Все прошлые выходные я думал, как отнестись к неожиданному телефонному разговору Биньямина Нетаниягу с грубым, импульсивным и агрессивным турецким лидером. Я ведь тоже хочу примирения и сближения с друзьями в регионе — эти бесконечные войны так утомляют, а войны со всеми вокруг — вдвойне. Эти извинения облегчают прессинг, которому мы подвергаемся, отдаляют (якобы) турок от иранцев, и открывают новые перспективы в экономической, военной и энергетической сферах в будущем. Нет сомнений, Обаме это понравилось: примирение Турции с Израилем дает Обаме ощущение, что он построил новую ось — Израиль-Турция — Иордания, и возможно, палестинской автономией.
Но к сожалению, это не так. За видимостью благолепия скрываются опасности стратегического характера. У нас нет никакого интереса присоединяться к подобной суннитской оси. Может быть, это интерес США, но не наш. Два года мы успешно уклонялись от сирийской западни. Сближение с Турцией может втянуть нас в нее, в эту мировую войну между суннитами и шиитами, между Россией и США. Мы не сунниты и не шииты. Так зачем нам делать это сейчас?
<ins><ins id="aswift_2_anchor">
</ins></ins>
Шиитская ось начинает нас воспринимать так, будто мы заняли сторону суннитов. Нам этого не нужно — и те и другие ненавидят нас практически в равной степени. Военное сотрудничество с Турцией будет воспринято как определенная позиция, и на это можно ожидать ответ. Лучше всего стоять в стороне, нам не надо принимать участия в этой нескончаемой войне. В кои-то веки мы не участвуем в ближневосточной войне, так зачем это менять? Война между Турцией и Ираном — вопрос времени. Но это не наша игра. Зачем нам мешать нашим врагам вешать друг друга?
Непонятно, зачем нам играть картами, которые тасует Эрдоган, то есть, вязнуть в этих играх «эго», извинениях и вечных обидах мафиозного типа? Неужели мы в таком бедственном положении, что должны выполнять его причудливые требования? Включая компенсации и вопрос Газы? Чем больше упорствовал Эрдоган в своих требованиях, тем больше они возвращались ему бумерангом в виде имиджа жесткого экстремиста, которого надо опасаться. И уж конечно, не подпускать его к Евросоюзу. Принеся извинения, мы сами подтвердили его моральную правоту.
За те три года, на которые мы отошли от Турции, парадоксальным образом торговля между двумя странами не переставала расти. С миллиарда долларов в 2000 году до 4 млрд сегодня, причем по большей части это не военная продукция. Речь идет о частном бизнесе, а не о государстве, поэтому Эрдогана и его клику мы не видели. С глаз долой — из сердца вон. И теперь, «сближаясь», мы только увеличиваем вероятность трений. И как водится, обид и вспышек гнева. Мы как битая мужем жена, просим прощения только для того, чтобы вернуться в дом, где сидит этот драчливый супруг. Это что, мазохизм? Нам что было плохо на приличном расстоянии от Эрдогана? Например, в Газу он может приехать через Египет, а попроситься в Рамаллу еще вчера и думать себе не мог позволить. Теперь, после «сближения», он туда приедет. Нам оно надо? Он ведь теперь наш «друг». Как ему откажешь?
Теперь он полезет в палестинские дела, и всё это с одной целью, отвлечь внимание своих граждан от внутренних проблем.
Насчет визита Барака Обамы в Израиль: щедро рассыпая комплименты Обама сумел усыпить нашу бдительность, и доказательство — турецкая проблема. Он понял, что израильтян проще всего купить похвалами и признанием их успехов, за это израильтянин всё отдаст. Он так страдает от мирового отчуждения и вечных наказаний, что другу, который прикоснется к его чувствительным струнам, и душу готов отдать. Этим пользовался Анвар Садат, прилетевший в Иерусалим. Щедрость, говорят китайцы, это самый большой враг, так как нет человека, который может перед нею устоять. Так пробивают броню. В общем, нас хорошенько «размазали».
Извинения перед Эрдоганом усиливают чувство, что Израиль и ее премьер поддается давлению, и это в будущем приведет лишь к еще большему давлению, может быть со стороны американцев. Есть такое ощущение, что в свою третью каденцию Нетаниягу хочет казаться добрым дедушкой, желающим со всеми дружить, не понимая, что условия на Ближнем Востоке только ужесточаются и становятся всё опаснее. Поймите, вас всё время прощупывают, и не от любви.
И потом, кто сказал, что это «сближение» приведет к сотрудничеству между правительствами и армиями? Разве Эрдоган изменился? А что будет в следующем раунде конфликта с Газой, когда придется считаться не только с Египтом, но и с Турцией, которую мы сами вернули в регион? С этой капризной непредсказуемой страной возможно всё. Я надеюсь, что глава правительства Биньямин Нетаниягу получил от Обамы в обмен на этот шаг что-то очень серьезное.
Когда шаг уже совершен, что можно сделать?
1.Свести до минимума вмешательство в Сирии. Это должно быть нашей стратегией. Даже если нам предложат сотрудничать в вопросе о химическом оружии, надо отказаться и оставить это американцам. Наши новые «друзья» могут потом подтолкнуть нас к военному вмешательству в Сирии. От этого надо отказаться, в войне между Турцией, Ираном и Сирией нам нечего делать.
2.Свести до минимума военное сотрудничество с Турцией, в том числе продажу технологичного оружия. У нас есть военные комментаторы, которые уже мечтают о совместных учениях с Турками или НАТО.
3.Ни в коем случае не привязывать Турцию к проекту газового экспорта. Некоторые у нас спят и видят газопровод в Турцию. Если в будущем турки захотят купить израильский газ — пожалуйста, но только не газопровод. В Европу наш газ должен прийти другим путем.
4.Ни в коем случае не допустить Турцию к переговорам между нами и палестинцами в качестве «посредника». Мы уже видели их «посредничество» между Израилем и Асадом. Турция ищет только усиления своего влияния и ослабления Израиля. Кроме того, любая неудача или замедление переговоров, как мы уже знаем, приведет к нервному кризису с Турцией.
5.Избегать официальных визитов и приглашений, которые закончатся провокациями. Там сейчас другой режим, много ненависти к Израилю, поэтому нужно держать низкий профиль во всем, что касается официального диалога с этой страной. С ними надо работать тихо и профессионально, сократив таким образом динамику взаимодействия. Лучше приглашать турецких журналистов, чтобы простой турок получил о нас информацию не только от Эрдогана.
Надо помнить, что для турок Израиль всего лишь функция, инструмент для достижения своих целей. И надо вести себя соответственно. Вести отношения, не быть врагами, но соблюдать дистанцию.
Сотрудник Института междисциплинарных исследований в Герцлии
д-р Гай Бехор
Статья была опубликована на ивритоязычном сайте д-ра Гая Бехора www. gplanet.co.il
Перевод Олега Кременчугского
Комментарии
Комментарий удален модератором
Но наш"брогес" с турками очень мешал НАТО и СШA
Поэтому пошли и мы и турки на представление с примирением.
Можем теперь сотрудничать и синхронизироваться с НАТО, а " личная жизнь" с турками - как получится
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Мы все, израильтяне и их поддерживающие, нервничаем в этой сложной и полной угроз жизни. Отсюда побужденность критиковать любой прагматический шаг руководства страны в соотнесении со стратегическими «потерями». Но, при встрече с прагматическим вызовом (в данном случае – предложение Обамы), до торопливой критики, имеет смысл сопоставить множество вариантов «прагматика - стратегия». Понимая при этом, что прагматические шаги не только дают хорошее, но и сопряжены с потерями, и оценить действительную полезность прагматического варианта можно только в соотнесении со стратегическими последствиями. Каждый прагматический шаг ведет к уточнению стратегии.
Если Нетанияху сделал правильный шаг, значит, видимо, надо подкорректировать аргументы и нацеленность контрпропаганды туда, где возникают издержки от сделанного шага. Если Биби сделал ненужный шаг и сделал, потому что сам поплохел, значит, надо подкорректировать персональный состав израильского руководства.
По п.1. Верно, что общая граница с враждебным государством требует стратегических решений. Только они принимаются не по принципу "минимального вмешательства", а по принципу максимально возможной защиты этой границы.
По п.2. Если обе страны претендуют на вступление в НАТО, а НАТО за ними внимательно следит, то минимизация военного сотрудничества Израилю невыгодно.
По п.3. Газопровод в Турцию - самый выгодный для Израиля путь, это и путь газа в Европу.
По п.4. Допуск Турции к переговорам - это, в первую очередь, укрепление межгосударственных связей, а по результатам переговоров ни к чему Израиль не обязывает.
По п.5. Половина межгосударственных обменов сопровождаются провокациями. Этого не боятся, с этим работают.
Д-р Бехор советует забраться в норку и не высовываться. Израиль потому и стал уважаемым государством, что норками пренебрегал.
Нетаньягу - премьер-министр, его решения - решения правительства, которое выбирал народ Израиля. И, принимая решение, правительство и премьер опираются на аналитические выкладки по десяткам направлений и различные формы договоренностей между главами правительств разных государств, которые в доступной форме вряд ли станут известны простым гражданам в полной форме.
"Богу богово, кесарю кесарево". Оставьте правительству самому решать и нести ответственность за эти решения.
И не говорите, что Биби "прогнулся", что он "предатель" и прочее. Он такой же еврей, как и подавляющее большинство израильтян. И любит свою страну, наверное, не меньше других!
И не надо говорить плохое про турков: если бы не турки в свое время, может, и не было бы сегодня нынешнего Израиля. Это тоже нельзя забывать!
Пример – множество (уже!) отдельных тем по Израиль-Турция-извинения.
Если, конечно, ГП не создан специально для выпуска пара и сексоты (это не брань, обозначение функционального звена) отслеживают, чтобы пар вовремя рассеивался.
Я доверяю Биби, что взвесив все плюсы и минусы на весах политики, а это категория относится к области прагматики - он выбрал наиболее выгодный для страны путь.
А коль скоро политика прагматична - надо использовать ВСЕ выгоды улучшения отношений.
НЕ стоит драматизировать тему извинений, во первых - это вовсе НЕ так драматично, сожаление о том, что были погибшие, через 3 года, а тогда в 2010 Израиль ПОКАЗАЛ ТВЕРДОСТЬ, ЗАЩИТИЛ БЛОКАДУ - это и есть настоящий результат. Своими причитаниями о несуществующем унижении Израиля вы только льете воду на мельницу врага.
Надо отделять зерна от плевел - Эрдоган - пронырливый антисемит-исламист и порядочная скотина, но он покинет власть по окончанию каденции. С Турцией у евреев были долговременно хорошие отношения, не забывайте, Турция приняла евреев-беженцев из Испании/Португалии в 15в.!!!!!!