превратиться в самоназвание16.
В XIII в. этноним "татар" получает распространение внутри самой Монгольской империи, ставший обозначением как покоренных монголами народов, в частности, собственно татар, так и самих монголов. К началу XIV в. термин "татары" на территории Улуса Джучи (западных регионов разделенной Монгольской империи) приобретает социальный смысл — обозначение кочевой военно-служилой знати, преимущественно монгольского происхождения. Постепенно оседлое население татарских ханств "татарами" стала именовать всех кочевников. В китайской литературе возник двойной этноним мэн-да (монголо-татары)17, принятый современной исторической наукой — "монголо-татары"18.
В период существования Золотой Орды, в XIII—XV вв., в Среднем Поволжье, вероятно, у значительной части населения сохранялось булгарское самосознание. Поскольку в средневековом менталитете конфессиональное религиозное самосознания превалировало над этническим, то уже в XV—XVI вв., судя по русским источником, население именовало себя "мусульманами", в русском варианте — "бесермянами". Лишь в —XIX вв. среди татар Поволжья и Приуралья стало распространяться название "татары"19. Название получило распространение в связи с развитием татарского национализма на рубеже XIX—XX вв. и окончательно закрепился с образованием Татарской АССР. Данный процесс был дополнительным стимулом для распространения этнонима "татары" на тюркоязычное население Сибири и Нижнего Поволжья20.
В России вплоть до начала XX в. этноним "татары" использовался расширительно и применялся ко многим, в основном, тюркоязычным, обычно кочевым или полукочевым, народам Евразии: алтайские татары (алтайцы), братские татары (буряты), закавказские татары (азербайджанцы), горские татары (карачаевцы и балкарцы), дагестанские татары (кумыки), ногайские татары (ногайцы), абаканские / енисейские / минусинские татары (хакасы), казанские татары, крымские татары (самоназвания: qırımtatarlar — крым-татары или qırımlar —крымцы). Например, один из полков Кавказской туземной конной дивизии ("Дикая дивизия"), сформированной в 1914, именовался "Татарский конный полк", хотя полк был набран из азербайджанцев21. В обиходной речи в XIX в. "татарами" называли мусульман-горцев Северного Кавказа22.
В Западной Европе, начиная с XIII в., татары стали именоваться по созвучию Tartari лат., Tartares франц., Tartaren нем., Tartars англ., что связано с античным Тартаром (Τάρταρος греч., Tartarus лат.), который в Средние века ассоциировался с адом, а сами татары, соответственно, — с выходцами из преисподней23. Уже первый европеец, посетивший ставки монгольских ханов в 1246—1247 и оставивший описание своего путешествия — францисканец Плано Карпини (ок. 1180—1252) так и назвал свое сочинение "Historia Mongalorum quos nos Tartaros appellamus" лат. — "История монгалов, которых мы именуем тартарами". Вплоть до XIX в. в западноевропейской литературе татарами-тартарами собирательно называли азиатские кочевые и полукочевые тюркские и монгольские народы.
Этническая история
Памятник Кюль-тегину (732) с тюркской и китайской надписью был найден в 1889 сибирским ученым Н.М. Ядринцевым (1842—1894) в долине Кошо-Цайдам, на берегу р. Орхон в Северной Монголии. Руническая надпись были прочитаны в 1893 датским лингвистом В.Л.П. Томсеном (1848—1927).
732 — 1202: Первое упоминание о татарах — 732 — племена "отуз-татар" и "токуз-татар" фигурируют в тексте тюркской рунической надписи, посвященной военачальнику Второго тюркского каганата Кюль-тегинy (Kül Tigin тюрк., 闕特勤 кит., 685—731)24. Через уйгуров название "татары" попало в китайские источники, в которых оно регулярно встречается с 842 — по-китайски: 韃靼 - дада, датан. Согласно китайским источникам, племена татар жили в Х—ХI вв. по верхнему и среднему течению Амура25. Тюркский ученый Махмуд Кашгарский (1029—1101) называл обширный регион между Северным Китаем и Восточным Туркестаном "Татарской степью". Махмуд Кашгарский в своем бессмертном лингвистическом труде "Диван лугат ат-тюрк" (Kitâbü divân-i lûgat it-Türk — "Собрание тюркских диалектов")26 отметил, что у народов чумул, кай, ябаку, татар и басмыл есть свой язык, но они хорошо говорят и на тюркском, что, видимо, подтверждает монголоязычность древних татар27. В “Сокровенном сказании” (ок. 1240), излагающем историю Чингис-хана (1155/ 1162—1227), упоминаются различные татарские племена: айриуд-буйрууд, обое татар и дорбен-татар ("четверо татар"), делящееся на 4 рода: чаан-татар, алчи-татар, дудаут-татар и алухай-татар (Сокровенное сказание, § 16, 53, 58, 141, 153). К середине XII в. татары стали одним из наиболее сильных племенных объединений в Монголии. Они разгромили монголов на рубеже 60-70-х гг. XII в. Китайские источники стали называть "татарами" (да-дань) всех кочевников восточной части Великой Степи независимо от их этнической принадлежности. В 1196 Чингиз-хан разгромил татар, а в 1202 уничтожил всех татар, кто ростом был выше оси телеги, в наказание за их восстание28. Остатки татар были инкорпорированы в монгольскую орду29.
1204 — 1241: эпоха великих монгольских завоеваний, образование Монгольской империи (Yeke Mongγol ulus старомонг. - "Великое Монгольское государство" с 1211) от Кореи до Румынии площадью 2 млн 741 тыс. км кв (22% суши) и с населением ок. 100 млн человек30
1224 — 1391: время существование Золотой Орды (Улуса Джучи), в которой правили потомки старшего сына Чингиз-хана Джучи (ок. 1184—ок. 1227). Улус включал в себя территорию Южной Украины, Северный Кавказ, Поволжье, Западная Сибирь, Казахстан и северную часть Средней Азии. В 1269 улус стал полностью независим от великого хана в Ханбалыке. Основную массу кочевого населения Орды составляли кочевые кипчаки (половцы). Доля собственно монголов среди номадов была невелика, и вскоре они растворились в окружавшей их тюркской массе. Оседлое население составляли булгары, народы Поволжья и Хорезма. В XIII в. официальным языком Золотой Орды был монгольский, дипломатическим — уйгурский, а разговорным — кипчакский, который стал общеупотребительным и к середине XIV в. превратился в официальный31.
1312: хан Золотой Орды Узбек (1312—1342), приняв ислам, сделал его официальной религией государства и стал преследовал шаманистов и буддистов32.
Татарин. Гравюра из книги Сигизмунда Герберштейна (1486—1566) "Записки о Московии" (Herberstein S. Rerum Moscoviticarum comentarii. Wien, 1549).
1391—1502: упадок Золотой Орды и ее падение в 1502, когда войска Крымского ханства взяли Сарай, столицу Большой Орды — остатка Золотой Орды, вынудив последнего хана Шейх-Ахмеда (1495-1502) бежать в Литву33.
XIV-начало XVIII вв.: во время нестабильности в Золотой Орде и татарских ханствах масса татарских князей с сопровождающими перешла на службу в Московское царство. Основная масса татарской знати влилась в господствующий слой русского общества и стала служилыми людьми.
1799-1920: служилые татары-казаки мусульманского вероисповедания в составе Донского, Оренбургского, Уральского и Сибирского казачьего войска. 12 октября 1799 по именному указ Павла I (1796-1801), ясачные крестьяне и татары Оренбургского округа были выключены из подушного оклада и причислены к Оренбургскому казачьему войску, однако в 1819 значительная часть оренбургских татар была переведена в податное сословие34. В Сибирском казачьем войске в 1914 г. казаков-татар было всего 0,81%, т.е. около 1,3 тыс. человек35. История татар-казаков заканчивается с ликвидацией казачества как класса в Советской России декретом ВЦИК в 192036.
1918-1922: в ходе Гражданской войны в России некоторая часть татар эмигрировала в Турцию и в Харбин в Китае, откуда позже переселились в различные страны Европы и Америки37.
Казанские татары
Существует 3 основных научных гипотезы об этногенезе казанских татар: 1) булгаро-татарская - основная в советское время. Татары считались автохтоным населением - прямыми потомками тюркских волжских булгаров, на которых господство монгольских ханов оказало незначительное влияние38; 2) монголо-татарская гипотеза, согласно которой основой татарского этноса стали монголо-татарские племена, смешавшиеся с половцами39; 3) тюрско-татарская гипотеза, выделяющее многоэтапность этногенеза татар: булгарский с преобладанием тюрского элемента, золотоордынский, время существования Казанского ханства, консолидация нации в составе Русского государства в XVI-XVIII вв. и становление нации в XVIII-XX вв. На сегодняшний день данное сложное построение принимается большинством исследователей40
670-е гг.-конец IX в.: одно из древних тюкроязычных болгар племен, состоявшая преимущественно из кутригуров, под предводительством Котрага, сына Кубрата (ок. 605-ок. 665), хана Великий Болгарии, двинулась из Приазоских степей на север, в лесостепные районы Cредней Волги и Камы, где начала смешиваться с местным финно-угорским населением41.
Начало X в.-1240: существование государства Волжская Булгария. В 922 булгары приняли ислам, ставшей основной религией населения. На смену рунической системе письма пришло арабское. В этот период формируется булгарская оседлая народность - предки татар и чувашей. В 1236-1240 Булгария была завоевана монголами42.
Татарские всадники. Гравюра на меди швейцарца Йохана Якоба Шейхцера (Johann Jakob Scheuchzer) (1672-1733), 1731 г.
1241-1391: "этап средневековой татарской этнополитической общности" в составе улуса Золотой Орды. Этнокультурной консолидации золотоордынской аристократии, военно-служилых сословий, мусульманского духовенства ведёт к формированию к XIV в. татарской этнополитической общности. На основе огузо-кыпчакского языка происходит становление литературного старотатарского языка, самый ранний памятник которого - поэма Кул Гали (1183-1236) "Кыйса-и Йосыф" ("Легенда об Иосифе") написана еще в 123343. Монгольский язык выходит из употребления даже в канцелярии к концу XIV в.44.
1438-1552: эпоха Казанского ханства - формирование этнической общности, имевшей локальное самоопределение. Основная масса татар согласно этносословной стратификации занимала в государстве привелегированное положении, в частности татары были "казаками", которые были обязаны служить за владение землей45.
1552-1556: завоевание казанского ханства войсками Ивана Грозного - Казанская война. 15 октября 1552 после 41-дневной осады 150-тысячным русским войском пала Казань, которую защищали ок. 30 тыс. воинов. Мужчины, в основном, перебиты, женщины и дети взяты в плен. Вскоре, в 1552-1553, началось восстание сотника марийца Мамич-Бердея (Мамыш-Берды татар.). Было объявлено восстановление Казанского ханства, во главе которого встал ногайский мурза Али-Акрам. Ханство объявило России войну, что вынудило Ивана Грозного летом 1553 начать свой 5-й казанский поход. Территории ханства стали прочесываться в поисках мятежников, которые принимали бой. В апреле 1556 столица восставших Чалым была взята штурмом, а Али-Акрам был убит, а Мамич-Бердей был взят в плен и казнен в Москве. Для гарантии будущей безопасности в будущем в Казань были переселены 7000 русских колонистов, а всё её прежнее население выселено в Кураншеву слободу. Земли, запустевшие во время подавления восстания, Иван Грозный передал своим приближённым, и они были заселены русскими из центральной России46.
XVI-XVIII вв.: этап консолидации локальных групп татар в составе Русского государства. После присоединения Поволжья, Приуралья и Сибири к России, усилились процессы миграции татар (в частности, с Оки на Закамскую и Самаро-Оренбургскую линии, с Кубани в Астраханскую и Оренбургскую губернии) и взаимодействия между различными его этническими группами, способствовавшее их языковому и культурному сближению. Объединяющим в определённой степени являлось и отношение Русского государства и русского населения, не различавшие различные группы татарского народа47.
Различные типы татар Пензенской губернии. Цветная фотография из издания: Орлов Н. Типы населения Пензенской губернии. Пенза, 1862.
XVI-XVIII в.: из-за религиозных притеснений и насильственной христианизации, захвата земель, приписывания к заводам происходят восстания мусульманского населения Поволжья. 1572-1574, 1582-1584 - cтихийные народные восстания в конце правления Ивана Грозного. В 1615-1616 из-за введения новых налогов и рекрутской повинности происходит восстание татар, чувашей и башкир под предводительством татарина Джангали Шагурова (ҖәмАли Шөгер татар.). В 1662 татары и башкиры напали на русские крепости. В 1669 6-тысячный отряд татар под предводительством Хасана Карачурина присоединился к восстанию Степана Разина (ок. 1630-1671). 1682-1684 - до 30 тыс. представителей поволжских народов во главе с муллой Сагитом Ягафаровым поднялись на борьбу против насильственной христианизации. Отряд из Тамьянской волости Зауралья возглавлял башкир Тюлекей-батыр (Түләкәй-батыр татар.), позднее взятый в плен и казенный. В 1705 из-за введения новых многочисленных налогов произошло выступление татар во главе с Дюмаем Ишкаевым. 1707-1708 - восстание Алдара-тархана и Кусюма-батыра, сына казненного Тюлекея, которые руководили восставшими общей численностью до 30-40 тыс. человек, действовавших во всем Волжско-Уральском крае. В ходе подавления восстания только в Казанской провинции было убито ок. 11 тысяч, ограблено и сожжено свыше 300 деревень. В 1709-1711 отряд Алдара продолжал сражаться в При- и Зауралье. В 1717-1718 ясачный татарин Саит-батыр и его племянник Габдрахман Туйкин, выйдя из казахских степей с 5-тысячным отрядом, снова начали боевые действия против русских властей. В 1735-1740 против строительства крепостей вспыхнуло новое восстание 10 тысяч татар и башкиров, руководителями которых стали учитель Кильмяк Нурушев и старшина Тамьянской волости Казанской дороги Акай Кусюмов. По подсчетам историка П. Рычкова, за период 1735-1737 в ходе подавления восстания в Казанской губернии было сожжено 696 деревень, 16893 человека были убиты в ходе боев или казнены, 3406 человек сослано в ссылку, 9194 женщин и детей было роздано русским. Восстание 1755-1756 годов под предводительством имама Батырши- "Смелого шаха" (Габдулла Галиев, 1715-1762) охватило обширные территории Волго-Уральского региона48. Активно участвовали татары и в Пугачевской крестьянской войне в 1773-1775: число татарских повстанцев исчисляется в 84 тыс. человек49.
Казанские татары. Открытка на основе фотографии начала XX в.
1570-е гг.-1917: участие татар в военных кампаниях русского государства. В 70-х годов XVI в. в охране границ Российского государства против набегов кочевников на территории Арзамасского уезда принимают участие арзамасские служилые татары, а в 1580-х гг. - алатырские служилые. В XVI в. татарская знать, находившаяся на службе московского государя, входила в состав поместной конницы 10 тыс. - из 70 тыс. Во время Ливонской войны (1558-1583) количество служилых татар в армии из 33,4 тыс. человек составляло 5854 воина. Участвовали отряды татарских музр и во 2-м ополчении, которое отправилось освобождать Москву в 1612. В 1613 был издан царский указ о верстании татар на военную службу и в 1615 число татарских всадников, отправленных на войну против Речи Посполитой, было 601950. Татары участвовали в войнах с поляками в 1617, 1632-1634, 1647-1667 и в 1673, против турок и крымцев - в 1677-1679, 1689, против шведов - в Северную войну (1700-1721). В начале XVIII в. служилые татары переведены в сословие однодворцев, - в основном, мелких землевладельцев, служащих за обладание землей в пограничной территории. В 1722 Петром I (1682-1725) рекрутская повинность была распространена на татар. В это же время было принято решение призывать 10-12-летних мальчиков на службу в качестве денщиков офицеров. Татары (всадники, пешие и гребцы) принимали участи в Персидском походе Петра I в 1722-172351. Также участвовали татарские солдаты в Отечественной войне 1812 г. (2 из 4 конных полков участвовали в боевых действиях), в Кавказской войне, длившейся с 1817 по 1864, в Крымской войне (1853-1856)52. Во время Первой мировой войны в российскую армию были призваны около 1,5 млн. татар и башкир53.
Татары Нижнего Новгорода. Картина А.О. Карелина (1837—1906).
XVIII-начало XX в.: становление татарской нации. С XVIII до середины XIX в. - этап "мусульманской" нации, на котором объединяющим фактором выступала религия. С середины XIX в. до 1905 г. - этап "этнокультурной" нации. С 1860-х гг. система образования книгоиздание и периодическая печать на татарском языке завершили утверждение в самосознании всех основных этнических групп татар представления о принадлежности к единой нации. Во 2-й половины XIX в. начинает формироваться современный татарский литературный язык, к 1910-м гг. он полностью вытесняет старотатарский54.
1905-1990: этап "политической" нации, имеющей свое государственное образование. Первым проявлением были требования культурно-национальной автономии, высказанные интеллигенцией во время революции 1905-1907. 22 марта 1918 декретом ВЦИК РСФСР была провозглашена автономная Татаро-Башкирская Советская Республика, которая, однако, не была организована из-за начавшейся Гражданской войны и в связи с созданием отдельной Башкирской АССР 23 марта 1919. 27 мая 1920 был подписан декрет ВЦИК и Совнаркома РСФСР об образовании Татарской Советской Республики в составе РСФСР, переименованная 30 декабря 1922 при образовании СССР в Татарскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. После середины 1920-х гг. в республике исчезают остатки этносословного самосознания. Формируется "советская социалистическая" татарская нация. С 30 августа 1990 республика официально называется Республика Татарстан55.
Генерал-лейтенант Х. Гельмих (H. Gelmich) проводит смотр татарского батальона легиона "Идель-Урал" летом 1943
1942-1945: формирование из плененных немцами татар и других народов Поволжья волжско-татарского легиона "Идель-Урал" численностью 12,5 тыс., боевой группы "Идель-Урал" Восточно-тюркского соединения СС, 15 хозяйственных, саперных, железнодорожных и дорожно-строительных рот. Всего - ок. 40 тыс. человек. Организационно части подчинялся командованию восточных легионов (Kommando der Ostlegionen нем.)56.
Астраханские татары
Астраханские татары (Әстерхан татарлары татар.) — этнотерриториальная группа татар - потомки тюркоязычного населения Золотой Орды, говорящие на своем диалекте татарского языка.
1456-1556: период формирования народа во время существования Астраханского ханства со столицей в Хаджи-Тархане в 12 км от Астрахани, которое стало полностью независимым в 1502, когда перестала существовать Большая Oрда. В 1554 у хана насчитывалось 500 мурз и 10 тыс. "черных людей", которые вели полукочевой образ жизни. 2 июня 1556 русский отряд вошел в столицу, которую покинула большая часть населения вместе с последним ханом Дервиш-Али (1554-1556), бежав в Азов под защиту турок57.
XVIII-XX вв.: формирование смешанного населения в Астраханской губернии (существовала с 1717). Северный районы были освоены русским и украинским населением. На Нижнюю Волгу стали прибывать первые группы из представителей народов Среднего Поволжья: чуваши, мордва, казанские татары. Осели полукочевые пригородные юртовские ногайцы, переходили к оседлости едисанские (килинчинские) ногайцы. Языки юртовских татар и карагашей испытали сильное влияние ногайского языка. В области кочевали калмыки и казахи. В XVIII в. усилилось этническое взаимодействие и смешение астраханских с волго-уральскими татарами. В конце XVIII в. доля последних в Астраханской губернии составила 13,2%, а в начале XX в. превысила 1/3 от общей численности татарского населения58.
Согласно переписи населения России в 2002 г., астраханских татар (алабугатские и юртовские татары) насчитывалось лишь 2003 человека59.
Касимовские татары
1452-1681: существование удельного Касимовского ханства. В 1452 великий князь Василий II Темный (1425-1462 гг.) пожаловал Низовой Городец за службу татарскому царевичу Касиму (1562-1569 гг.), бежавшему в Россию из Казани. Таким образом было образовано буферное с Казанским ханством государство на Рязанской земле. В 1471 в честь Касима город и получил свое современное название. В 1575 по неясной причине касимовского хана Саин-Булата (1567-1573), принявшего крещение в 1573 под именем Симеона, царь Иван Грозный сделал на 11 месяцев вместо себя "царем и великим князем Всея Руси", венчав на царство в Успенском соборе в Кремле. Он известен в документах как царь Симеон Бекбулатович (1575-1576). Потом бывший царь получил во владение Тверское княжество. В 1681 Касимовское ханство было упразднено60.
Сейчас касимовских татар (самоназвание: кэчим татарлары, кэчим халкы) насчитывается всего лишь ок. 1,1 тыс. человек61.
Польско-литовские татары
Юлиуш Коссак (1824-1899). "Татарский танец". Акварель, 1885 г. Показана схватка татар с поляками в XV—XVI вв.
Польско-литовские татары (польские татары, белорусские татары, Lipkowie польск., Lipcani или Muślimi лат.) — потомки крымских и ногайских татар, живущие на территории бывшей Речи Посполитой: в Северо-Восточной Польше (447 человек в 2002 г.)62, Белоруссии (10,1 тыс. по данным переписи 1999 г.)63, Литве (3,2 тыс., 2001 г.)64, Юго-Восточной Латвии (3 тыс. татар)65. Всего в мире насчитывается 10-15 тыс. польско-литовских татар. Обычно татары двуязычны, говоря также на языке того государства, в котором они живут. Используют латиницу или кириллицу в зависимости от страны проживания. По религии - мусульмане-сунниты. Этот татарский субэтнос имеет свой этноним - "липки" (ед.ч. Lipka польск.), образованный от крымско-татарского названия Литвы Libķa/ Lipķa, от которого образовался польский деривант Lipka. Литовские татары, таким образом, сами стали называть себя "липки", используя термин крымцев (lupkalar, lupka tatarlar турец.).
Татарский улан польской армии начала XVIII в.
1397-1775: в 1397 масса пленных крымских татар была поселена литовским князем Витовтом (1492-1430) в окрестностях Вильнюса, Тракая, Каунаса, Минска (в будущей Татарской слободе) и Гродно. Даже лишенный власти в Золотой Орде Тохтамыш (1381-1395) с многочисленными сопровождающими нашел приют в Литве у Витовта в 1398-1399. Литовский князь Свидригайло (1430-1432) собрал 3000 татар и ногаев для службы в своей армии. В частности, татары сражались в Грюнвальдской битве в 1410, в походе на Вену в 1683. Количество татар в Литве увеличивалось за счет пленных и беглецов из Золотой Орды и Крымского ханства, продолжавшегося до начала XVI в. Татары женились на местных женщинах. В XVI в. часть татар, особенно знать, уже перешла на польский язык, тогда средние и низшие слои стали говорить на белорусском, используя, впрочем, для письма арабский алфавит (до 1930-х гг.). Ислам остался этноопределяющим фактором. Согласно анонимному сочинению "Risāle-yi Tatar-i Leh", написанному в 1557-1558 для турецкого султана Сулеймана Великолепного (1520-1566), существовало 100 татарских поселений с мечетями. До середины XVI в. татарская знать обладала равными правами с литовской шляхтой, а татары стали служилым классом, имевшим землю, освобожденную от налогов, и обладавшим свободу вероисповедания. В 1775 сейм подтвердил привилегия татар. Татары служили в легкой кавалерии, которая позднее, в середине XVIII в., получила польское название уланов: ułan от татарского "оглан" (оğlan) - "молодец" - термин, первоначально обозначавший молодых представителей татарской знати. Если говорить более точно, то название "уланы" произошло от имени полковника Александра Улана (Aleksander Ułan) - представителя татарской знати, отряд легкой конницы которого служил саксонским куфюрстрам и польским королям Августу II Сильному (1697-1704, 1709-1733) и Августу III (1734-1764). Полк особенно отличился в польской гражданской войне 1715-1716, за что его перевели на службу в саксонскую армию в 1717. После смерти Александра (ранее 1740) его полк получил кличку "Улановы дети" (Ułanowe dzieci польск.) или "Уланово войско" (Ułanowe wojsko польск.), откуда и произошло название "уланов". Уже во время Войны за австрийское наследство (1740-1748) и в Семилетнюю войну (1756-1763) все татарские полки Великого княжества Литовского стали именовать "уланами"66. В XVIII в. в Речи Посполитой было 5 регулярных полков татарских уланов, имевших, впрочем, польскую военную организацию67.
Литовский татарин. Графический рисунок XIX в.
1438-1494: существование в Великом княжестве Литовском вассального владения (тумена) Яголдая (Jahołdajewszczyzna, Księstwo Jahołdajowe, Jahołdajowa tjma польск.). Удел был основан Витовтом между 1428 и 1438 для царевича Яголдая Сарайевича (Cağalday татар.), ушедшего от Улу Мухаммада, хана Золотой Орды в 1424-1428, на территории современной Курской области России - тогда пограничной у Литвы с татарами. Потом данная территория опять вошла в состав Великого княжества Литовского и поделена между киевскими боярами, а в 1500 была уже в границах Московского царства. Кроме Яголдаева удела на Левобережной Украине существовали еще 2 татарские лена, называемые в русских источниках Курская и Черниговская тьма68.
1672: восстание татарских эскадронов (choragwie польск.) в Подолии, принадлежавшей тогда Польше, общей численностью 2-3 тыс. воинов. В 1667 сейм принял законы ограничившие религиозную свободу и военные привилегии татар. Во время вторжения турецких войск в Подолию татары присоединились к туркам. В 1679 сейм восстановил привилегии татар, что послужило для них поводом вернуться на службу Речи Посполитой. Король Ян III Собеский (1674-1696) распределил в коронных землях около Бреста, Кобрина и Гродно татарам поместья площадью 0,5-7,5 км кв в соответствии с их военным чином. Последние отряды татар вернулись в Польшу в 169169.
Группа кавалеристов Полка татарской кавалерии (Grupa żołnierzy Pułku Jazdy Tatarskiej пол.). Фото 1919 г.
XVIII-XIX вв.: после разделения Речи Посполитой между Пруссией, Австрией и Россией в 1772-1795 татары оказались на территории разных государств. Татарская знать у тут продолжала нести военную службу. В 1797 в Российской империи был создан Литовско-татарский конный полк (1168 строевых и нестроевых в штате), который в 1803 был разделен на 2 полка: литовцы и поляки стали служить в Литовском конном полку, а татары - в Татарском конном полку70. В 1812 в Вильно Наполеон I (1804-1814/ 1815) набрал из добровольцев эскадрон литовских татар эскадрон во главе с Мустафой Мурзой Ахматовичем, назначенным майором 1-го эскадрона татарской кавалерии французской гвардии. В начала 1813 оставшиеся в живых кавалеристы были причислены к легкой коннице гвардии71. В данную эпоху происходит полонизация верхнего и среднего слоя татар, которые переняли польский язык и обычаи, тогда как нижний слой татарского общества перенял белорусский или украинский языки, однако мусульманская религия оставалась, являясь энтноопределяющим фактором72.
1919-1939: после восстановления польской государственности в 1918, татары опять стали служить в польской армии. В 1919 из татар был создан "Полк татарской кавалерии им. (полковника) Мутсафы Ахматовича" (Pułk Jazdy Tatarskiej im. Mustafy Achmatowicza польск.), переименованный 3 февраля 1920 в "Татарский полк уланов" (Tatarski Pułk Ułanów imienia Mustafy Achmatowicza польск.), который имел вместо полкового знамени бунчук. Полк был расформирован 10 сентября 1920, а значительная масса кавалеристов перешла в 13-й Полк виленских уланов (13 Pułk Ułanów Wileńskich польск.), 1-я рота которого до 1936 носила название "татарской"73.
1944-1951: "Обмен населением" между СССР и Польшей, в процессе которого ок. 3 тыс. татар переехала с территорий, отошедших к СССР в 1939, обратно в Польшу, на территории которой оставалось всего 2 татарских села: Бохоники (Bohoniki) и Крушиняны (Kruszyniany)74.
Томская татарка. Раскрашенная гравюра начала XIX в.
Сибирские татары
Сибирские татары (Себер татарлары татар., самоназвание — Сыбыртар), проживают к западу от Оби в степной и лесостепной зонах, в основном в сельских районах Тюменской, Омской, Новосибирской, Томской областей. Сибирские татары состоят из 3 этнографических групп: тоболо-иртышских, барабинских и томских татар, различающихся говором и культурными особенностями. Основные занятия скотоводство и пашенное тобольским и тюменским татарам земледелие, известное еще до прихода в регион русских, у барабнцев - рыболовство75. По переписи населения 2002 г., сибирских татар насчитывалось 9,6 тыс. человек76.
XIII-XVI вв.: этногенез тюрско-татарского населения Западной Сибири - эпоха "донационльного развития" сибирских татар (по татароведу Д.М. Исхакову). Основное ядро сибирских татар вышло из среды кочевников-кипчаков, которые в процессе этногенеза взаимодействовали с угорскими и самодийцами народами. Несмотря на деление социума на массу этно-географических групп-племен, уже во 2-й половине XVI в. сибирские мусульмане уже именуются в русских источниках единым названием ("татаровя", "бусормане", "сибирские люди"), что говорит о формировании этнической общности77.
1468-1582: существование независимого от Золотой Орды Тюменского, а с 1495 - Сибирского ханства. Существовала этно-социальная стратификация общества: служилые татары, представлявшие золотоордынскую знать, были высшим слоем общества, которые которые жили в городках (последних насчитывают ок. 70), тогда как остальные татары были простым "черным людом", платящим ясак и поставляющим воинов78. В 1582-1598 ханство было завоевано казаками, которыми до своей гибели 6 августа 1585 руководил Ермак (между 1532 и 1542-1585)79.
Томский татарин. Гравюра Е.О. Скотникова (ок. 1780-1843) по рисунку Е.М. Корнеева (1780-1839), 1809 г.
XV-XX вв.: переселение в Сибирь узбеков и таджиков, которые поселялись в городах под общим названием бухарцев (сартов). Также казанские татары селились в Сибири, в частности, беженцы из-за смут в Казани и после взятия Казани войсками Ивана Грозного. Ногаи постоянно сталкивались с сибирянами, поставив последнему хану Кучуму (1563-1598) гвардейцев. Все они были, в основном, ассмилированы сибирскими татарами к середине XIX в., оказав влияние на культуру сибирян80. В конце периода сибирские татары уже полностью осознавали себе как отдельный этнос, что было закреплено уже в советский период с введением пункта "национальность" в общегражданский паспорт81.
Кряшены
Кряшены (от русск. "крещёные татары", керәшен татарлар татар.) — этноконфессиональная группа татар, исповедующая православие и живущая, в основном, в Татарстане. Решающее значение на этногенез кряшенов оказал процесс христианизации татар Поволжья во 2-й половине XVI-XVII вв. ("старокрещённые татары") и в 1-й половине XVIII в. ("нововокрещённые татары"). Сформировались 5 этнографических групп кряшенов: казанско-татарская, елабужская, молькеевская, чистопольская, нагайбакская (последняя была выделена в отдельную национальность в 2000 г.)82. По переписи населения СССР 1926 г., кряшен насчитывалось 101,4 тыс. человек83, а в 2002 г. - всего 24,6 тыс.84
Нагайбаки
С XVIII в. в Оренбургском казачьем войске состояли нагайбаки (нагайбәкләр татар.) — сословие крещенных татар, которые жили и в отдельных поселениях и в казачьих станицах. В конце XVIII в. нагайбаки жили в Верхнеуральском уезде - в Нагайбакской крепости (у современного села Нагайбакский в Челябинской области) и в 13 других поселениях. Сейчас нагайбаки проживают в Челябинской области. По переписи населения 2002 г. нагайбаков насчитывалось 9,6 тыс. человек, большинство из которых жило Челябинской области (9,1 тыс.)85. Еще в 1926 г. они считали себя отдельным народом и сохраняли национальное самосознание (11,2 тыс.)86; в советское время нагайбаки считались частью татарского народа, однако постановлением Правительства РФ № 255 от 24 марта 2000 года "О едином перечне коренных малочисленных народов РФ" нагайбаки опять зарегистрированы как отдельный этнос87.
.
Мишари
Мещерские татарки в праздничных нарядах в юрте. Фото рубежа XIX-XX вв. из архива ГМАЭ им. Петра Великого, Санкт-Петербург.
Мишари (мишәр тат.) — этнографическая группа татар, говорящая на западном диалекте татарского языка, проживающая на территории Башкирии. Название, вероятно, восходит к к финно-угорскому племени мещёра, часть которого обрусела, а другая - отатарилась88.
После распада Золотой Орды земля мишарей не вошла в состав Казанского ханства, а с 1493 вошла в состав Русского государства. Еще в 1784 мурзы мишарей были приравнены в своих правах к русскому дворянству. В целом, название "мишари"-мещёра обозначало служилое сословие Башкиро-мещёрякского войска, созданного в 1798 на основе переселенных в Башкирию служилых татар из Пензенской и Симбирской губерний. Башкиро-мещерякское войско — иррегулярные воинские формирования, расселенные по типу казачьих войск на территории Оренбургской, Самарской и Вятской губерний. Территориально войско делилось на 16 кантонов, 5 из которых были мишарских. Военнообязанными были мужчины в возрасте 20-50 лет, служившие от 4-5 дворов поочерёдно. Мишари участвовали в походах и несли пограничную службу вдоль реки Урал. В Отечественной войне 1812 года из мишарей было сформировано 2 конных полка, 1-й полк в 1812-1814 нес гарнизонную службу в Москве, а 2-й полк дошел до Парижа. В 1847 был установлен 30-летний срок службы. По "Положению о башкирах" от 14 мая 1863 г. башкиры, мишари, тептяри и бобыли получили права свободных сельских жителей, а 2 июля 1865 была упразднена кантонная система. При переписи 1926 г., 242 тыс. человек отнесли себя к мишарям89. Сейчас этноним мишәр в сохраняется лишь как самоназвание 2-го уровня после общего этнонима "татары"90.
Тептяри
Рядовой тептярского полка, 1819—1825. Униформа скроена по казачьему образцу.
1631-1926: тептяри (типтәр тат.) — этносословная группа в Башкирии, платившая ясак, упоминаемая в русских источниках с 1631. В 1734 была проведена перепись тепярей и бобылей, они поделены на команды, управляемые старостами, сотниками, старшинами, и подчинились Уфимcкому и Мензелинскому воеводам и Оренбургской комиссии. По характеру своих повинностей тептяри занимали переходное место между военно-служилыми сословиями (башкирами, мишарями, казаками) и государственными крестьянами. В 1790 тептяри переведены в разряд военно-служилого сословия, из них был сформирован тептярский полк, позднее еще 2-й. Во время Отечественной войны 1812 1-й тептярский полк входил в состава отдельного казачьего корпуса атамана М.И. Платова (1853-1818). С 1855 тептяри присоединены к Башкирскому войску и включены в кантонную систему Башкиро-мещерякского войска. С упразднением Башкирского войска в 1865 исчезло и сословие тептярей. В 1926 во время переписи населения СССР зарегистрировано 27,3 тыс. тептярей91, которые позднее вошли в состав татарского и, в меньшей степени, башкирского народа92.
Ссылки
Соревнование в скачке у казанских татар, начало XIX в. Воспроизведено по книге: Rechberg K. Les peuples de la Russie, ou description des moeurs, usages et costumes des diverses nations de l'empire de Russie. T. I. Paris, 1812.
- Астрахань - Сайт астраханских татар.
- Башкирская музыка - Портал о башкирской и татарской музыке и музыкантах.
- Башкортостан татарлары - Сайт татар Башкортостана.
- Институт Татарской энциклопедии - Информация по истории и культуре татар.
- История татар - Портал Татарион.
- Касимовский краеведческий музей - Краткое описание музея.
- Касимовское ханство - Сайт об истории Касимовского ханства и о касимовских татарах.
- Кряшенская духовная миссия - Сайт о татарском православии.
- Мәзәк - эч катыргыч сәхифә. Көлкенең көлкесе - Сайт о татарской музыке.
- Культура Республики Татарстан.
- МТСС - Московское татарское студенческое собрание.
- Национальный музей Республики Татарстан - Официальный сайт музея.
- Республика Татарстан - Официальный сайт президента Республики Татарстан с обширным познавательным материалом.
- Ырбишча - Рыбушкино, татар авыл - Сайт татарского села Рябушкино в Нижегородской область.
- Татарская электронная библиотека
- Татарское историческое общество - Сайт с библиотекой по теме.
- Татары - Татарский Всемирный Сервер Татарлар.ру, татарская всемирная социальная сеть
- Тюркско-татарский мир - Сайт Института истории им.Ш.Марджани АН РТ.
- Урал татрлары - Сайт татар Урала.
- Euro Tataria - Сайт польских татар.
Казанский татарин. Раскрашенная гравюра 1768 г.
- Live journal - Татарский "Живой журнал".
- Luisa - Материалы по татарской национальной одежде.
- Ufa Tatarları Уфа Татарлары Уфимские Татары- Портал уфимских татар Башкортостана.
- Tatarica - татарский мир - Сайт о татарской истории, культур и религии.
- Tatarile - Сайт о татарской культуре.
- Tatarzy Polscy - Форум польских татар.
- Uzbikiston Tatarlari - Сайт татар Узбекистана.
- Этнокультурный проект кряшенского народа - Сайт о культуре кряшенов.
Материалы электронных изданий
- Ахмаров Г. Свадебные обряды казанских татар
- Баяр А. Тайная история татар.
- Дунаева Т. Этнокультурная идентичность кряшен в современном информационно-коммуникативном пространстве// Русская линия. 23.01.2006.
- Журавский А. Кряшены: судьба народа без названия (29.03.2003).
- Закиров Р. Проблемы консолидации татарской нации// Эхо веков. № 2. 2005.
- Знаменский П.В. Казанские татары
- Имамов В. Запрятанная история татар.
- Исхаков Д.М. Из истории изучения формирования тюркоязычного населения Пермского края
- Исхаков Д. К вопросу об этносоциальной структуре татарских ханств(на примере Казанского и Касимовского ханств XV-сер. XVI вв.)
- Лянге М. Нижегородские татары// Радио России. 22.10.2006.
- Максимов И.Г. Кряшены (1967).
- Малицкая Л.Р. Антирелигиозная деятельность советской власти в отношении мусульман-татар Западной Сибири
- Мишкинене Г. Литовские татары: Историко-этнографический очерк - Сайт "В Вильнюсе".
- Мухаметшин Ю.Г. Материалы по истории деревень пермских татар - по материалам полевых исследований.
- Православные кряшены Татарстана озабочены ущемлением своих прав// Russian New York. 24.06.2006.
- Руфимский А. Кряшены: от бесправия к самоопределению: Православные тюрки России обеспокоены своим будущим// Независимая газета. 14.11.2001.
- Савельев Е. Племенной и общественный состав казачества// Донские областные ведомости. № 175. 13.08.1913. C. 2-4.
- Селиванова И. Страница из жизни тосненских татар
- Сибагатов Р. Татары Башкортостана - своеобразная и мощная ветвь татарского народа // Татарстан: журнал. № 8-9. Казань, 2002.
Казанская татарка. Раскрашенная гравюра 1768 г.
- Фокин А. Кряшенский вопрос в Татарстане: история и современность: Доклад научной конференции "Современное кряшеноведение: состояние, перспективы"// Религия и СМИ. 09.03.2006.
- Шакуров Р. Нагайбак: антропоним-топоним-этноним// Ватандаш: Общественно-политический, научно-популярный и художественный журнал.
- Шарифуллина Ф. Касимовские татары (1990).
- Mirza Lipka,J. A Short History of the Lipka Tatars of the White Horde - Материалы по истории и культуре польско-литовских татар.
- Szrwczyk J. Polish heirs of Tokhtamysh// Daily News. 12.2009.
Литература
- Акашкин М.М. Свадебные обряды, песни татар-мишарей и мордвы (сравнительный анализ). Саранск, 2000.
- Алишев С.Х. Татары Среднего Поволжья в Пугачевском восстании. Казань, 1973.
- Акишев С.Х. Исторические судьбу народов Среднего Поволжья. XVI - начало XIX в. Казань, 1990.
- Алишев С.Х. Казань и Москва: межгосударственные отношения в XV-XVI вв.. Казань, 1995.
- Археология Волжской Болгарии: проблемы, поиски, решения. Казань, 1993.
- Астраханские татары. Казань, 1992.
- Ахмаров Г. Тептяри и их происхождение. Казань, 2000
- Ахметшин Ш.К., Насеров Ш.А. Долг, отвага, честь: Страницы истории татарских воинских частей в Российской армии и Императорской гвардии. (Татары на службе Отечеству). М., 2006.
Казанская татарка в доме, начало XIX в. Воспроизведено по книге: Rechberg K. Les peuples de la Russie, ou description des moeurs, usages et costumes des diverses nations de l'empire de Russie. T. I. Paris, 1812.
- Валеев Ф.Т. Сибирские татары. Казань, 1992.
- Валеев Р. Татары у себя дома. Казань, 2005.
- Валеев Ф.Т., Томилов Н.А. Татары Западной Сибири: история культура. (Культура народов России. Т. 2). Новосибирск, 1996.
- Валеев Ф.Х. Древнее искусство Татарстана. 2-е изд. Казань, 2002.
- Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы татар. Казань, 1998.
- Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о касимовских царях и царевичах. Ч. 1-4. СПб., 1863-1887.
- Давлетшин Т. Советский Татарстан: Теория и практика ленинской национальной политики. Лондон, 1974.
- Давлетшина З.М. Татарское население Башкортостана: этнодемографическое исследование. Уфа, 2001.
- Габдуллин И.Р. От служилых татар к татарскому дворянству. М., 2006.
- География и культура этнографических групп татар в СССР. М., 1983.
- Гришин Я.Я. Польско-литовские татары: наследники Золотой Орды. Казань, 1995.
- Гришин Я.Я. Польско-литовские татары: взгляд через века: Исторические очерки. Казань, 2000.
- Гришин Я.Я. Казань и Казанский край глазами польских ссыльных. Казань, 2008.
- Егоров В.Л. Золотая Орда: Мифы и реальность. М., 1990.
- Зайцев И.В. Астраханское ханство. М., 2006.
- Закиев М.З. Происхождение тюрков и татар. М., 2003.
- Знаменский П. Казанские татары. Казань, 1910.
- Золото и серебро казанских татар / Казан татарларынын алтын hэм комеше / Gold and silver of the kazan tatars: из собраний Национального музея Республики Татарстан. Казань, 2002.
- Идегей: Татарский народный эпос. Казань, 1990.
- Измайлов И.М. Завоевание казанского ханства: причины и последствия (критический разбор новых тенденций современной российской историографии)// Татарский народ после 1552 года: потери и приобретения. Материалы научно-практической конференции. Казань, 2003.
- Истоки: Татарский народ. Казань, 2000.
- История татар в семи томах. Т. I-III. Казань, 2002-2009.
- История Татарской АССР. Т. 1. Казань, 1955.
- История Татарской АССР. Казань, 1973.
- История Татарской АССР. Казань, 1980.
- История Татарстана (Вторая половина XVI-XVIII вв.). Казань, 2005.
- Исхаков Д.М. Этнографические группы татар Волго-Уральского региона (принципы выделения, формирование, расселение и демография). Казань, 1993.
- Исхаков Д.М. Проблемы становления и трансформации татарской нации. Казань, 1997.
- Исхаков Д.М. От средневековых татар к татарам нового времени. Казань, 1998.
- Исхаков Д.М. Татарская нация: история и современное развитие. Казань, 2002.
- Исхаков Д.М. Татарская нация: история и современное развитие. Научная публицистика. Казань, 2004.
- Исхаков Д.М. Этнография татарского народа. Казань, 2004.
- Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Этнополитическая история татар в VI-первой четверти XV в. Казань, 2000.
- Ишболдин Б. Очерки из истории татар/ Пер. с англ. 2-е изд. Казань, 2005.
Казанские татарки. Воспроизведено по изданию: Солнцев Ф.Г. Одежды русского государства. СПб., 1869.
- К вопросу об энической истории татарского народа. Казань, 1986.
- Каримуллин А. Татары: этнос и этноним. Казань, 1988.
- Лойко Л.М. Татары в Санкт-Петербурге. СПб., 2003.
- Мухамедова Р.Г. Татары-мишари. М., 1972.
- Мухамедова Р.Г. Татарская народная одежда/ Татар халык киемнэре. Казань, 1997.
- Мухаметшин Ю.Г. Татары-кряшены. М., 1977.
- Мухаметшин Р. Татары и ислам в XX веке : ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана. Казань, 2003.
- Нагайбаки: Комплексное исследование группы крещеных татар-казаков. Сборник. Казань, 1995.
- Ногманов А.И. Самодержавие и татары: очерки истории законодательной политики второй половины XVI–XVIII веков. Казань, 2005.
- Орлов А.М. Мещера, мещеряки, мишари. Казань, 1992.
- Орлов А.М. Нижегородские татары: этнические корни и исторические судьбы. Нижний Новгород, 2001.
- Паркер Е.Г. Тысяча лет из истории татар/ Пер. с англ. В.С. Мирзаянова.
- Происхождение казанских татар. Казань, 1948.
- Рахимзянов Б. Р. Касимовское ханство (1445–1552 гг.): Очерки истории. Казань, 2009.
- Рашитов Ф.А. История татарского народа: с древнейших времен до наших дней. Саратов, 2001.
- Свод памятников истории и культуры Республики Татарстан. Казань, 1999.
- Сибирские татары: Монография/ Отв. ред. С.В. Суслова. Казань, 2002.
- Сказание о Казани: Предания, баиты, исторические свидетельства. Сост. С.М.Гилязетдинов. Казань, 1992.
- Смирнов В.Д. Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты. Т. 1-2. М., 2005.
- Современная татарская нация: концептуальные исследования. Казань, 2007.
- Сокровища культуры Татарстана: историческое наследие, культура и искусство. СПб., 2004.
- Султанов Ф.М. Ислам и татарское национальное движение в российском и мировом мусульманском контексте: история и современность. Казань, 1999.
- Суслова С.В. Женские украшения казанских татар середины XIX - начала XX вв. М., 1980.
- Татарский энциклопедический словарь/ Под ред. М. Х. Хасанов. Казань, 1999.
- Татары. (Народы и культуры). М., 2001.
- Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1967.
- Томилов Н.А. Современные этнические процессы среди сибирских татар. Томск, 1978.
- Томилов Н.А. Тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины в конце ХVI-первой четверти XIX вв. Томск, 1981.
- Тулвинские татары и башкиры: Этнографические очерки и тексты/ Отв. ред. А.В. Черных. Пермь, 2004.
- Уразманова Р.К. Современные обряды татарского народа. Казань, 1984.
- Фәхретдинов Р. Татар халкы һәм Татарстан тарихы. (Татарский народ и история Татарстана)
- Хайруллин Г.Т. История татар. Алматы, 1998.
- Халиков А.Х. Татар халкыныц килеп чыгышы. Казан, 1974.
- Халиков А.Х. Происхождение татарского народа. Казань, 1978.
- Халиков А.Х. Земледелие татар Среднего Поволжья и Приуралья: XIX - начала XX вв. М., 1981.
Казанские татары, 1862. Воспроизведено по изданию: Солнцев Ф.Г. Одежды русского государства. СПб., 1869.
- Халиков А.Х. Татарский народ и его предки. Казань, 1989.
- Халиков Н.А. Хозяйство татар Поволжья и Урала (середина XIX – начало XX в.). Казань, 1995.
- Харисова Л.А. Культура народов Татарстана. Казань, 2005.
- Хасанов X.X. Формирование татарской буржуазной нации. Казань, 1977.
- Худяков М. Очерки по истории Казанского ханства. М., 1991.
- Халиков А.Х. Татарский народ и его предки. Казань, 1989.
- Халиков А.Х. Кто мы: булгары или татары? Казань, 1992.
- Худяков М. Очерки по истории Казанского ханства. Казань, 1923.
- Хузин Ф.Ш. Волжская Булгария в домонгольское время. Казань, 1997.
- Якупов Р.И. Тептяри: Этносоциальный феномен и научная проблема. Уфа, 1998.
- Borawski P. Tatarzy w dawnej Rzeczypospoltej. Warszawa, 1986.
- Borawski P., Dubiński A. Tatarzy polscy: dzieje, obrzędy, legendy, tradycje. Iskry, 1986.
- Farale D. La Russie et les Turco-Mongols: 15 siècles de guerre. Paris, 2007.
- Kemper M. Sufis und Gelehrte in Tatarien und Baschkirien, 1789-1889: Der Islamische Diskurs unter russischer Herrschaft. Berlin, 1998.
- Kryczyński W. Tatarzy litewscy: próba monografii historyczno-etnograficznej. Warszawa, 1938.
- Kryczyński S. Kronika wojenna Tatarów Litewskich, Związek Tatarów Rzeczypospolitej Polskiej. Gdańsk, 1997.
- Pelenski E. Russia and Kazan: conquest and imperial ideology (1438-1560). Paris; La Hague; Mouton, 1974.
- Rorlich A.A. The Volga Tatars: A Profile in National Resilience. Stanford, 1986.
- Tyszkiewicz J. Tatarzy na Litwie i w Polsce. Studia z dziejów XIII-XVIII w. Warszawa, 1989.
- Tyszkiewicz J. Z dziejów Tatarów polskich: 1794-1944. Pułtusk, 2002.
- Warmińska K. Tatarzy polscy, tożsamość reli gijna i etniczna. Kraków, 1999.
"Вокруг света" о татарах
Статьи
Казанская татарка. Раскрашенная гравюра из книги: Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов. Ч. 2. СПб., 1799. Рис. между с. 16-17.
-
Декабрь 1972 Сабантуй (Праздник в татарском селе)
-
Сентябрь 1981 Древнее легенды (Об игре на курае - древнем духовом музыкальном инструменте башкиров и татар)
-
Август 1991 Волшебный фонарь (Атрибутация изображения на старой фотографии, использования термина "татары" в XIX-начале XX в.)
-
Август 1991 Сороктатар и не только это (Татары в Литве)
-
Февраль 2001 Падение Великой Булгарии (Подробный хронологический разбор истории Булгарии)
-
Август 2005 Вверх по русскому Нилу (Путешествие группы поэтов вверх по Волге, остановка в Казани, две религии Татарстана - ислам и православие)
-
Сентябрь 2005 Большой казанский Сабантуй (История и археология Казани, с XVI по XX в.)
Телепрограммы
-
18 марта 2001 Россия. Великая Булгария и монголы (История Волжской Булгарии)
-
25 марта 2001 Россия. Булгар (История столицы Волжской Булгарии)
-
22 апреля 2001 Россия. Казань (Спорное происхождение названия города Казань, городище Иски-Казань и археология, возраст Казани - более 1000 лет)
Материалы "Телеграфа"
Казанская татарка начала XVIII в. Гравюра из книги: Cornelis de Bruins. Reizen over Moskovie, door Persie en Indie. Amsterdam, 1714. P. 91.
-
20.06.2007 Русская страна Балымат (Жизнь ярославского князя Фёдора Чёрного, получившего от хана Золотой Орды Менгу-Тимура в управление многие города Среднего Поволжья, современное путешествие по этим местам)
-
7.3.2008 В логове булгарского змея (Легенда о возникновении Казани; старинная архитектура столицы Татарстана)
-
21.6.2008 Арабы, булгары и русы: встреча на Волге (Описание путешествия в Волжскую Болгарию секретарем посольства Багдадского халифа Ахмадом ибн-Фадланом в X в.)
Хронограф
-
12 октября 1552 (150-тысячное русское войско во главе с царем Иваном Васильевичем Грозным штурмом овладело Казанью. Самостоятельное Казанское ханство было ликвидировано)
-
23 июля 1774 (20-титысячная армия Е. Пугачёва ворвалась в Казань и учинила там массовую резню и погромы. На следующий день повстанцы были выбиты из города царскими войсками под командованием полковника И.И. Михельсона)
Вопрос-Ответ
Шотландский художник В. Эллен (William Allan, 1782–1850). "Татары-грабители делят добычу" (Tartar Robbers Dividing Spoil англ.), 1817. Галерея Тейта, Лондон.
Комментарии
Так что пора уж татарам подумать: КОМУ ЖЕ НЕ НУЖНА НАША ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ? https://daud45.livejournal.com/2279.html