Кто такой Омар Хайям

22 Марта 2013

Нередко любители поэзии, читая произведения восточного поэта Омара Хайяма, недоумевают по поводу некоторых его высказываний, ничего общего не имеющих с вероубеждениями мусульман. Более того, некоторые строки звучат кощунственно и неприлично. Поэтому известный мусульманский алим, шейх Мухаммад Салих ал-Мунаджид попытался дать краткую характеристику личности Омара Хайяма.
«Его имя звучит так: Абу ал-Фатх Омар бин Ибрахим ал-Хайям Нишапури (408 г.х., или 1048—515/17 г.х.), поэт и философ из Нишапура, Иран, знаток математики, астрономии, лингвистики, фикха и истории. Благодаря превосходному знанию астрономии был назначен директором багдадской обсерватории, а из-за его интереса к философии его имя часто связывают с именем Ибн Сины, или Авиценны.
В современном мире Омар Хайям более известен как поэт и знаменит своими четверостишиями — рубаи, которые, к сожалению, переполнены куфром, распущенностью и ересью. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Запад так заинтересован в их издании и распространении. Эти стихи были переведены на многие европейские языки. Англичане использовали эти четверостишья как эпитеты распущенности и порока. Рубаи были распространены в основном в колониальной Индии и Иране, а англичане утверждали, что они принадлежат перу величайшего из мусульман.
В одном из таких четверостиший Омар Хайям пишет:
Поток вина — родник душевного покоя,
Врачует сердце он усталое, больное.
Потоп отчаянья тебе грозит? Ищи
Спасение в вине: ты с ним в ковчеге Ноя.

Он отрицает воскрешение после смерти:
Не избежать конца пути земного,
Вели же принести вина хмельного!
Простак, ведь ты не золото, — тебя,
Раз закопав, не откопают снова.

Воспевая распутство и разврат, он пишет:
Уж будь распутником, доколе сможешь,
Молитвой и постом себя не утруждай.
Тебя Омар Хайям напутствует, послушай:
Стремись к благому с песней и вином.

Он высмеивает шариат, богохульствует и показывает свое отношение к покаянию:
Намереньем покаяться наполнен каждый день…
Но ночь приносит мне бокал вина,
В весну цветущую с собою унося.

В этих четверостишиях нет даже намека на веру автора в Аллаха и Судный день. Поэтому некоторые исследователи и сомневаются, что рубаи принадлежат его перу, другие говорят, что он раскаялся и совершил хадж. В любом случае Аллах знает лучше».