Невзоров Уроки атеизма Миф о гонениях на церковь

На модерации Отложенный

Дело в том, что ввиду откровенной и очевидной дискриминации мыслящих свободомыслящих, атеистически мыслящих, агностиков или чистых атеистов в России сейчас невозможно развенчать те мифы, которые усиленно создают церковники, служители культа о своей несчастной судьбе в начале XX века. Притом, что я оговорюсь, тема эта болезненная, скользкая и не всё надо воспринимать абсолютно буквально. Хотя есть прекрасная книга господина Купцова, кстати верующего, Андрея Георгиевича, если я не ошибаюсь, «Миф о гонениях на церковь», которая бесконечно ценна тем, что тут собраны все документы, касающиеся той кровавой, страшной и беспокойной поры 20-х и 30-х годов.

Во-первых, первый разговор о том, действительно ли большевики закрывали, громили и рушили церкви?

Не исключено, что в частных отдельных случаях, далеких губерниях мы имели дело и с какими-то маньяками, и с шизофрениками, и с террористами того времени, которые пользовались своей властью и, действительно, совершали какие-то и чудовищные, и противоправные действия. Но в целом, как принцип, как система, конечно же, этого не было и быть не могло.

В целом, что произошло? Произошла Октябрьская революция, этому предшествовало много ещё революционных событий и послереволюционных событий, и церковь была отделена от государства.

Что это означало? Это означало, что с этого момента организации как таковой не существует. Не существует этого государственного департамента, на который: «только в 1911 году Россия потратила тридцать семь миллионов пятьсот тридцать пять тысяч четыреста семьдесят восемь золотых рублей. Из них только на зарплату духовенству четырнадцать миллионов двести двадцать тысяч сто девяносто два рубля». Это была абсолютно государственная структура, и согласно «Своду уставов государственного благоустройства», части четвертой и пятой, в отделении втором «О производстве церковных построений», статья 196-я: «Церкви сооружаются и содержатся за счёт казны», или в скобочках: «за счёт прихожан», и приводится примерная процентовка. Это примерно один случай, и то имеется в виду не содержание, а постройка этой церкви, когда действительно какой-нибудь впечатлившийся, воодушевившийся купец решался на воздвижение какой-нибудь церквушки, но этот процент ничтожный. Это всё было государственным и содержалось на государственные деньги. Причём, содержание такого количества церквей обходилось, как вы поняли по суммам, весьма недёшево, но и содержание одной церкви – это тоже было очень затратно. Потому что, надо же понимать, что это здание, то есть оно постоянно нуждается в ремонтах, в реставрациях, в уборках, в очистках; требуются значительные суммы на уголь или дрова для отопления столь больших помещений, а не топить нельзя, иначе всё начинает сыреть, падать, плесневеть. То есть это весьма существенная трата даже на один храм, я уже не говорю про зарплату- притчу, а это же не только поп, это же, как правило ещё, как минимум дьякон, параекклисиарх, хор, различные алтарницы и так далее, и так далее, и так далее.



И что произошло? В какой-то момент церкви было сказано: ребята, хотите верьте, хотите не верьте, вот вам абсолютная свобода и согласно «Инструкции народного комиссариата юстиции от 24.08. 1918 года» храмы были переданы верующим, государство отреклось от необходимости их содержать. Больше ни единой копейки этим храмам, этим попам, этим верующим государство не давало.

И тут произошло то, что должно было произойти. Я не знаю, что там у них с мучениками, не знаю, что там у них с какими-то страдальцами за веру, но примерно 96% всего личного состава духовенства кинулось искать себе другую работу: счетоводами, бухгалтерами, литераторами, завхозами, кем угодно. Просто им надо было кормить семьи, и никто больше их труд не оплачивал, а естественно, те немногочисленные прихожане, которые оставались… А мы знаем: как только было аннулировано действие огромного количества статей Уголовных уложений о наказании за отступление от веры, примерно 80% жителей России прекратили вообще всякие отношения с церковью, естественно, и финансовые тоже. И этим маленьким группкам старушек, которые остались при церквях, естественно, было не под силу содержать эти сооружения и не под силу было платить, как они были бы обязаны платить. Потому что как только церкви передали в некую аренду верующим «им было вменено в обязанности хранить и беречь как доверенное им народное достояние, производить ремонт означенного имущества и расходы, связанные с обладанием имуществом, как то: отоплению, охранению, оплате долгов, местных сборов и так далее». И церкви, разумеется, начали пустеть. Попы сбегали, поскольку им никто больше не оплачивал их труд, маленькие-маленькие приходики, оставшиеся при этих церквях, естественно, были не в состоянии оплатить даже сотой части того, что эти огромные и сложные архитектурные сооружения требовали. И поэтому началось запустение. Поэтому появились по всей России сперва десятки, потом сотни, а потом и тысячи безхозных храмов, которые потом, естественно, как всё безхозное стали разоряться, громиться, населяться беспризорниками, там стали выкорчевывать окна, двери, всё деревянное, всё относительно полезное в быту. Но такого сознательного, являющегося элементом государственной политики, разгрома церквей или закрытия церквей никто никогда не производил.

Читайте замечательную книгу Купцова «Миф о гонениях на церковь». Она написана не очень академическим языком, правда, автор работает с хорошими документами. Автор, кстати, верующий, причём, такой воцерковлённый верующий, бородатый. Но я не по этому принципу сужу, я прочёл просто всё, что о нём написано. Это вполне почтенный человек, который, единственное, минутами не скрывает эмоций. Книга не объявлена в числе экстремистских материалов, поэтому я подозреваю, раздобыть её несложно.