Один день из лета

На модерации Отложенный

Один день из лета

Светлана Уланова

Рассказ

Света стояла у доски и никак не могла вспомнить строку из стихотворения. Она отлично знала это стихотворение и много раз декламировала его вслух. А тут, на тебе! Весь 6-й «А», кто шепотом, кто жестами пытались подсказать, но всё безрезультатно. Девочка почувствовала, как краска заливает ее лицо и, с ужасом глядя на одноклассников, не могла вымолвить ни слова… Она уже была готова провалиться сквозь землю от такого позора, как, вдруг почувствовала, что кто-то трогает ее за плечо…
– Вставай, Соня! Все каникулы проспишь… Уж солнышко в твое окошко все глаза проглядело!
Света открыла глаза и увидела ласковое лицо своей бабушки, и сладко потянувшись, улыбнулась ей.
– Бабуля, мне такой страшный сон приснился… про школу…
Бабушка Дарья поцеловала внучку, потом поправила кружевную салфетку с вышитыми крестом красными маками у иконы Богоматери, на окне раздвинула занавески в мелкий голубой цветочек, впустив в комнату солнечные лучи. Света вспомнила, как они с бабушкой шили эти самые занавески, где Света сама с помощью булавки продергивала веревку в кулиску …
Дом переполнял аромат свежеиспеченного хлеба и булочек. Бабушка колдовала у печки.
– Бабуль, как ты всё успеваешь? – спросила внучка, с восхищением глядя на огромный таз с шанежками с творогом и булочками с маком.
– Бабуля-то твоя в пять утра встала! – улыбаясь, ответила за бабушку, вошедшая в дом Светланина тетя, которую она ласково называла няня Зоя, – Для любимой внучки старалась! Апрелька наша скоро опять молоком наполнится. Пойдешь со мной на пастбище? Подоим её и домой! Тяжелехонько ей до вечера ходить будет…
– Конечно, пойду! – закивала головой племянница, уплетая горячую шанежку.
Выбежав на улицу, в сенях столкнулась с дедом Тимой.
– О, Фетька проснулась! – обрадовался он, наблюдая за внучкой. Она рассмеялась. Дед всегда так ее называл, с самого раннего детства.
– Парит…, – заметила бабушка Даша, глядя на простирающую гриву за околицей и убегающую дорогу, ведущую на пастбище, – К вечеру, может и дождик напарит. Земля сухая совсем… Надо бы уже…

Няня Зоя и племянница, прихватив эмалированное ведро, обвязанное платком, отправились в путь.
– До дождя успеем! – напоследок крикнула Зоя матери.
Бабушка помахала им рукой и долго провожала взглядом, пока они не скрылись за косогором.
– Нянь Зой! Ты меня старше всего на 16 лет… Мы с тобой – подружки?
–Конечно, самые закадычные! – смеялась тетя в ответ.
– Я хочу тоже работать в библиотеке, как ты! Там хоть целый день можно книжки читать! – мечтательно говорила Света.
– Там и работа есть! – смеялась няня.
Так и шли по дороге две фигурки и за разговором, не заметили, как пришли на пастбище. Там, среди стада, быстро отыскали свою корову, черную с белым сердечком на боку. Апрелька, увидев своих, шла навстречу и мычала.
 Света с интересом наблюдала, как няня Зоя доила корову. Белые струйки молока выбивали на стенках подойника особую мелодию, которую девочка знала и любила. Когда последние капли  поглотила ароматная пена парного молока,  наполнив ведро до рубчика, Зоя быстро обвязала ведро платком, чтобы защитить молоко от травы и семян.

Обхватив ведро по обе стороны, наши «доярки» отправились обратно.
Обратный путь таким легким уже не казался. Ведро было тяжелым, приходилось часто останавливаться, менять руки и идти в ногу, чтобы не расплескать драгоценный напиток.
Девчушки шутили, кто из них сильнее и смеялись.
С запада небо стало заметно темнеть, и путницы заторопились.
– Да, мама была права… Сейчас ливанет! Пойдем скорее, видишь там стог сена – спрячемся в него!
–Угу! – пробормотала Света и засеменила рядом, пытаясь идти быстрее.
К стогу сена они дошли уже под первыми крупными каплями июльского дождя. Зоя принялась выдергивать охапки сена из стога, освобождая место для укрытия. Тетя с племянницей спрятали туда ведро и прижались к стогу сами. Послышались раскаты грома. С небывалой периодичностью засверкали молнии. И грянул ливень. Он будто соскучился по этим местам и отплясывал свой безумный танец, выплескивая свою радость на землю потоками воды.
Сено неприятно покалывало Свету через мокрое платье, но выходить наружу совершенно не хотелось. По лицу девочки стекали теплые капли дождя, похожие на парное молоко. Пахло прелым сеном. Минут через двадцать дождь, вдоволь нагулявшись, также быстро прекратился, как и начался. Туча ушла на восток, на прощание, грохоча и сверкая. Солнце снова сияло, словно улыбалось, наполняя всех теплом и светом.
Путницы вышли из укрытия и принялись выжимать подолы платьев.
– Ты на ежика похожа! – Смеялась Зоя, выдергивая сено из косичек племянницы. Затем достала ведро из укрытия:
– Давай молока попьем! Оно такое теплое, еще не успело остыть.
– А как мы его пить будем?
– А прямо из ведра! – подмигнула няня.
 И они, пригнувшись, по очереди, начали пить.
 – Теперь и нести легче будет, – улыбнулась Зоя.
 Племянница весело закивала головой.
 – Ой, смотри – ягода! – Света увидела поблизости на бугорке бусины спелой земляники. Ягоды, весело качались на веточках и источали такой аромат, что непременно просились в рот. А что может быть вкуснее сочной земляники, умытой летним дождем и согретой жарким солнцем, для усталых путниц?

 Шлепанцы Светланы смешно скользили по мокрой проселочной дороге, и она сняла их, следуя примеру своей тети. Она осторожно ступила босой ногой на землю, боясь наступить на осколок стекла или камушек, с тревогой вглядываясь на проселочную дорогу, по которой они шли.
– Не бойся, Светочка, здесь некому стекла бить, это не город! Раньше все босиком ходили и здоровы были. Земля-то, какая теплая!
Земля, истосковавшаяся по дождику, быстро впитала в себя влагу. Легкий парок шел от дороги. Испарения от земли струились змейкой на горизонте. Земля дышала. Девушки шли босые и счастливые. Они с наслажденьем вдыхали ароматы луга с разноцветьем трав и спелых ягод. И ведро не казалось теперь таким тяжелым…

–Что, доярушки мои, промокли, поди, да устали? – встретила у ворот бабушка Дарья, – я вам баньку истопила…

 Вечером, Света, уставшая и счастливая, полная впечатлений, доедала шанежку, макая поочередно то в сливки, то в мед. Потом, уронив голову на подушку, быстро заснула. Она улыбалась во сне. Ей снилось пастбище, стог сена и ливень, земляника и самое вкусное в мире парное молоко…