ЕРМАК: «РОДОМ НЕИЗВЕСТНЫЙ, ДУШОЙ ЗНАМЕНИТЫЙ» Биография

На модерации Отложенный

Личность легендарного казака – покорителя Сибири и ее роль в истории России вызывает до сих пор много споров. Одно можно сказать точно – Ермак Тимофеевич стал поистине народным героем, его деятельность вошла в историю России как события государственной важности.
Ермак Тимофеевич родился по разным версиям в 1532, 1534 или 1542 году. Также доподлинно не известно его происхождение. По первой версии он был родом с берегов реки Чусовой. «Благодаря знаниям местных рек, ходил по Каме, Чусовой и даже переваливал в Азию, по реке Тагил, пока не забрали служить-казачить» (Черепановская летопись).
Согласно другой версии, являлся уроженцем Качалинской станицы на Дону (Броневский). Всё чаще звучит версия о поморском происхождении Ермака (родом «з Двины з Борку»), вероятно, имелась в виду Борецкая волость, с центром в селе Борок (ныне — в Виноградовском районе Архангельской области).
В одном из рукописных сборников восемнадцатого века есть упоминание о происхождении Ермака, причем говорится, что принадлежит оно ему самому: «О себе же Ермак известие написал, откуда рождение его…». Отец атамана перебрался из Суздаля на Урал, в «камские изобильные места», а затем – на земли за Уралом, близ реки Тобол, вытребовав себе разрешение строить крепости на Оби и Иртыше. И здесь, за каменным поясом Урала, Тимофей осел, женился и воспитал двух сыновей: Родиона и Василия (Ермак).
Имя казака тоже доподлинно не известно. Было ли это прозвище, данное Ермаку сослуживцами. Может быть это имя или фамилия? Вот основные версии.
По мнению профессора Никитского, имя Ермак является разговорным вариантом русского имени Ермолай и звучит как его сокращение. Известный русский писатель В. Гиляровский называет его Ермил Тимофеевич. Другие историки и летописцы производят его имя от Германа и Еремея. Одна летопись, считая имя Ермака прозвищем, дает ему христианское имя Василия. По мнению иркутского историка А. Г. Сутормина, полностью имя Ермака якобы звучало как Василий Тимофеевич Аленин. Существует также мнение, что «Ермак» — просто прозвище, образованное от названия котла для приготовления пищи. Очень часто на Руси имена, а затем и фамилии возникали из прозвищ. Вспомните выражение: «говорящая фамилия», то есть звучная, содержащая в себе меткую характеристику либо нрава человека, либо его деятельности.
А если взять за основу, что слово «Ермак» – тюркского происхождения, то возникает следующая аналогия: читаем в татаро-русском словаре – ермак – размытая водой канава, ерма – прорыв, ерту – драть, рвать. Вот вам, пожалуйста, и скрытый смысл, имя, говорящее за человека. Человек – прорыв или человек – прорва.
Также существует гипотеза о тюркском происхождении Ермака. В пользу этой версии приводят доводы о том, что это типично тюркское имя существует до сих пор у татар, башкир и казахов, но произносится как «Ермек» — забава, веселье. Кроме того, мужское имя Ермак («Ырмаг») встречается у алан-осетин, широко населявших донские степи вплоть до XIV столетия.
Фамилия Ермака не установлена, однако в те времена, да и гораздо позже многие русские именовались по отцу или по кличке. Его величали либо Ермаком Тимофеевым, либо Ермолаем Тимофеевичем Токмаком.
Сохранилось описание его внешности, сохраненное Семеном Ульяновичем Ремезовым в его «Ремезовском летописце» конца XVII века. Согласно С. У. Ремезову, отец которого — казачий сотник Ульян Моисеевич Ремезов — знал лично выживших участников похода Ермака, знаменитый атаман был «вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, возрастом (то есть ростом) середней, и плоск, и плечист».
Вот как описывает черты характера Ермака Тимофеевича А.Н. Радищев в очерке «Слово о Ермаке»: «Ермак, избранный единожды верховным начальником своею собратею, умел над ними удержать свою власть…Чтобы владычествовать над множеством, нужно величие духа или же изящность почитаемого какого-либо качества, Ермак имел первое и многие из тех свойств, которые нужны воинскому вождю, а паче вождю непорабощенных воинов».
Сначала Ермак был атаманом одной из многочисленных казацких дружин. Первые упоминания о военных походах Ермака относятся к 60-м годам 16 века. Вольные казаки в то время участвовали в самых значительных военных событиях. Так, согласно летописям, Ермак со своей дружиной под стенами Москвы воевал против крымского хана Давлет-Гирея. Известно также, что в течение почти двадцати лет защищал он южные границы России от произвола и грабежа со стороны крымских татар.
Принимал Ермак участие и в Ливонской войне. Безудержно-смелый, он в то же время был прекрасным стратегом и суровым военачальником. В момент, когда основные силы русской армии были сосредоточены у западных рубежей государства, где уже много лет шла кровопролитная война, на востоке страны к 1576 г. участились набеги на русские земли сибирского хана Кучума. Перестав платить ежегодную дань пушниной Русскому государству, Кучум пытается вытеснить Строгановых с Западного Урала. В 1577 году купцы Строгановы нанимают Ермака с дружиной для охраны своих владений от набегов, тогда ему было не менее сорока лет. Однако вскоре становится понятно, что, просто обороняясь от посягательств воинственного князя, проблему не решить. Заручившись согласием государя Ивана Грозного, Строгановы приказывают Ермаку создать боевую дружину и выступить в поход против Кучума на Сибирские земли.
Правда и здесь мнения историков расходятся. По одной версии, войско в 540 человек было собрано Ермаком Тимофеевичем по указу Строгановых, причем последние сами обеспечили воинов оружием и провиантом.

В других источниках говорится, что и сам царь Иоанн Васильевич был против похода (не время боевыми силами раскидываться, лучше границы государства оборонять от набегов), да и Строгановы к походу этому отношения не имели. Ермак же, самовольно напав на имение Строгановых, разграбил его и выступил войском в Сибирь. По летописям Есиповской и Ремизовской, инициатива похода принадлежала самому Ермаку, участие Строгановых ограничилось вынужденным снабжением казаков припасами и оружием.
По пути следования к столице Сибирского ханства городу Искеру казачье войско пополнялось, в итоге численность его с 540 возросла до 1650 человек. Важно отметить, что в распоряжении будущего противника казаков, хана Кучума, находились силы, в несколько раз превосходившие дружину Ермака, но вооруженные значительно хуже.
Казаки поднялись на стругах вверх по Чусовой и по её притоку, реке Серебряной, до сибирского волока, разделяющего бассейны Камы и Оби, и по волоку перетащили лодки в реку Жеравлю (Жаровлю). Здесь казаки должны были зазимовать. Во время зимовки, согласно книге Режевские сокровища, Ермак отправил отряд сподвижников разведать более южный путь по реке Нейва. Но татарский мурза разгромил разведывательный отряд Ермака. На месте, где жил тот мурза, ныне находится знаменитое своими самоцветами село Мурзинка.
Лишь весной 1582 года, казаки по рекам Жеравле, Баранче и Тагилу, выплыли в Туру. Два раза разбили они сибирских татар, на Туре и в устье Тавды. Кучум выслал против казаков Маметкула, с большим войском, но 1 августа и это войско было разбито Ермаком на берегу Тобола, при урочище Бабасан. Наконец, на Иртыше, под Чувашевым, казаки нанесли окончательное поражение татарам в битве при Чувашевом мысу. Кучум оставил засеку, защищавшую главный город его ханства, Сибирь, и бежал на юг, в Ишимские степи.
26 октября 1582 года Ермак вступил в покинутый татарами город Сибирь (Кашлык). В декабре 1582 года военачальник Кучума, Маметкул, истребил из засады один казацкий отряд на Абалацком озере, но 23 февраля казаки нанесли новый удар Кучуму, взявши в плен Маметкула на реке Вагае.
Лето 1583 года Ермак употребил на покорение татарских городков и улусов по рекам Иртышу и Оби, встречая везде упорное сопротивление, и взял остяцкий город Назым. После взятия города Сибирь (Кашлык) Ермак отправил гонцов к Строгановым и посла к царю — атамана Ивана Кольцо. Иван Грозный принял его очень ласково, богато одарил казаков, жалует Ермаку титул «Князь Сибирский», прощает осужденных ранее казаков, доблестью своей доказавших преданность государству. В подкрепление им обещает отправить триста ратников.
Однако смерть Ивана Грозного нарушила многие планы, и стрельцы-казаки добрались до Ермака лишь осенью в разгар восстания, поднятого карачи, высшим советником Кучума. Небольшие группы казаков, рассеянные по огромной территории, были перебиты, а основные силы Ермака вместе с подкреплением из Москвы 12 марта 1585 были блокированы в Кашлыке. Подвоз продовольствия прекратился, и среди русских начался голод; многие погибли.
В конце июня в ночной вылазке казаки перебили почти всех татар и захватили обоз с продовольствием; осада была снята, но у Ермака осталось около 300 бойцов. Через несколько недель он получил ложное известие об идущем в Кашлык торговом караване. Ермак поверил и в июле с 108 казаками выступил к устью Вагая, разбив там татар. Но о караване ничего не узнал. Вторую победу Ермак одержал близ устья Ишима. Вскоре он вновь получил сообщение о торговом караване и вновь поспешил к устью Вагая. Дождливой ночью коварный Кучум неожиданно напал на стан казаков и перебил около 20 человек, погиб и Ермак. 90 казаков спаслись в стругах. Смерть атамана Ермака, который был душой всех походов, сломила дух казаков и они, покинув Кашлык 15 августа, вернулись на Русь.
6 августа 1585 года погиб Ермак Тимофеевич. Он шёл с небольшим отрядом в 50 человек по Иртышу. Во время ночёвки в устье реки Вагай Кучум напал на спящих казаков и истребил почти весь отряд. Согласно одной легенде, мужественно сопротивлявшийся атаман был обременен своими доспехами, в частности, подаренным царем панцирем, и, пытаясь доплыть до стругов, утонул в Иртыше.
По легенде тело Ермака вскоре выловил из Иртыша рыбак-татарин «Яныш, Бегишев внук». Посмотреть на тело атамана съехалось много знатных мурз, а также сам Кучум. Татары несколько дней стреляли в тело из луков и пировали, но, по словам очевидцев, его тело пролежало на воздухе месяц и даже не начало разлагаться. Позже, поделив его имущество, в частности, взяв две кольчуги, подаренные царем московским, его захоронили в деревне, которая ныне называется Баишево, она находится в устье реки Вагай, Сибирское ханство (ныне — Вагайский район Тюменской области). Захоронили в почетном месте, но за кладбищем, так как он не был мусульманином. Есть версия, что захоронение Ермака находится в Миякинском районе Республики Башкортостан.
В настоящее время рассматривается вопрос о подлинности захоронения.
О Ермаке еще в 16 веке были сложены предания и песни, позднее его образ вдохновлял многих писателей и художников. В честь Ермака назван ряд населенных пунктов, речка, два ледокола. В 1904 в Новочеркасске ему поставлен памятник его фигура выделяется на монументе 1000-летия России в Новгороде. Некоторые историки ставят очень высоко личность Ермака, «его мужество, предводительский талант, железную силу воли». Ермак является «одной из самых примечательных фигур в русской истории», — пишет историк Руслан Скрынников.

Ольга Платонова