Не помогай мне

Новым министром финансов Израиля стал Яир Лапид – восходящая звезда местного истеблишмента. За считанные месяцы его партию «сделали» второй по величине силой на политической арене. Не будем вдаваться в подробности о том, кто это оплатил. Так или иначе, следует признать, что новый глава Минфина, как правило, резонен в своих высказываниях и выражает мнение значительной части населения.

1 апреля Яир Лапид опубликовал в своем аккаунте в сети Facebook пост, в котором рассказал о том, что поручил чиновникам министерства пересмотреть приоритеты и поставить во главу угла заботу о среднем классе. В израильском политическом фольклоре родился новый персонаж – Рикки Коэн из Хадеры.

«Ей 37 лет, она преподает в старших классах школы, а ее муж работает в хай-теке на невысокой должности, и вместе они зарабатывают чуть больше 20 тысяч шекелей в месяц. У них есть квартира, и раз в два года они ездят за границу, но у них нет ни единого шанса купить в будущем жилье для одного из своих троих детей», – так, по мнению Яира Лапида, выглядит собирательный образ представителей среднего класса. Сотрудники Минфина в своей деятельности по реформированию экономики должны руководствоваться заботой о «госпоже Коэн», заявляет он.

Одной из реакций на этот пост стало письмо, размещенное на портале Ynet. Приводим его полностью, сохранив характерное для иврита обращение на «ты», которое точнее и ярче передает дух письма, и вообще, местный колорит.
Яир, не помогай мне

Я зарабатываю 20 тысяч шекелей и умоляю тебя не помогать мне, поскольку проблема не во мне. Проблема в тех, кто не относится к «стартап-нации».

Мы не знакомы. Это нормально, мы и не должны быть знакомы. Ты – министр финансов, я – работник хай-тека, зарабатывающий 20 тысяч шекелей в месяц на юге страны. На одно мгновение наши пути пересеклись. Ты упомянул обо мне у себя в Фейсбуке как о представителе среднего класса. Когда я прочитал это, мне захотелось написать тебе несколько строк лично. Суммировать их можно предложением из трех слов: «Не помогай мне».

Да, ты верно расслышал. Я муж той самой Рикки Коэн и Хадеры, о которой ты написал в своем последнем посте в Фейсбуке. Я зарабатываю 20 тысяч шекелей брутто, и я требую, чтобы ты мне не помогал. Беспочвенно? Отнюдь.

Я как раз был бы очень рад, если бы ты сумел помочь моей жене. Понимаешь, она клинический врач, специалист по коммуникации, работает с детьми-аутистами в больничной кассе. Она делает замечательное дело, однако у нас трое детей, а ее зарплата, несмотря на полную ставку, составляет 5,500 шекелей. Брутто. Она из «неподключенных»: у нее почасовая оплата, ей не платят за праздники и отпуска. Она относится к производящему, работающему сектору – и ей трудно. Трудно с тремя маленькими детьми работать на полную ставку, которая дает меньше средней зарплаты.

Я немало прочитал о тебе за последние месяцы. Я думаю, твое сердце лежит к правильным вещам. Поэтому я проголосовал за тебя. Ты действительно хочешь что-то изменить и исправить, однако твое видение мира искажено.

На первый взгляд, я должен быть доволен. Но это не так. Я рекомендую тебе почитать о последних исследованиях проф. Дана Бен-Давида – они захватывают дух. Позволю себе процитировать один абзац из последнего доклада, наилучшим образом объясняющий проблему:

«С семидесятых годов Израиль развивается в нескольких очень проблемных долгосрочных социо-экономических направлениях. Уровень бедности и неравенства доходов в стране намного выше, чем раньше, а также выше, чем в большинстве западных стран сегодня… Основная причина этих долгосрочных явлений состоит в том, что очень большая – и к тому же растущая – часть населения Израиля не получает необходимых инструментов и подходящих условий, чтобы работать в глобальном, конкурентном хозяйстве».



Понимаешь, Яир, я-то добился успеха. Я работаю в фирме, конкурирующей на глобальном рынке. Я учился в начальной школе, которая обеспечила мне хорошие условия. Правда, класс был старенький, стулья и доски были обшарпаны, но образование, которое я получил, включая среднюю школу, позволило мне стать тем, кто я есть сегодня – работником хай-тека с академической степенью.

Однако основная проблема Израиля – не я или многие другие такие же, как я. Мы – тонкий пласт населения, «стартап-нация», насчитывающая примерно двести тысяч работников. Верно, и нам тоже тяжело. Мы тоже не можем понять, как сэкономить с двадцати тысяч шекелей. От чего отказаться? От частного педагога для ребенка? От кружка трудотерапии для другого ребенка, испытывающего проблемы с моторикой? Нам трудно. Возможно, труднее, чем в других странах. Но мы справляемся, остаемся на плаву.
А что остается у них с пяти с половиной тысяч в месяц?

В Израиле есть очень много семей, находящихся в другой ситуации. Они не относятся к «стартап-нации». Проверив данные о средней зарплате по стране, ты обнаружишь поразительные вещи – она существенно зависит от тех, кто имеет большие оклады.

Горькая истина заключается в том, что половина израильтян получают меньше 5,500 шекелей. Скажи, Яир, если бы ты отказался от таких излишеств и забав как Айфон и кино раз в несколько месяцев и устраивал бы ребенку скромный день рождения вместо большого празднества, – сколько из 5,500 шекелей ты смог бы потратить на себя? На то, что экономисты называют «инвестицией в человеческий капитал»: на получение подходящей академической степени, на курсы, которые продвинут тебя вперед, на профобразование, которое обеспечит более высокую зарплату, или даже на няню, которая последит за детьми, чтобы ты смог выходить на работу?

Яир, только не пойми меня превратно. Мне в хай-теке тоже тревожно. Я работаю на юге, я вижу заголовки. «Микрон» увольняет 1,300 работников и стоит на пороге закрытия, «Интел» решила получить налоговые льготы в Ирландии, потому что в Израиле замешкались.

Боюсь, здесь, на юге, не так много возможностей для заработка, не так много предложения. Во мгновение ока всё может перемениться, и я с легкостью скачусь вниз с высокой ступеньки среднего класса и двадцати тысяч в месяц.

Я не разделяю популистских выпадов некоторых комментаторов по поводу послаблений для фирм, находящихся в периферийных районах. Они обеспечивают наш хлеб, и заменить их нечем. И нам нужны еще люди, которые станут частью «стартап-нации». Но чтобы это случилось, надо помогать тем, кто зарабатывает 5,500 шекелей.

Я зарабатываю 20 тысяч и умоляю тебя: Яир, не помогай мне.

Ронен Лев (вымышленное имя), инженер в компании высоких технологий на юге Израиля, зарабатывающий 20 тысяч шекелей в месяц (брутто)

* * *

К этому следует добавить мнение известного и признанного в Израиле блога «Настоящая экономика». Автор сравнивает Лапида с Моисеем, и результаты этого сравнения – не в пользу политика.

1. Моисей бесстрашно выступил против сильных мира сего во главе с Фараоном. Лапид бесстрашно подставляет под удар слабые и уязвимые слои населения.

2. Моисей объединил народ против поработителей. Лапид, профинансированный современными поработителями, разделяет народ.

3. Моисей вывел народ из рабства. Лапид загоняет народ в рабство, взяв себе в советники двух высокопоставленных представителей банковского сектора. Разумеется, они не преминут выдать г-же Рикки Коэн кредит, который закабалит ее окончательно…