Ударник путинского труда

или Вперед, к победе капитализма!                                                   Михаил Ростовский

«Я снова в СССР. Такой везунчик ты, о, друг мой! Я снова в СССР!» — эти строчки из знаменитой песни «Битлз» 1968 года, похоже, становятся магистральным направлением российской государственной политики. В начале своей президентской карьеры Владимир Путин вернул стране советский государственный гимн. А сейчас, по мнению ВВП, пришло время вернуть школьную форму и абсолютно необходимую вещь в капиталистической экономике — почетное звание «Герой Труда».

Рисунок Алексея Меринова 

В попытках найти самое подходящее для описания современного российского политического строя ученое словечко наши государственные мужи чего только не выдумали: вертикаль власти, суверенная демократия, диктатура закона (этот термин из времен зари путинского правления сейчас благоразумно предпочитают не вспоминать). А я вот вношу предложение: не надо ничего больше изобретать. Искомое слово придумано задолго до нашего рождения.

Оксюморон — сочетание того, что в принципе сочетаться не может, — вот из чего с каждым месяцем все больше состоит жизнь в нашем царстве-государстве. Анекдот про некоего посетителя бани, которого слезно просят «или трусы надеть, или крестик снять», стремительно теряет свою актуальность. Во времена наших дедов и прадедов все было четко и однозначно. Ты почитаешь или двуглавого орла, или красную звезду. Ты считаешь себя или православным, или верным учеником вождя коммунистической партии.

А сейчас «все смешалось в доме Облонских». Те же самые политики могут твердить о «православных ценностях» и требовать возвращения на карту страны «исторического названия «Сталинград». А недоуменные вопросы вроде: «Как же так, Сталин же погубил в разы больше христианских священников, чем знаменитый гонитель христианства император Диоклетиан?» — считаются провокацией и признаком негибкости ума.

На подобном фоне возвращение в нашу жизнь такого атрибута социалистической экономики, как звание «Герой Труда», может показаться апофеозом двоемыслия и лицемерия. Первые «герои труда» появились в стране в 1921 году — во времена правления Владимира Ленина. Сильно подозреваю: если бы Ильич услышал предложение другого правителя по имени Владимир о «возрождении доброй традиции», он бы три раза перевернулся в Мавзолее.

В голове не совсем укладывается: заводы и фабрики принадлежат капиталистам.

А работают на них «герои труда»! Разве такое бывает? И кто должен вносить представления о присвоении этого звания — олигархи в перерывах между путешествиями на яхте по теплым морям?

Однако после не очень долгих размышлений я пришел к выводу: очередная инициатива ВВП необязательно заслуживает осуждения и осмеяния. Примеры подобных, казалось бы, алогичных и архаичных наград есть и на Западе.

Хотите конкретные примеры? Пожалуйста. Спросите современного британского политика: что он думает о Британской империи? Скорее всего, вы получите политически корректный ответ: эта часть нашей истории навсегда ушла в прошлое. В те времена мы были самой могущественной нацией на земле. Но одновременно мы причинили много зла другим народам.

Но вот как называется самая распространенная награда на британских берегах? Правильно, орден Британской империи. Орден состоит из пяти степеней. И его массовое присуждение каждый год становится событием. Этой наградой за вклад в развитие страны награждаются политики, ученые, социальные работники, благотворители, люди, совершившие подвиги.

Неожиданно разумной мне показалась и аргументация автора идеи возрождения звания «Герой Труда», эксцентричного путинского полпреда в Уральском федеральном округе Игоря Холманских: «К сожалению, за последние 15–20 лет в нашем обществе сложилась перевернутая система ценностей. Производительный труд стал считаться уделом неудачников и простаков. Сегодня условный менеджер — даже если речь идет о младшем работнике торгового зала — по умолчанию более уважаем обществом, чем слесарь пятого разряда. Родители считают необходимым дать своему отпрыску любое высшее образование, лишь бы он не получал рабочую специальность. Эта ситуация неприемлема и для общества, и для экономики».

Неприемлема, согласен. Шкалу ценностей надо исправлять. Иначе мы окончательно превратимся в сырьевой придаток тех стран, где уважение к труду впитывается с молоком матери. И если последняя путинская инициатива поможет хоть как-то исправить ситуацию, то я за.

Но, с моей точки зрения, ВВП должен быть предельно осторожен с подобными жестами. В этой сфере очень легко переборщить и стать предметом насмешек. Политика ностальгии не может быть заменой политике движения вперед. Политика жестов не является альтернативой политике реальных дел.

Основная проблема современной российской общественной жизни — всеобщее отсутствие чувства защищенности. К взаимоотношениям между работодателем и работниками это во многих случаях относится на все 100%. И никакие новые ордена это чувство защищенности не заменят.