Роза белая с черною жабой

Ленин самый человечный человек?
Но став одержимым максималистической революционной идеей, он в конце концов потерял непосредственное различие между добром и злом, потерял непосредственное отношение к живым людям, допуская обман, ложь, насилие, жестокость.
Н.Бердяев

Ленин - фигура достаточно сложная и противоречивая. Постигнуть неоднозначность этой незаурядной личности помогают нам пьесы М.Шатрова, повесть В.Гроссмана "Все течет", произведения А.Солженицына ("Архипелаг ГУЛАГ", "В круге первом", "Октябрь шестнадцатого")... В нашей литературе и публицистике продолжается давний спор о Ленине, о его человеческих качествах. Но я хочу обратиться не к произведениям последних лет, а к книгам относительно старым. Речь пойдет о философском эссе М.Шагинян "Четыре урока у Ленина" и об интереснейшем труде великого русского философа Николая Александровича Бердяева (1874-1948) "Истоки и смысл русского коммунизма" (1937), который частично опубликован журналом "Юность" (1989, № II).

Почему именно эти две книги? Потому, что они сходны по жанру и совершенно отличны-по содержанию, по отношению авторов к Ленину. На вопрос о человеческих качествах создателя партии большевиков мы получаем два противоположных ответа.

Ленин для М.Шагинян - "самый человечный человек", а не застывший в ораторской позе монумент. "Ленин часто припадал к источнику жизни. Его любовь к природе, постоянная тяга к ней хорошо известны человечеству". Писательница говорит о роли любви и дружбы в жизни вождя. Чрезвычайно тактично, по мысли Шагинян, помогал Ленин преодолевать религиозно-мистические настроения М.Горькому. Об этом свидетельствуют письма Владимира Ильича. Но и здесь, как считает Шагинян, общение было взаимообогащающим, равноправным. Ленин не только "учил" Горького, но и сам учился у него, сам ощущал потребность вступить с ним в духовное единоборство, в полемику. "В последние годы, вот в это лежачее, насильственно-неподвижное время, ему (Ленину), бойцу, сильно не хватало своего старого спора с другом (Горьким); он, боец, скучал без полемики". Своим жизнелюбием, связанным с гибкой диалектичностью мышления, Ленин любил Горького, тянулся к нему.

В книге М.Шагинян мы находим много (порой излишне много!) рассуждений об исключительной любви "миллионных масс" к Ленину-оратору, к Ленину-психологу, к Ленину-педагогу, к Ленину-человеку. В чем секрет любви людей к вождю, любви не только разумом, но и сердцем? Ответ на этот вопрос, по сути дела, и составляет содержание главы "Воспитание коммуниста" (урок первый). И здесь нужно сказать несколько слов о новаторстве М.Шагинян в советской литературе. Сама писательница прекрасно понимала, что указание на простоту, сердечность, товарищество Ленина стало уже традиционным, превратилось в общее место, в штамп. В свое время М.Горький дал в известном очерке почти списочный перечень качеств Ленина: простота, естественность, любовь к людям, принципиальность, смелость. М.Шагинян пошла по другому пути. Она приняла этот список почти без изменений и оговорок. Цель ее заключалась в том, чтобы выяснить, что позволило Ленину стать таким, каким он был.

Мариэтта Шагинян лично не была знакома с Лениным, никогда не встречалась с ним. Понятно поэтому, что обращение к ленинскому теоретическому наследию, к ленинским книгам было закономерным и необходимым этапом постижения личности вождя. Доброту, простоту, естественность Ленина писательница объясняет беспредельной преданностью его диалектическому материализму. Ленин человеколюбив и добр потому, что он - последователь и гениальный продолжатель учения Маркса. "Именно от полноты своего материалистического сознания Ленин очень сильно ощущал реальное бытие других людей. И каждый, к кому подходил Ленин, не мог не чувствовать реальность этого подхода человека Ленина к другому человеку, а значит, не мог не переживать ответно свое человеческое равенство с ним". Эта мысль (при всей ее спорности и даже ошибочности) - чрезвычайно важный поворот с проторенного Горьким пути советской ленинианы.

Мариэтта Шагинян посмела задуматься над тем, чему до нее полагалось в советской литературе только верить. И все же, как мне кажется, позиция писательницы во многом уязвима. Слишком прямолинейная зависимость добродетельного поведения человека от правильного знания о мире (диалектического, материализма) едва ли существует в действительности. Этот "этический рационализм", идущий еще от Сократа, опровергнут самой жизнью. В годы перестройки и гласности нам открылась потрясающая картина расправы с десятками миллионов невинных людей, наших сограждан. И никакой материализм этой кровавой вакханалии не помешал!

Обратимся теперь к книге Н.Бердяева "Истоки и смысл русского коммунизма". Я не буду останавливаться здесь на бердяевском анализе возникновения коммунистической идеи, а сразу перейду к страницам, посвященным Ленину. Вождь русских большевиков, по мысли философа, "лично...не был жестоким человеком". "В личной жизни у него было много благодушия. Он любил животных, любил шутить и смеяться, трогательно заботился о матери своей жены, которой часто делал подарки". Но все это благодушие исчезало, когда дело касалось политики. "Ленин проводил жестокую политику..." Бердяев вскрывает психологические и философско-политические истоки этой жестокости. Он обращается к детству Владимира Ульянова. "Когда брат его был каэнен по политическому делу, то окружающее общество отвернулось от семьи Ленина. Это...было для юного Ленина разочарованием в людях. У него выработалось циническо-равнодушное отношение к людям". В становлении ленинского характера сыграло свою роль и разочарование в Плеханове, в котором будущий "вождь пролетариата" увидел мелкие черты эгоиста и себялюбца. Нравственный вакуум довольно быстро заполнился идеями, почерпнутыми в марксизме.

Н.Бердяев пишет о недостаточной интеллигентности Ленина. "В философии, в искусстве, в духовной культуре Ленин был очень отсталый и элементарный человек... Он соединял социальную революционность с духовной реакционностью". Недостаток культуры возмещался фанатичной преданностью ИДЕЕ.

М.Шагинян и Н.Бердяев в равной степени признают, беззаветную преданность Ленина ИДЕЕ, но выводы из этой преданности делают разные. Для автора эссе "Четыре урока у Ленина" диалектический материализм - неиссякаемый источник человечности вождя. Совсем иной точки зрения придерживается Н.Бердяев. Он прямо говорит о фанатизме Ленина, о том, что революционная ИДЕЯ превращается в самоцель. "Но исключительная одержимость одной идеей привела к страшному сужению сознания и к нравственному перерождению, к допущению совершенно безнравственных средств в борьбе". Бердяев приводит примеры безжалостной расправы Ленина с политическими противниками. Всякое ослабление воли к диктатуре пролетариата подавляется даже в рядах союзников. Вождь грубо обрушивается на Луначарского за богоискательство и богостроительство. Проповедуя новую революционную мораль, Ленин не стесняется никакой жестокости. "Ленин - антигуманист, как и антидемократ". Ни о какой человечности диктатора говорить, конечно,не приходится. Такова точка зрения Н.Бердяева.

Таким образом, взгляды Н.Бердяева и М.Шагинян на человеческие качества Ленина прямо противоположны (возможно, сыграло свою роль то, что Бердяев писал свою книгу за границей, а Шагинян в условиях советской цензуры). И это отличие позиции вполне нормально. Плохо как раз то, что долгие годы в СССР официально главенствовала одна точка зрения: Ленин самый человечный человек. Но ведь есть и другие! Мне ближе позиция Н.Бердяева. И я рад, что его книги стали публиковаться и у нас в стране. Многое в нашей жизни начало возвращаться к здравому смыслу, к добру, к истокам. Недавно городу на Неве возвращено его первоначальное имя Санкт-Петербург