СССР был близок к победе в холодной войне, но проиграл из-за своих вождей

12:07 10.04.2013 , Сергей Черняховский

Коллаж © KM.RU

Коллаж © KM.RU

 

ни оказались не готовы к жесткой борьбе, отказались от нее и проиграли.

Баронесса Тэтчер – одна из ключевых фигур, возглавлявших в 70-80-е годы прошлого века необъявленную войну против СССР. Всего их было трое: президент США Рональд Рейган, она, Маргарет Тэтчер, премьер-министр Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, и Папа римский Иоанн-Павел Второй.

Три представителя неоконсервативной волны. Три человека, вставшие во главе Западного мира примерно в одно и тоже время: она в 1979 году, папа – в 1978 году, Рейган - в 1981-м. Как будто бы по одному призыву. Рональд Рейган умер 5 июня 2004 года в возрасте 93 лет. Иоанн-Павел – 2 апреля 2005 года в возрасте 85 лет. Она умерла последней позавчера, 8 апреля 2013 года, на 88 году жизни.

Все они присягнули тому. что каждый из них считал консервативными ценностями. Все они посвятили себя борьбе против СССР. И все они могут записать себе в заслугу победу над нашей страной и ее разрушение. Собственно, за это их и прославляют на Западе.

Сегодня либеральная пропаганда представляет поражение СССР как нечто изначально предопределенное. Дескать, иначе быть и не могло. Объявляется, что экономическая система СССР была неэффективной. Что его экономика была поражена тотальным дефицитом и не выдержала напряжения «холодной войны».

Вот только тогда, когда вышеупомянутая троица только приходила на свои посты во главе Западного мира, там никто так не считал.

В 1976—1980 годах национальный доход СССР вырос на 21%, промышленная продукция — на 24%, сельскохозяйственная — на 9%. В 1981—1985 соответствующие показатели вставляли 16,5; 20 и 11%. Вынашивались планы увеличить в период с 1985 по 1989 год национальный доход на 20—22%, промышленную продукцию — на 21—24%, продукцию сельского хозяйства — вдвое. Всерьез рассчитывали к 2000 году догнать США по уровню промышленного производства. Даже в самую «застойную» пятилетку (1981—1985) обеспечивался ежегодный прирост в среднем на 3,6% год – выше. чем то время был в западных странах. И что из этого свидетельствует о «неминуемом крахе»?

Более того: когда СССР рухнул, серьезные западные исследователи не могли скрыть своего удивления. Архитектор американской стратегии противостояния с СССР, Джордж Кеннан, писал: «сложно помыслить событие более странное и изумляющее и, на первый взгляд, необъяснимое, чем внезапное полное распадение и исчезновение … величайшей державы, … известной как Советский Союз». Ричард Пайпс, основной американский историк России и консультант Рейгана, назвал эту катастрофу «неожиданной». Специальный выпуск консервативного журнала National Interest был озаглавлен «Странная смерть советского коммунизма».

В 1985 году Советский Союз располагал теми же и большими ресурсами, что и в 1975-м. С 1981 по 1985 год рост ВВП страны, хотя и немного замедлился по сравнению с 1960-ми и 1970-ми, но составлял в среднем 1,9% в год. Такое едва ли катастрофическое положение сохранялось до 1989 года. Бюджетный дефицит в 1985 году был меньше 2% ВВП. Нелепая политика Горбачева вела к его росту – но 1989 году он все еще был ниже 9% - то есть был вполне контролируем.

Падение цен на нефть, с 66 долларов за баррель в 1980 году до примерно 20 долларов в 1986 году (в ценах 2000 года), было тяжелым ударом – только с учетом инфляции на мировых рынках была дороже в 1985 году, чем в 1972, и лишь на треть ниже, чем в целом на протяжении 70-х. В то же время советские доходы в 1985 году возросли более чем на 2%, а зарплаты - продолжали расти в следующие пять лет до 1990 в среднем на 7%.

Элита Западного мира к оконцу 1970-х гг. практически смирилась с признанием своего исторического поражения. Летом 1979 года, в отчаянии выступая с телевизионным обращением к нации Президент США Дж. Картер говорил: «Это кризис, который затрагивает самое сердце, душу и дух нашей национальной воли, Мы можем видеть этот кризис в растущих сомнениях в смысле нашей жизни, и в утрате н6нединства целей нашего народа. Подрыв нашей веры в будущее чреват угрозой уничтожения самого социального и политического строя Америки. … Впервые большинство нашего народа верит в то, что последующие пять лет будут хуже, чем последние пять лет».

США готовы были опуститься на колени. Британия была на краю депрессии и катастрофы. Религия отступала по всему миру. Во Франции шел к власти левосоциалистический президент.

Рейган и Тэтчер победили не потому что имели сильные экономики. К середине 1980-х экономика США была на краю пропасти. Тэтчер ушла с поста Премьера в 1990-м году потому, что взбунтовалась ее партия, сознававшая, что если «железная леди» останется, то на следующих выборах консерваторов ждет катастрофа.

Это потом, в 90-е годы, когда Запад получит в свое распоряжение рынки СССР и Восточной Европы, и доступ к скупаемым за бесценок ресурсам, США и их союзники вступят в новую эпоху потребления за счет присвоения экономик сдавшихся стран. А тогда, в конце 1970-х и первой половине 1980-х годов, они чувствовали свою обреченность. Правда, уровень потребления в СССР был ниже западного, но его экономика кормила и вооружала две трети мира. 200 миллионов работавших в СССР обеспечивали развитие примерно полутора или двух миллиардов человек в союзных странах.

Тэтчер и Рейган победили. Не потому, что имели более сильные экономики, а потому, что отказались от мысли о капитуляции. И стали бороться. Они допускали, что обречены, но имели ценности, ради которых решил попробовать.

Всегда в таких ситуациях побеждает тот, кто имеет веру и ценности. Имеет идеалы – верные или ошибочные – ради которых готов стоять до конца. Лидеры СССР во второй половине 1980-х к борьбе оказались не готовы, отказались от нее и в итоге проиграли.

СССР был близок к победе, но проиграл, потому что имел вырождающихся лидеров. Если бы во главе его еще пять-десять лет находился Андропов (или если бы неким чудом страну в 1985 году возглавил Путин), все было бы ровно наоборот по сравнению с тем. что мы имеем сегодня.

В этом отношении, смерь Маргарет Тэтчер – это смерть врага, достойно против тебя боровшегося и заслужившего уважение преданностью своим ценностям. Это смерть политического деятеля, доказавшего, что даже в ситуации полной обреченности можно победить, если стоять до конца. Верить в свои ценности. Уважать свою страну. И идти к своим целям.

Эти трое могли записать себе в счет победу над СССР. Все они умерли и умерли плохо: Рейган – в полупараличе и беспамятстве. Иоанн-Павел Второй – годами мучаясь от бесчисленных болезней. Тэтчер – много лет страдая от тоже болезнь Альцгеймера и после очередного инсульта.

Победа не принесла им счастливой старости. Но доказала, что победить можно, даже стоя на краю пропасти. Вопрос воли.

Сергей Черняховский