«Последнее искушение Христа» (1988).

На модерации Отложенный

Картина Мартина Скорсезе (Martin Scorsese) по мотивам романа Никоса Казантзакиса (Nikos Kazantzakis) «The Last Temptation Of Christ».

Сценарист Пол Шрадэр (Paul Schrader). В главной роли Willem Dafoe. На русский язык перевёл в 2002 году Валентин Абрамов.

 

     Смотрел этот фильм. И молился. Это мне нравится, когда обстоятельства или внутреннее состояние побуждают молиться. Страх от происходящего, солидарность с чьими-то словами, возмущение ложью, жажда правды. Кажется, уже давно перерос ненависть к поступающим не так, как я бы хотел. Что толку метать молнии, если знаю, что человек бывает всяким. Знаю, что из-за мелочи человек запросто становится из благочестивого проклятым. И делающие добро порой лгут, на всякий случай, даже не видя никакой явной угрозы перед собой. И привыкшие к тюрьмам не так-то просто исправляются, платя за гостеприимство злом. И когда меня спрашивают: «Ты по национальности кто, еврей или христианин?», это только на первый взгляд кажется смешным.

     Что такое сын? Как отвечали на этот вопрос себе Авраам, Пётр I, Иосиф Джугашвили? Ты еврей, и знаешь закон, и ищешь благословения от Заповедующего? Или ты христианин, веришь в Иешуа, распинаешь себя ежедневно, пытаясь, прилагая силы, чтобы подчиниться тому же Законодателю? Или ты язычник – еврей ли или христианин или буддист… – и веришь в приметы, кадишь истуканам, сердцем поклоняешься тому, чему не должно, а при этом и о Боге говоришь, как будто ты – Его. Сын?

     Авва!.. Адонай… Иешуа пришёл для чего, чтобы стать посмешищем в умах и пустословием в устах? Я что, против концепции об «историческом Иисусе»? Или ищущий правды и благоговеющий пред словом Бога, такой разве не возрадуется от находки того, что искал? Вот и я кое-что нашёл в этом фильме.

     Я не верю, что принятый Иосифом и Марией, родившийся не в Вифлееме, учившийся в Александрии, но не у Иосифа, шедший к совершенству дорогой этого мира, то есть не в тепличных или райских условиях, Иешуа – Бог, а не человек, лев от колена Иудина, пророк, о котором сказал Моисей.

Исполнивший закон, за что от него отказались тысячи евреев. Ставший кротким, потому что таков путь силы, побеждающей мир. Умеющий сражаться, но не сюсюкать, вопреки образу, рисуемому пропагандой, принимаемой миром. И умеющий прощать, как и остальным заповедано, через что снимается препятствие при исправлении либо погибели предавших себя вражде.

     Есть законная пасха, и она не может быть иудейской или католической или православной или протестантской. Господь не разрешал Свой праздник по содержанию и времени заменять другими – ни грекоязычным лжецам-переписчикам, поизвращавшим евангельские тексты своими вставками, ни евреям, во II веке до н. э. воспротивившимся Господнему установлению и насильно, вопреки закону, поставившим начало года в его середину, с подделыванием под свои выдумки соответствующих мест Писания. И не случайно от этой напасти бежали ессеи, другом которых стал Христос. Сначала в духе. Потом, когда родился и возмужал Иешуа, – в теле.

     А что было в Сугуде и Бактрии? Был ли он в Индии и Тибете до того, как принял от Бога служение? Почему Иешуа навязывают греческий койнэ, если языком его и его друзей был арамейский? Вообще, где евангелия на языке очевидцев? Как Шаул ввёл христианство в своей эллинизированной версии, так писаниям на арамейском языке внимание уделяли, может, только третья часть из последовавших за Иешуа. Хотя письма его известны в мире коллекционеров. Да и Мария Магдалина… Филипп говорит, что Иешуа целовал её, целовал как женщину. А Дебора пишет, что они жили вместе, то есть по-нормальному. Но не после распятия; тогда, ещё до Иисуса, римлянами вдоль дороги были распяты и некоторые из его учеников, захваченных в бою. И уж если делать фильм по-новому, то сюжет между распятиями в конце и сюжет с деланием крестов для распятия евреев в начале не нужны. Голоса – это не главное, не то, что нужно выпячивать. Хотя понятно, когда речь идёт о духовной борьбе. Да и не было у Иешуа безумных выходок, позорящих праведника. Как сыграть, как прожить, как написать в сценарии ситуационные моменты – это даётся от Бога тем, кто ищет правды Его.