Неравенство на дорогах — одна из причин высокой аварийности

Регулирование поведения на дорогах — область, где интенсивность  законотворчества может сравниться разве что с избирательным правом. Отмена  или возвращение нормы допустимого содержания алкоголя в крови водителя, ужесточение наказаний за пьяное вождение, введение балльной системы  штрафов, введение фото- и видеофиксации нарушений, постоянное перекраивание  схем движения — эти и другие вопросы обсуждаются на высшем  уровне, становятся законами или попадают в госпрограммы. И это никак  не влияет на транспортные риски, которые на порядок выше, чем  в развитых странах: в России 6,6 погибших  на 10 000 автомобилей, в Британии, Японии или Швеции — меньше 0,5.

Дорожное  движение — очень удобная область и для освоения бюджетов(соответствующая ФЦП  на 2006-2012 гг. стоила 48 млрд руб., целевые показатели  не достигнуты), и для неформальных заработков, которые в дорожной  полиции никуда не исчезли. В результате очередных ужесточений ГИБДД  начинает проводить сплошные облавы и гнаться за числом пьяных, а не за обеспечением безопасности. И как-то забывается, что  опасное вождение — проблема не только пьяных.

Чиновниками  и депутатами движут самые разные мотивы: например, в Москве  рост штрафов(за парковку или выезд на полосы общественного  транспорта) должен способствовать уменьшению числа автомобилей в центре  города.

Но российский автолюбитель не воспринимает эти штрафы как  справедливые(неправильная  парковка стоит в 3 раза больше проезда на красный свет) и старается их не платить, а тот факт, что фиксируется лишь  каждое 200-е нарушение, превращает ситуацию в лотерею, в которой  главное — не попасться, считает координатор движения«Синие ведерки» Петр  Шкуматов.

Директор  Института экономики транспорта и транспортной политики НИИ ВШЭ Михаил  Блинкин говорит, что инженерно-технические, медицинские и прочие меры  вполне адекватны, но добиться улучшения ситуации не удастся, пока  на дорогах не будет тотального равенства(сейчас, по опросам гаишников, в Москве около 20-40%«неприкасаемых» водителей, в провинции — 2-10%) и пока не возникнет позитивная коалиция водителей и полицейских, направленная на обеспечение безопасности.