КСО: пять месяцев во мраке и безвестии

Пять месяцев прошло со времени выборов в Координационный совет оппозиции. По его же собственному регламенту это без малого половина срока действия. Новые выборы в этот орган должны пройти уже в этом году. То есть, результаты работы оценивать не только можно, но уже и нужно. Вопрос в том, что результатов этих де-факто не существует, и что оценивать, не совсем понятно. Поэтому, вероятно, новый опрос Левада-центра никаких вопросов о результатах работы КСО перед респондентами не ставил, ограничившись простыми вопросами о медийной известности.

В общем, знают ли россияне о том, что в стране действует такая замечательная структура?

Но и здесь результаты плачевны. «Внимательно наблюдает за работой КСО» вего один процент опрошенных. Это при статистической погрешности опроса в 3,4%. Интересен здесь еще и тот факт, что среди «внимательно наблюдающих» больше всего граждан из возрастной категории от сорока до пятидесяти четырех лет. Хотя вроде бы совет должен представлять интересы молодых и продвинутых.
Естественно, сами члены Координационного Совета и сочувствующие им граждане сразу стали подвергать цифры сомнению, одновременно вытаскивая из опроса то, что хоть как-то может подбодрить сторонников. Двадцать семь процентов граждан хотя бы что-то слышали о КСО, и лидеры протеста считают, что это большой успех.

Тут, конечно, все сомнительно. Психология людей такова, что им неловко быть «недостаточно информированными». Поэтому многие отвечают «да, что-то слышал» даже тогда, когда не слышал вообще ничего. 
Но хуже всего для оппозиции обстоит распределение результатов по населенным пунктам. В Москве до деятельности КСО нет никакого дела 94% опрошенных. А внимательно следят за деятельностью совета даже меньше того самого одного процента. Юмористы могли бы предположить, что это сами члены КСО, члены их семей, друзья и родственники. Если же не ерничать, то надо признать: на этой крохотной цифирке разваливается вся идея о существовании «России айфона и России шансона». Нас ведь так долго убеждали, что именно в мегаполисах (и прежде всего в столице) рассерженный средний класс поддерживает протест. А выясняется, что на селе «внимательно наблюдает» за деятельностью КСО больший процент, чем в Москве. Под пристальным взглядом суровых сельских мужиков нашей оппозиции надо бы скорее волноваться, чем радоваться.
В целом, отчетливо видно, что те самые люди, которые непрерывно обвиняют действующую власть в неэффективности и некомпетентности, сами с трудом могут создать хотя бы один действующий орган таким образом, чтобы о нем хотя бы было известно. О результатах работы его и говорить нечего.
Ольга Туханина