Мы – рунетяне

Из тьмы, из тьмы, из тьмы
Себя мы тянем.
Не скифы мы, не азиаты мы.
Мы – рунетяне.
Интернет в постсоветском пространстве — явление совершенно уникальное. Количественный «взрыв» социальных сетей в последние годы ставит перед нами вопрос об их новом качестве: формируют ли новые способы общения новое содержание этого общения?
Чтобы попытаться ответить на этот вопрос мы обращаемся к исследованию формы, содержания и условий коммуникаций в русскоязычном секторе Мировой сети.
Очевидно, что при подобном исследовании требуются совместные усилия и «технарей» и «гумантариев». Решение поставленной задачи представляется возможным лишь «на стыке» дисциплин, при комплексном и суммарном использовании методов разных наук.
Важнейшие вопросы, возникающие в этом случае, — о трансформации русской культуры в Рунете и об определении места Рунета в истории русской и мировой культур.
Постановка этих вопросов еще несколько лет назад была немыслима, поскольку в Сети были представлены либо профессиональная субкультура специалистов, либо молодежная субкультура «юзверей». Реальный материал для исследования появляется только в самые последние годы — в связи с массовым приходом в русскоязычные сети пользователей старших возрастных категорий (40+), вполне сформировавшихся и активных носителей русской культуры.
В самом общем виде можно говорить о множественных «отраслевых культурах»: языковой и политический, правовой и бытовой, коммуникативной и обрядовой, научной и образовательной, литературной и музыкальной.
Началось формирование качественно новой среды общения, в которой обновление формы передачи информации обусловливает и обновление ее содержания.
Для организации работы - сбора и анализа материалов - в 2006 году в Петербурге была создана автономная некоммерческая организация "Центр гуманитарных исследований", а в 2088 году запущен экспериментальный портал http://www.sovsemi.ru/
Наши исследования включают:
1. Изучение контента Рунета с 1999 года.
2. "Включенное наблюдение" в социальных сетях Рунета.
3. Разработку и апробацию практических программ в Рунете.
4. Эксперименты по развертыванию собственных социальных сетей.
5. Издание (в электронном и бумажном виде) сборника документов и материалов.
В результате изучения полученных материалов и появилась гипотеза о начале нового этапа формирования русской культуры, связанного с развитием Интернета.
Этот новый этап характеризуется обновлением главного принципа осмысления национальной идентичности: на основе выбора русского языка как средства коммуникации и осознания общей политической воли к объединению усилий для решения общих задач.
Новая русскоязычная Интернет-культура есть общая культура русскоязычного сообщества пользователей Мировой сети. Культура эта вбирает в себя опыт прежней русской культуры, отчетливо сопоставляет себя с иноязычными культурами и прежде всего – англоязычной культуре Мировой Сети.
Масштаб и значение появления Интернета в русскоязычном мире сопоставимы только с одним событием — появлением письменности и принятием христианства на Руси.
Разумеется, выдвигаемая гипотеза нуждается в проверке и разработке. И это — предмет дальнейших исследований.
В поговорку вошли две традиционные проблемы России: «дороги и дураки». Развитие русскоязычного сегмента Мировой сети проблемы эти, разумеется, не отменяет. Тем ни менее мы осмеливаемся предположить, что Рунет все-таки компенсирует отсутствие практического выхода постсоветской России из «дорожно-дурацкого» тупика. А заодно позволяет связывать решение традиционных русских проблем с решением проблем мировых.
Александр Гершаник, канд. филол. наук,
Генеральный директор «Центра гуманитарных исследований».
E-mail: hrc06@bk.ru.
Сайт: http://www.sovsemi.ru/
Комментарии
Размещаю тут для особо бдительных поисков иностранных агентов, заговорщиков и "пятой колонны".
Отдельно сообщаю, что за все время существования организация ни от кого ни одной копейки не получила.
1. Я никогда и нигде не писал, что считаю вас чьим-то агентом или заговорщиком. И никогда так не думал. Хотя бы потому, что пресловутые "агенты влияния" (а вы ведь на них намекаете, разве нет?) никогда не станут в этом оправдываться. Это если предположить, что они и вправду существуют.
2. То, что ваша организация не получает денег - ровным счётом ничего не значит. Ваша деятельность - это документирование реакции интернет-сообщества на ваши провокации. Эта реакция действительно может (и наверное даже должна) быть предметом научного исследования. Вполне допускаю, что вы делаете это исключительно из личных побуждений безо всякой надежды на будущую прибыль. Хотя есть люди, кто за многолетние архивы интернет-обсуждений ваших провокаций готовы и заплатить.
К примеру, если вы делаете опыты на людях, подбрасывая им провокационные вопросы и сознательно вводя аудиторию в конфликтное или предконфликтное состояние, не является ли такое "исследование" нарушением всех негласных кодексов чести учёного? А вы ведь именно на эту роль претендуете, разве нет?
На "роль ученого" не претендую. "Коммуникалогия" не стала наукой и не скоро станет. А сама по себе такая "роль" давно уже стала вполне шутовской.
"Опыты на людях" - и прежде всего - на себе и суть жизнедеятельности. Это начинается с момента пробуждения сознания ребенка и неизменно продолжается до смертного одра. Мы действуем по принципу: а что будет, если я ... Далее - бесчисленные варианты....
А "провокационные вопросы" - единственное, что вообще имеет смысл. Они - и только они! - побуждают к движению мысли и чувств, к рациональной и эмоциональной жизни.
А теперь провокационный вопрос:
Вы Назаретяна прочли?
Придется требовать долю натурой...
2. Рано.
Time is money