Белорусская оппозиция глубоко маргинальна

Украинская и белорусская оппозиция не могут сотрудничать на более серьёзной и долгосрочной основе из-за разницы в политическом весе внутри своих стран.

   Об этом «Глаголу» сообщил политический обозреватель Алексей Блюминов, комментируя задержание нескольких украинских граждан на праздновании так называемого Дня Воли в Минске.

   «В самом факте задержания представителей украинских национал-демократических организаций на территории Беларуси нет ничего экстраординарного или сенсационного. Такие вещи происходят регулярно на протяжении последних, минимум, десяти лет. Не является секретом политическая, моральная и медийная поддержка, которую оказывают в Украине белорусским оппозиционерам. В нашей стране действуют такие структуры, как например, Международная Наблюдательная Миссия в Республике Беларусь, активно модерируют ситуацию с правами человека в РБ другие правозащитные организации. Представители белорусской оппозиции используют Киев как площадку коммуникации с внешним миром, регулярно дают тут пресс-конференции. Некоторые тут живут, опасаясь преследований в своей стране», – размышляет Алексей Блюминов.

   «В свою очередь, украинские правые и либеральные круги рассматривают белорусскую оппозицию как своего политического партнёра в этой стране. В отличие от Лукашенко, с которым у нашей оппозиции нет никаких контактов. Сказывается и общность взглядов наших национал-демократов и их белорусских коллег на историю наших стран. Ведь День Воли актуализирует память о Белорусской Народной Республике, в то время как официально отмечаемый у нас День соборности актуализирует тот же отрезок истории, связанный с деятельностью УНР», – продолжает журналист.

   «Тем не менее, сотрудничество украинских и белорусских оппозиционеров не оформлено в форме каких-то серьёзных и долгосрочных союзов. Всему виной, как мне кажется, отсутствие каких-либо стратегических интересов украинского политикума в РБ. И это несмотря на то что все 90-е годы идеей фикс отечественных правых было создание так называемой “Балто-Черноморской дуги” сотрудничества, включавшей бы помимо Украины и Беларуси также Польшу и Литву и выступавшей неким геополитическим эрзацем Великого княжества Литовского в наши дни, в противовес как Евросоюзу, так и СНГ. Однако эта идея так и осталась нереализованной. С тех пор Польша и Литва ушли в ЕС и в НАТО, а официальный Минск интегрировался в совсем иной политико-экономический проект», – рассказывает Блюминов.

   «Сегодня я не вижу какого-то общего интереса, который бы мог объединить украинских и белорусских оппозиционеров стратегически. Сказывается и разница в их политическом “весе”. Ведь украинские правые хорошо представлены во власти, в СМИ и фактически формируют дискурс в Украине, имея неплохие шансы захватить всю власть в недалёком будущем. Белорусская же оппозиция глубоко маргинальна и даже в условиях существенной либерализации политического климата в этой стране не имеет шансов формировать тамошнюю политическую повестку. Остаётся тактика: совместное противодействие авторитарным тенденциям в Киеве и Минске. Чем они и занимаются», – резюмирует Алексей Блюминов.