Не придуманная история Российского государства. Николай 2. Последний царь России

Вскоре после восшествия на трон Николай II заявил: «Да поможет мне Господь служить горячо любимой родине так же, как служил ей мой покойный отец, и вести ее по указанному им светлому и лучезарному пути». Тем самым показал, целиком разделяет точку зрения ревностного охранителя незыблемых основ самодержавия, как его отец. Российские ортодоксальные монархисты, убежденные сторонники неограниченной («исконной») монархии, консерваторы воспаряли духом от слов нового императора.

Николай 2 не имел свежих рецептов развития империи. Нововведения, использование которых модернизировало бы политическую систему, придало бы ей новые, более современные формы не предусматривались. В основе политической системы империи оставался лежать теоретический постулат более чем полувековой давности: самодержавие, православие, народность. Который носил лишь функции декоративного украшения обветшалого феодального строя. В силу отвлеченности и неопределенности указанный постулат не мог служить объединяющим началом имперского общества.

В отличие консерваторов традиционно глядевших только назад, Николаю 2, все таки приходилось смотреть в перед и себе под ноги. И он со временем убедился, что застой в государственных делах неприемлем. Улучшения и изменения в государственную систему необходимо вносить регулярно. Однако он всегда полагал, что новшества надо вводить аккуратно, постепенно при непременном сохранении в целостности основного элемента российской государственности – самодержавного института. Он деятельно поддерживал курс развития, нацеленный на индустриальную модернизацию экономики империи. Политика «большого скачка» принесла свои плоды. Так доля промышленного сектора в совокупном доходе приблизился к 50%.

В начале 20 века власть приступила к обширной программе переустройства землевладения и землепользования на принципах частной собственности, в соответствии с законами рыночной экономики.

Целью программы было раздробление монолита деревни на множество отдельных хозяев и высвобождение из монолита избыточной рабочей силы – бедующей армии наемных работников. Реализовывалась эта программа, как обычно в России с помощью «кнута». Программа продвигалась трудно деревня, противилась и не хотела идти к стойлу, как строптивая скотина. Со всех сторон доносились крики недовольных, звучали голоса возмущения.

Первые годы после воцарения Николая II в кадровой политике царя ничего существенно не менялось. При дворе продолжали находиться прежние лица, которые играли важные роли при правлении Александра III. Это сторонники не ограниченной монархии возглавлявший с 1880 года Ведомство Священного Синода его обер-прокурор К.П. Победоносцев; издатель журнала «Гражданин», князь В.П. Мещерский (внук историка Н.М. Карамзина); министр императорского двора граф И.И. Воронцов-Дашков, военный министр, генерал от инфантерии П.С. Ванновский и другие.

В правление Николая 2 империя успела побывать в трех войнах. Одну она с позором не выиграла, другую выиграла, во время третей войны, самой большой по своим масштабам из всех войн известных Миру, произошли форс мажорные обстоятельства.

Был ли Николай 2, как его дед революционером или напротив убежденным ретроградом? Точно ответить на поставленный вопрос не возможно, поскольку царь своих мыслей никому не открывал. Но он обладал весьма ценным для правителя качеством: умел принимать новые реалии даже в тех случаях, когда они не соответствовали его собственным представлениям и убеждениям. Во имя высших интересов он находил в себе мужество переступить через себя. Что давалось ему крайне нелегко. Это качество его характера позволило царю-самодержцу издать в непростой 1905 год Манифеста 17 октября, затем утвердить Государственную Думу. Руководствуясь, опять же, высшими интересами, он сумел сложить с себя титул монарха, рассчитывая, что этот его поступок пойдет на благо России, чем перечеркнул собственную судьбу.