Михаила Аншакова начали судить за клевету на Фонд ХХС

На модерации Отложенный

 

Юрий Маловерьян

 

В Москве в пятницу началось рассмотрение по существу иска о клевете против главы Общества зашиты прав потребителей Михаила Аншакова, который назвал аферой бизнес в храме Христа Спасителя.

Это первое дело о клевете, возбужденное после того, как это деяние было возвращено в разряд уголовных преступлений. За публичные рассуждения о коммерческих организациях, работающих в комплексе храма Христа Спасителя в Москве, Аншакову грозит штраф до миллиона рублей или обязательные работы на срок до 240 часов.

Иск против Аншакова подал исполнительный директор Фонда храма Христа Спасителя Василий Поддевалин, а поводом для иска стало Нажать интервью Аншакова "Новой газете", опубликованное в сентябре прошлого года.

В этом интервью Михаил Аншаков говорил о различных фирмах, квартирующих в ХХС. О Поддевалине он сказал, в частности, следующее: "Он фактически превратил помещение храмового комплекса в бизнес-центр. Если вы знаете, там химчистки, автомойки, прачечные над алтарем, там есть фирма, торгующая морепродуктами. Всего более 15 организаций. Из них официально оформленные договора аренды имеют, по моим сведениям, только семь".

Однако в иске Поддевалин требует признать клеветой другую фразу.

"Сидел на потоках"

"Раньше, по моей информации, он сидел на денежных потоках, которые выделялись на строительство. После этого он заслужил доверие определенных лиц, и его поставили распоряжаться всем имуществом комплекса. То есть это достаточно масштабная и серьезная афера", - именно это высказывание Аншакова, по мнению главы Фонда ХСС, является клеветой.

В пятницу суд допросил трех свидетелей со стороны обвинения: двух сотрудников Фонда ХХС и старосту храма.

Заместитель Поддевалина Сергей Семененко сообщил суду, что тот был назначен главой Фонда ХХС лишь в конце 2004 года, тогда как храм достроили к 2000 году, и никакого отношения к строительству ХХС Поддевалин не имел.

То же заявил и староста храма Лев Шаханов, который, по его словам, работал на строительстве "с первого кирпича".

Третий свидетель, начальник управления эксплуатации Фонда ХХС, бывший полковник милиции Иван Кущазли, не выглядел сколько-нибудь полезным ни для стороны обвинения, ни для ответчика.

"Я в эти дела не вникал. Есть команда - я ремонтирую. Нет команды - не ремонтирую", - отвечал Кущазли на вопросы Аншакова и судьи, какие фирмы и на каких условиях работают в комплексе.

Дети-учредители

Михаил Аншаков спросил заместителя директора Фонда ХХС Семененко, знает ли он, что учредители работающей в храме автомойки - дети Поддевалина Михаил и Елена.

Семененко сказал, что не знает, а дела ведет только с гендиректором фирмы-владелицы мойки Александром Митюшкиным. Правда, когда Аншаков ошибся в имени сына Поддевалина, Семененко его поправил.

"Семененко - не только правая рука, но и, насколько я знаю, хороший друг Василия Михайловича, и его утверждения, что он не знает, кто является учредителями ООО "Мытный двор", а учредителями являются дети Василия Михайловича, Михаил и Елена, это утверждение - заведомо ложное", - сказал Аншаков bbcrussian.com после заседания.

Летом прошлого года Михаил Аншаков подал против ХХС иск о нарушениях прав потребителей при торговле в храме, но Хамовнический суд отказал в иске, согласившись с заявлением церковников, что торговля в храме - это не торговля, а "взаимное одаривание по рекомендованной цене".

Три иска и избиение

Затем Фонд ХХС подал против Аншакова первый иск о клевете - по поводу статьи на сайте ОЗПП на ту же тему под заголовком "ОЗПП просит компетентные органы проверить деятельность Фонда храма Христа Спасителя". Однако в октябре суд оправдал Аншакова из-за юридического ляпа прокурора: тот возбудил дело по статье административного кодекса, хотя к тому времени статью о клевете уже вернули в кодекс уголовный.

Сам потерпевший, Василий Поддевалин, а также свидетель - автор интервью в "Новой газете" Елена Масюк - в пятницу в суд не явились. Судья Дина Гусакова постановила, что процесс продолжится их допросом 10 апреля.

В декабре Михаил Аншаков был избит неизвестными, после чего попал в больницу с сотрясением мозга и переломами височной кости и руки. Аншаков убежден, что это преступление связано с его конфликтом с Фондом ХХС.