"...И вечное весны дыханье..."

      Радио дирижировало жизнью всех обитателей дома. С шести утра гремело  государственным гимном, заставляло сделать зарядку и «перейти на шаг и приступить к водным процедурам», «Пионерская зорька» вынуждала быстрее  мусолить кашу и бежать в школу. Родители  вполуха слушали «Последние известия» (я боялась слова «последние»- что,  больше известий не будет, что ли?). Все ушли, а радио продолжает вещать – во многих семьях его вообще не выключали. По вечерам - «Театр у микрофона», известные артисты читали главы из произведений писателей – классиков и, конечно, музыка. Много музыки. От оперной до бравурной - песен послевоенных пятилеток. И вдруг …

      Голос необыкновенный, ангельский уносит тебя ввысь, прерывает дыхание, кружит голову,  сжимает сердце. Такие голоса  называют неземными, нематериальными. Кажется, что они  неподвластны законам земного притяжения. На непонятном тебе языке поет Виктория Иванова. Простенькую, казалось, песенку, но именно ту, что запомнилась на всю жизнь – «Купите фиалки»… 


     Пишут, что эта песня прозвучала в  фильме «Дорога»  ( 1954г.) итальянского режиссера Фредерико  Феллини.  Один из  его лучших фильмов. « Один из лучших фильмов итальянского кино. Один из лучших фильмов мирового кинематографа. Возможно, лучший фильм прошлого, настоящего и будущего. Если бы вообразить на миг страшное – все киноленты мира исчезли, и была бы спасена только одна копия «Дороги» – киноискусство бы сумело возродиться. «Дорога» – росток и исток, начало жизни, фильм фильмов. »(с). Прекраснейшую музыку к этому фильму,  как, впрочем, и к другим фильмам Феллини, написал Нино Рота ( Джованни Рота Ринальди) Кроме того, им написана музыка к фильмам «Крестный отец», «Ромео и Джульетта" и многим другим. В фильме «Дорога» есть только небольшой музыкальный фрагмент мелодии песни «Купите фиалки», которая, как я выяснила, была написана другим итальянским композитором Надиром Виетти на слова Джакобби – “Comprate Miei Fiori” ( «Купите мои цветы» ), русский текст  Н.  Самарина:

КУПИТЕ ФИАЛКИ! 

Припев: 
Купите фиалки! 
Вот фиалки лесные, 
Скромны и неярки, 
Они словно живые. 
В них дыханье весны, 
Лепестки их полны 
Юным солнцем апреля. 
Так, явившись едва, 
Нежной песни слова, 
Чье-то сердце согрели. 
Купите фиалки, — 
Вот букетик лиловый. 
Весеннюю песню 
Вы послушайте снова. 

1. Под лучами апреля, 
Спускалась в долину 
Я с полной корзиной цветов. 
Я цветы продавала, 
И вам напевала, 
Про счастье, про жизнь и любовь... 

Припев. 

2. Только в этом году 
Я под солнцем апреля, 
С фиалками к вам не приду. 
Будет в сердце у вас 
Моя песня жива, 
Не забудутся эти слова. 

Припев. 

3. Не приходит с цветами, 
В долину девчонка, 
Нет с нами певуньи лесной. 
Но фиалкой душистой 
Любимая песня,
Сама расцветает весной... 

Припев: 
Цветет эта песня 
Фиалкой лесной.

                                                               

      А теперь мне хотелось бы  напомнить тем, кто забыл или тем кто, в силу своего возраста и не мог знать, о замечательной русской певице  Виктории Николаевне Ивановой. Может быть, многие и не подозревают, что знакомы с её пением  с младых ногтей. Она исполнила песню Настеньки в советском мультфильме «Аленький цветочек».

      Виктория  родилась в Москве в 1924году. Когда через три года после её рождения умер её отец, военный врач, все заботы о девочке легли на плечи матери. Виктория очень рано начала петь, обнаружились прекрасные вокальные данные, поэтому решено было , что она поступит в музыкальную школу при  Гнесинском училище. Все у неё получилось – блестяще закончила школу, затем, по настоянию педагогов очарованных её чистым проникновенным голосом, продолжила учебу в институте , а в 1951 году закончила аспирантуру при институте им. Гнесиных.

        Дипломированной специалисткой она приходит на работу в Московскую филармонию солисткой. Еще студенткой она начинает записываться на радио и быстро становится очень популярной на просторах бывшего СССР.

        Рассказывает Юлия Добровольская (Италия, Милан)- лучшая подруга Виктории Ивановой:

« Виктория Иванова была Марией Каллас камерного пения. Много лет даже не заслуженная артистка, а просто солистка Московской филармонии, она, как токарь на заводе, должна была выполнять норму выработки — столько-то концертов в месяц по городам и весям, в профсоюзных домах отдыха, в заводских клубах. Директор Московской филармонии Белоцерковский не давал ей хода, подозревал, что Виктория Иванова в действительности еврейка — больно непроста, и нос с горбинкой. Чтобы продвинуться по службе, стать заслуженной, понадобилась эпидемия холеры в Крыму.

В то лето муж Виктории Юра, Юрий Петрович Матусов, достал четыре путёвки в Дом творчества писателей в Коктебеле, для себя с Викторией и с дочкой Катей и четвёртую — для родственника Виктории, милейшего дяди Жеки.

О вспышке холеры власти, как водится, помалкивали (вспомним Чернобыль). Дядя Жека пошёл купаться, хлебнул морской воды, заразился и умер. Бедный, бедный дядя Жека... Обитателей дома творчества отвезли в симферопольскую больницу на сорокадневный карантин. Среди них был Белоцерковский. Сорок дней вблизи Виктории не прошли даром, он попал под магнетизм её личности.

Что это было? От Бога - уникальный голос,. Голос-флейта, От себя — виртуозное владение им, повествующим о забавном и серьёзном, о грустном и радостном задушевно, задумчиво, насмешливо, кокетливо, строго, лукаво... Это были достигнутое истовым трудом мастерство и, конечно, женственность — лучистые голубые глаза, ослепительно белая кожа, серебристый смех, обезоруживающая улыбка. И дар рассказчицы. Мне не забыть её описания «обыкновенного концерта Виктории Ивановой», как она завоёвывала аудиторию из бабок в белых платочках и подвыпивших мужиков рассказом о старом глухом музыканте, по имени Бетховен, который сочинил — вы только послушайте, какую весёлую песню!

Зал ревел от восторга, не отпускал:

— Давай, Иваниха, ещё!

Администратор клуба высовывал руку из-за кулис, показывал на часы, мол, опоздаешь на поезд. В заиндевевшем от мороза автобусе по ухабам на станцию. Безлюдный перрон, на скамейке старик в тулупе пьёт чай из термоса. Вынула из сумки пластмассовую кружечку — она всегда при ней — подошла, попросила:

— Налейте мне немножечко...

Ехать долго, часов пять.

Спасибо радиозаписям, Викторию Иванову узнала и полюбила вся Россия. Настоящий же концерт в Малом зале консерватории ей причитался только раз в год. Как мы его ждали!

Ломать голову, в чём петь, она призывала меня. Проблема! Ведь в России платье для выступления тогда было не купить. А концертное платье — это орудие производства, надо, чтобы в нём было удобно, чтобы шло и, по возможности, скрывало полноту. В одной из первых моих посылок из Милана был отрез плотного синего бархата — Виктории на «сарафан». Говорят, она долго в нём выступала.

Бог дал Виктории талант и не дал счастья. После операции на мозге осталась инвалидом (шизофрения) шестнадцатилетняя Катя. У неё был мамин голос, они уже пели на радио дуэтом. Несчастье подкосило Юру, он безвременно скончался от какого-то молниеносного инфаркта."

...

       Огромный репертуар певицы включал в себя  музыку барочной, классической, романтической эпох - русскую и западноевропейскую. Она много пела Бетховена, Шуберта, Шумана. Один из артистических триумфов Ивановой - исполнение сольной партии в Четвертой симфонии Малера.  А  русские народные песни и романсы она исполняла просто неподражаемо!

       Соединю фиалку и «Жаворонка» ( романс М. Гинки на слова Н. Кукольника) – непременных спутников весны. 


     P.S. Почему я выбрала из огромного репертуара певицы именно эту песню  «Купите фиалки»?

            Во-первых, потому, что люблю и пою её с юности. Пела её и моя старшая сестра. Именно с этой песней она выступала на различных конкурсах. Именно эту песню помнят в её  исполнении однокурсники.

             На днях я получила письмо от моей  подруги и одноклассницы, с которой я не виделась около сорока лет ( она давно уже живет в Филадельфии, США) с небольшим «сочинением»:

«НАШ ПЕРВЫЙ КЛАСС.  Вспоминая о детстве, о первом школьном дне, когда я впервые села за парту в 1 м классе 1го сентября , услышала вопрос : " А как тебя зовут?" Спросила девочка (которую позже я считала самой красивой девочкой в классе). " Оля - " ответила я.  "И меня зовут Оля. А ещё... у меня есть старшая сестра!"... " И у меня есть старшая сестра!!! Ответила я, как -будто оправдываясь. В то же мгновение красивая девочка Оля в белоснежном фартучке с огромными не менее белоснежными бантами пошла в наступление: " А мою сестру зовут Аня и она учится в этой же школе" , указывая на то , что мне дороги вперёд уже нет. Позже мы обе поняли что ни одна, ни другая сдаваться не привыкли. ... " Мою сестру тоже зовут Аня, и она тоже учится в этой же школе " выпалила я на одном дыхании,  как бы доказывая теорему:  что если у тебя есть старшая сестра, её имя должно быть Аня и учиться она обязана только там где учится её младшая сестра. К моему счастью перестрелка прекратилась... Прозвенел звонок. Я конечно  проиграла бы бой т.к.. следующее наступление или точнее сказать следующий удар был бы... " А моя сестра Аня  лучше всех поёт и побеждает на конкурсах!!!" Да это удар ниже пояса т.к. моя старшая сестра  Аня, которая учится в этой же школе, никогда не пропела правильно не одной мелодии.  Учительница по пению, когда прослушивали детей  для выступлений, говорила: " А ты, Анечка будешь читать стихи".   Какое всё-таки счастье, что прозвенел звонок на переменку!!!»