От «Звездных войн» к реальной ПРО

На модерации Отложенный

Участники круглого стола «"Звездные войны": вчера и сегодня» оценили потенциал России и США в рамках развития систем ПРО

США ежегодно тратит на поддержание и развитие системы противоракетной обороны (ПРО) около 10 млрд долларов, об этом сообщил экс-глава Генштаба Юрий Балуевский в ходе круглого стола «”Звездные войны”: вчера и сегодня», который был приурочен к 30-летию создания Стратегической оборонной инициативы (СОИ) при президенте Рональде Рейгане.

«Порядка 9–11 млрд долларов ежегодно тратится на разработки в области ПРО. Это большие деньги», — сообщил Балуевский.

Экс-глава Генштаба отметил, что американцы видят в ПРО не только неуязвимость с военной точки зрения, но и стремление сделать себя недосягаемыми в техническом отношении. По его словам, СОИ способствовала развитию военных технологий, он сравнил ее с советской программой «Буран», в рамках которой был построен многоцелевой орбитальный космический корабль.

Американцы стремятся создать глобальную систему ПРО для защиты от ракетно-ядерных ударов не только США, но и их союзников, сказал экс-начальник штаба РВСН Виктор Есин. Именно для этого элементы американской ПРО в настоящее время создаются в Европе и в Азии, а именно в Южной Корее и Японии.

По мнению Есина, противоракетная оборона США до 2025 года не способна оказать существенное воздействие на российские стратегические силы.

«Задел технический, который есть, позволяет надеяться, что мы любую потенциальную американскую систему ПРО прорвем не только в первом, но и в ответном ударе», — уверен экс-начальник штаба РВСН.

Балуевский напомнил, что американцы не исключают нанесения первыми ядерного удара в случае военного конфликта.

«В стратегии США и стратегии НАТО присутствует фактор превентивных ударов, в том числе с ядерным оружием. Как бы, может быть, ни грустно было, но кто-то в штабах США, мои коллеги, бывшие и настоящие, не исключают вариант нанесения первыми ядерного удара по России, по Китаю, потому что Китай становится все большей проблемой для США», — отметил экс-глава Генштаба.

«Они рассчитывают, что ответный удар будут наносить не более 100 ракет, не 1500, не 2000, их “голубая мечта”, — перехватить 100 ракет и обеспечить себе неуязвимость после превентивного удара», — добавил Балуевский.



В настоящее время американцы способны перехватить ограниченные ракетные удары со стороны государств, обладающих ограниченным ракетным потенциалом, как КНДР, отмечает Есин. Для этого они развернули в Японии 7 ракетных баз Patriot 3, развернули 16 кораблей, оснащенных системой JLENS с противоракетами, вооружили три японских крейсера такими же системами и работают над тем, чтоб полное оснащение получили южнокорейцы.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что отношения между странами в рамках вопросов ПРО чаще всего строятся по формуле ассиметричного ответа, которая представляет собой способность наступательных стратегических вооружений преодолеть любую систему противоракетной обороны с помощью ядерного оружия. Если через противоракетную оборону прорвется даже ограниченное число ядерных боезарядов, то это катастрофа для той страны, которая пытается от него защититься.

В качестве примера Балуевский привел ракету «Тополь-М», которая была разработана для нанесения ответного удара, имеет укороченный разгонный участок, а также снабжена комплексом средств преодоления ПРО. Экс-глава Генштаба объяснил, что новые баллистические ракеты «Ярс» и «Булава» увеличивают возможности для нанесения ответного удара. Есин сослался на мнение американских коллег, которых считают, что для перехвата ракеты «Тополь-М» им потребуется не менее 5–7 ракет.

«Эта борьба между наступлением и обороной будет вестись еще долго, будет вестись упорно, будут попытки создать технологические прорывы в области ПРО», — считает Есин.

Он полагает, что заведомо невыполнимы любые попытки России повлиять на США в вопросе создания ПРО. «Хотим мы или не хотим, американцы будут строить свою ПРО. И тут мы никак не повлияем на них, чтобы они отказались. Попытка заставить американцев отказаться или хотя бы заключить новый договор по ПРО в формате 1972 года, это безнадежное занятие, такого не получится», — подчеркнул Есин.

Размещение американской ПРО в Европе вызывает крайнюю озабоченность Москвы, которая требует от Вашингтона гарантий, что новая система противоракетной обороны не направлена против России.