Совсем не ложная тревога

На модерации Отложенный





Ситуация вокруг двух Корей больше недели остается в центре внимания всего мира. Подумать только, маленький Пхеньян грозит ядерным оружием — и кому! — мировому гиганту США. Отмечая, что страны на дальневосточном полуострове давно уже находятся, мягко говоря, в недружественных отношениях, аналитики тут же намекают, что еще никогда они не были столь близки к казенникам своих орудий. А КНДР не устает подливать масла в огонь. В одном из последних сообщений, которое распространило северокорейское новостное агентство, звучит совсем уж недвусмысленное заявление: «Время взрыва стремительно приближается». Согласно тексту война может начаться на Корейском полуострове «сегодня или завтра». Разве не страшно? Поддался панике и один из авторов нашей полемической рубрики, причем постарался аргументировать свои опасения. Впрочем, оппонент не менее аргументированно его успокоил.


А вас, дорогие читатели?

Хватит случайной искры


Принюхайся, Андрей. Чувствуешь? С востока отчетливо тянет порохом. Причем этот запах не обычный, а с ядерным душком. Некоторые поговаривают, что третья мировая война на пороге. И я, под влиянием новостных заголовков, начинаю им верить. Уж больно стремительно все покатилось... А начиналось враскачку. Сначала СМИ возбужденно раструбили, что якобы Северная Корея объявила войну Южной. Затем сконфуженно признались, что все не совсем так, а виноваты «трудности перевода»: мол, на самом деле в КНДР сказали, будто посчитают себя в состоянии войны лишь в случае каких–либо провокаций. Обычная словесная перепалка между соседями, длящаяся уже более полувека. Как на коммунальной кухне — обменялись взаимными угрозами да разошлись бы по комнатушкам. Но было уже поздно. Вмешалась третья сила: Пентагон зачем–то отправил стратегические бомбардировщики B–2 летать над Корейским полуостровом. И понеслось: Ким Чен Ын отдал приказ подготовить ракетный удар по США, те в ответ подогнали к берегам свой фрегат, а КНДР объявила, что готова ответить на столь враждебную политику «разнообразными средствами ядерных ударов»...


Три года назад уже случалась похожая ситуация. Российский военный аналитик В.Баранец тогда писал: «Армия у КНДР, между прочим, по численности даже больше российской. А в конфликт могут быть втянуты и РФ, и США, и Китай, и Япония». Но в то время, замечу, у власти еще не был горячий и амбициозный Ким Чен Ын, а его страна еще не бряцала ядерным оружием.


Сегодня отдельные несведущие граждане, знакомые с армией КНДР только по фотографиям, хихикают: дескать, ничего не стоит попросту отшлепать этих солдат, одетых в форму 50–х годов и вооруженных устаревшими автоматами. На самом же деле северокорейские вооруженные силы — это 1,5 миллиона фанатичных бойцов, 3.500 танков, 21.000 стволов артиллерии и, на минуточку, 10 — 20 ядерных боеголовок, которые могут быть доставлены ракетами «Мусудан» на дальность свыше 3.000 км. Сложно удержать себя в руках, когда у противника, то есть Сеула, в два раза меньше солдат и пушек, а атомного оружия вообще нет...


Нетрудно предположить дальнейший сценарий. Допустим, обеим Кореям все–таки не хватило благоразумия и они схлестнулись в невеликой по масштабам, но жаркой войне. Вроде бы локальный конфликт. Но взгляни на карту, какие гиганты собрались вокруг маленького пятачка проблемного полуострова. Нахальные США, могучий Китай и небезучастная к происходящему Россия. Да это же слоны в посудной лавке! Они не только затопчут зачинщиков драки, но и друг друга непременно заденут. Не нарочно, разумеется. Похожая ситуация была в 2010 году, когда кто–то случайно утопил южнокорейский корвет, а в ответ так же случайно пропала северокорейская подлодка. Представь, что чья–то ракета ненароком залетит в Китай, тот по ошибке ответит не туда, Россия не смолчит, американцы не потерпят... и т.д. Все, конец мирному небу, причем не только корейскому.


Меня вот что настораживает, Андрей. Да какое «настораживает» — откровенно пугает! И подталкивает к вышеизложенным мыслям. В последнее время как–то уж слишком резко «локальные конфликты» начинают распухать до небольших войн с участием 3 — 4 сторон. Раньше как было? Поссорились в 1980–х годах Ирак с Ираном и целых восемь лет воевали друг с другом. Никто не вмешивался, считая это делом двух стран. А сейчас? В Сирии случился, казалось бы, откровенно внутренний конфликт, между правительством и оппозицией. Однако же посмотри: Западная Европа из кожи вон лезет, чтобы поставлять оружие боевикам. Наемники из арабских государств тараканами ползут из–за границы, чтобы повоевать за джихад. Ливан тоже оказался втянут. Его граждане обстреляли сирийские грузовики, в ответ Сирия нанесла воздушный удар по Ливану. Подтягивается Израиль: его танки три дня назад раскрошили цели на сирийской территории. Складывается впечатление, будто кто–то старательно втягивает в локальный конфликт прилегающие государства, чтобы перевести местные разборки в войну целого региона.


А две региональные войны — на Дальнем и Ближнем Востоке — мир не переживет безболезненно. Обязательно найдутся «крупные игроки», желающие поддержать одну из сторон, и другие еще более крупные, старающиеся дать по рукам первым... Если это произойдет, то о первопричинах большого раздора — маленьких Корее и Сирии — все быстро забудут. Не до них будет.


Уф–ф...

Перечитал, и самому поплохело. Конечно, я сильно надеюсь, что худшего не произойдет. Успокаивают сообщения, что никаких признаков массовой мобилизации в корейских армиях пока не наблюдается. Но согласись, в этом году на планете стало все–таки шибко горячо, несмотря на затяжную зиму. Может, на то он и 2013–й. Может, я из мухи леплю слона. Может быть. Но мешок сухарей и ящик тушенки все же запасу... Мало ли что.

Долевое строительство мира


«Как в мире?» — «Тревожно» — подобные диалоги мы с тобой слышим с детства. Пора привыкнуть и не поддаваться панике, не слушать оракулов, которые стращают то пророчествами древних индейцев, то угрозами современных корейцев. А то, Роман, неровен час с испугу за лопату возьмешься — копать себе... бомбоубежище.


Расслабься! Неужели ты до сих пор не просек, что самые продаваемые новости — плохие. СМИ традиционно вяло освещают мирные процессы урегулирования: мол, кому интересны протоколы о намерениях, расшаркивания дипломатов, соблюдение политеса? Разве есть дело читателям, зрителям, а главное — рекламодателям до погасших «горячих точек»? Другое дело — новые заварухи! Репортеры стремятся на звук бряцающих доспехов. Туда, где маячат шокирующие картинки, а значит, тиражи, рейтинги, прибыль, добытая благодаря популярной теме неестественной убыли населения воюющих держав. Вспомним хотя бы родоначальника «желтой» прессы Уильяма Рэндольфа Херста с его классикой цинизма. На телеграмму корреспондента с Кубы: «Здесь все тихо, никакой войны нет» — медиамагнат ответил: «Обеспечьте иллюстрации, а войну я обеспечу».


Мне кажется, что и сейчас, скрупулезно отслеживая каждый чих из страны чучхе, журналисты уподобляются толпе, подзуживающей двоих забияк: «А слабо перемах устроить? Вам не подраться — нам не посмотреть!» Между тем это лишь мешает переговорному процессу при посредничестве сил, заинтересованных в региональной стабильности. Ты совершенно верно отметил: Россия, Китай тоже стали крупными игроками, но вкупе с США отнюдь не ведут себя в зоне междукорейского конфликта, как слоны в посудной лавке. Слонов–то пока там я и не заметил! Гиганты появятся позже, когда исходя из логики развития цивилизации, рухнет стена между братьями–корейцами. Но это уже будут бизнес–войны, коммерческая оккупация — тот противоречивый, трагический, жестокий, болезненный процесс, который уже за плечами стран СНГ и Восточной Европы. Однако бомбардировать станут не боеголовками — купюрами, гламуром, кредитами, скидками, распродажами, аукционами. Бить по мозгам начнут не разрывными пулями, а интернетом, пиаром, рекламой.


И здесь необходимо понимать: слишком много вложено всеми странами, образно говоря, в долевое строительство мира, чтобы в один судный день все поднять на воздух. Возможно, из Северной Кореи и звучат сегодня яростные угрозы, потому что эта запертая на амбарный замок цитадель отлынивает от общепланетарных дел и забот? «Весь мир в труху! Чужое — не жалко!» — где–то мы это уже слышали...


На мне нет розовых очков, Роман. Драмы могут разыграться и на Ближнем Востоке, и на Дальнем. Ситуация в Сирии, опасность втягивания в войну Израиля, Турции, Ирана — не воспаленные фантазии параноиков. Угрозы локальных войн, причем с применением продуктов расщепленного урана, вполне реальны. Однако это не значит, что все ядерные державы тут же начнут судорожно жать на красные кнопки. Все прекрасно помнят слова Альберта Эйнштейна: «Я не знаю, каким оружием будет вестись третья мировая, но четвертая — точно палками и камнями». Ветеранов третьей мировой войны не будет — это ясно и в Пхеньяне, и в Пентагоне. А значит, нужно локализовать зону эпидемии.


Знаешь, что–то есть в такой концепции: третья мировая война уже была, но ее назвали «холодной». То была цепь войн в странах, которые, наверное, со смыслом причислили к т.н. третьему миру. Мир уже не раз стоял на грани апокалипсиса, но удержался. А международная система безопасности изобрела механизмы сдерживания и примирения, которые, конечно, пока работают со скрипом. К примеру, миротворческие контингенты на всех языках костерят на чем свет стоит... Но, извини за тавтологию, свет–то в том числе и благодаря «голубым каскам» стоит! Человечество постепенно учится ставить свои автоматы на предохранители. Так, чтобы не выстрелить в тишине и чтобы от шальной пули, не говоря уже о ядерном заряде, не пострадали мирные и посторонние.


Свежий пример: в Хорватии на матче местных футболистов со сборной Сербии не допустили повторения бойни болельщиков, которая в 1990 году стала предтечей балканской войны. Все просто: сербских фанатов не пустили на трибуны печально известного загребского стадиона «Максимир». В Белграде во время ответного матча наверняка поступят асимметрично, здраво рассудив, что худой мир лучше, чем добрая война.


Видимо, аналогично рассуждают и в других европейских странах, пресекая любые провокации. И хотя многих возмущают, скажем, соседские военные маневры у своих границ, люди извлекают уроки из прошлого. Отдают себе отчет в том, что современные армии периодически показывают друг другу свои мускулы. Однако, как сказал персонаж фильма «Рассказы»: «Настроение после отжимания на кулаках — лирическое». Будем надеяться, и кое–кому в Северной Корее просто захотелось выпустить пар. Спокойствие, только спокойствие!