Россия должна оставаться мировой лесной державой

Лесопромышленный комплекс — важная часть экономики России, и при эффективном подходе он может и должен стать одним из основных факторов экономического и социального процветания страны.
ЛЕСНОЙ ФОНД РОССИИ не является неисчерпаемым: почти 95% наших лесов произрастает в труднодоступных районах, а около 50% — имеет низкую природную продуктивность. В районах, доступных для эксплуатации, лесной фонд истощён в результате неконтролируемых, вернее сказать, варварских рубок 1990 — начала 2000-х годов.
Обладая пятой частью мировых запасов лесов и имея огромный потенциал для освоения лесных ресурсов, Российская Федерация существенно уступает развитым зарубежным странам по уровню заготовки древесины. Мы отстаём от США, Канады, Бразилии, занимая после них лишь четвёртое место. А наша доля в мировом экспорте лесопродукции составляет лишь 2,3% по сравнению с 7,6% у маленькой Финляндии, 12,5% у США и 18,8% у Канады.
Лесное хозяйство России уже много лет является убыточным, не принося доходов ни в федеральный, ни в региональные бюджеты. А ведь и в начале XX века, и в советский период лесная отрасль обеспечивала существенные поступления в казну и всегда окупала затраты на воспроизводство лесов. Так, в 1913 году доходы лесной отрасли в три раза превышали затраты, а в 1929 году доходы выросли ещё в два раза, также превысив затраты в три раза! В 1970—1980-х годах объёмы заготовок достигали 380 миллионов кубометров, вклад лесной промышленности в экономику страны составлял 5% ВВП. Мы входили в пятёрку крупнейших мировых экспортёров лесопродукции, причём доля «кругляка» в структуре экспорта была минимальная. В настоящее время лесной комплекс обеспечивает лишь жалкие 1,3% ВВП. Не восполняются даже те копейки, которые лесное хозяйство получает из федерального бюджета.
Уберечь отечественную лесную промышленность от окончательной деградации и повысить доходность от использования лесов можно, устранив системные проблемы, сдерживающие экономический рост лесопромышленного производства и эффективное использование лесов. Среди таких проблем самыми острыми являются высокий уровень потери лесных ресурсов от незаконных рубок, нелегального оборота древесины, пожаров, вредителей и болезней, слабо развитая лесная инфраструктура, недостатки в координации и управлении в лесном секторе.
Огромный ущерб лесу наносят пожары, доля которых на территории Российской Федерации достигает 27% от числа пожаров в лесах мира. Согласно анализу статистической отчётности за период с 1990 по 2012 год, в лесах, расположенных на землях лесного фонда, было зарегистрировано более полумиллиона пожаров, огнём пройдено 28 миллионов гектаров лесных площадей.
Колоссальные потери лес несёт от вредителей и болезней. Согласно официальным прогнозам, при сохранении существующих тенденций площадь поражённых болезнями и вредителями российских лесов к 2020 году может удвоиться! Только в 2012 году (по данным официальной статистики) по этой причине было утрачено более 350 тысяч гектаров лесных насаждений.
Объективно требуется серьёзное увеличение финансирования мероприятий, направленных на охрану, защиту и восстановление лесов. В США, например, только на борьбу с лесными пожарами ежегодно выделяется около 1 миллиарда долларов из федеральных средств, а ведь площадь лесов там в 3—4 раза меньше, чем в России. У нас же все расходы федерального бюджета на лесное хозяйство еле-еле дотягивают до этой цифры.
Ещё одна беда — незаконные рубки. На сегодняшний день Россия входит в число стран — лидеров по незаконным рубкам леса. Количество нарушений лесного законодательства не уменьшается, степень невыявленности таких противоправных действий остаётся высокой: по разным оценкам — 70—90%. По сложившейся практике основная масса нарушителей либо вообще избегают наказания, либо к ним применяются такие меры, как условное лишение свободы и штрафы, что ни в коей мере не служит усилению превентивной роли закона, а лишь стимулирует рост количества преступлений, совершаемых в лесной сфере.
По данным Росстата, незаконные рубки в 2011 году составили лишь 1,05 миллиона кубометров, а по экспертным оценкам, несколько десятков миллионов кубометров незаконно вырубленного леса уходит за рубеж.
Ущерб от этого ежегодно составляет, если учитывать упущенную выгоду, 80—100 миллиардов рублей. В настоящее время в России отсутствует государственная система учёта заготовленной древесины, позволяющая прослеживать её движение в цепочке от лесосеки через пункты переработки до потребителя с целью подтверждения законности её происхождения.
Важным фактором развития лесопромышленного комплекса является состояние его инфраструктуры. Слаборазвитая дорожно-транспортная сеть сдерживает возможности более полного освоения лесных ресурсов. Протяжённость лесных дорог в Российской Федерации составляет не более 1,5 км на тысячу гектаров угодий, а в странах Западной Европы и Северной Америки этот показатель находится в пределах 10—45 км.
Ещё одна проблема — переработка. Сегодня лишь в пяти российских регионах осуществляется относительно глубокая переработка древесины на комбинатах, построенных ещё в советское время, на оборудовании, которое давно выработало свой ресурс. Создание крупных лесоперерабатывающих производств пока только на бумаге, а между тем самому «молодому» из российских ЦБК — 40 лет!
Основным локомотивом развития лесопромышленного комплекса является механизм приоритетных инвестиционных проектов, предусмотренный действующим лесным законодательством. Однако более 70% проектов отстают от графиков реализации. Многие из них не оправдали ожиданий, по сути оказавшись махинацией: получая на льготных условиях лесные ресурсы, ничего не создавая взамен, хозяйствующие субъекты порой наносят серьёзный урон экологической системе. В связи с этим нельзя не упомянуть вопиющий пример имеющего китайские корни ЗАО «Лесэкспорт» в Приморском крае, которое под маской реализации приоритетного проекта ведёт варварское уничтожение находящихся под международной охраной девственных лесов в долине реки Бикин.
Особого внимания заслуживает ситуация с санитарным состоянием городских и защитных лесов. Наиболее остро проблема загрязнения и захламления лесов ощущается в крупных населённых пунктах. Органы местного самоуправления уклоняются от уборки и вывоза бытового мусора, отходов производства и потребления с территории земель лесного фонда, недостаточен уровень координации действий указанных органов и уполномоченных органов государственной власти.
Ну и, конечно, модернизация лесного хозяйства не может быть осуществлена без укрепления его научного и кадрового потенциала. Сегодня всё острее ощущается недостаток квалифицированных кадров. Реализуя новую лесную политику, государство должно озаботиться поддержкой лесной науки. В связи с этим мы поддерживаем идею создания Федерального лесного университета.
Необходимо установить дополнительные социальные гарантии для работников лесной отрасли. На наш взгляд, такая проблема имеет ключевое значение. Чем мы можем заинтересовать людей? Конечно, стабильной и высокой заработной платой, солидным пакетом социальных гарантий. А сейчас лесничий имеет «генеральский» мундир и нищенское содержание. К тому же он вынужден больше времени проводить не в лесу, а в своём кабинете, погрязнув в бюрократии и бумагообороте.
К сожалению, сегодня, как в известной басне, «телега» нашего лесного комплекса управляется «лебедем, раком и щукой». До сих пор за лесные дела отвечали многие министерства, никем не координируемые и действующие несогласованно. Лесное хозяйство и соответствующее Федеральное агентство находятся в ведении Минприроды. Лесную промышленность при этом координирует Минпромторг. Следовало бы создать самостоятельный федеральный орган (Министерство леса), отвечающий не только за управление лесами, но и за государственную политику и регулирование всего лесного сектора экономики.
Новое лесное законодательство должно формироваться на основе национальной лесной политики, накопленного опыта, стремления исправить допущенные ошибки. Реализация основных положений такой политики могла бы изменить ситуацию к лучшему и позволить восстановить статус Российской Федерации как великой лесной державы.
Владимир КАШИН. Заместитель Председателя ЦК КПРФ
Комментарии