Недвижимость как предчувствие
Михаил Щипанов
Закон, формально запрещающий официальным лицам и государевым людям России держать за рубежами Отечества счета, а также владеть тамошними акциями и ценными бумагами, еще не вступил в силу (до этого момента - два думских чтения), но целый отряд депутатов Госдумы заявили о намерении отделаться от ставшей столь неудобной зарубежной недвижимости. Казалось бы, ну при чем тут недвижимость, ежели владение ею пока криминалом не считается? Ее надо просто задекларировать.
Конечно, сразу же возникают подозрения, что депутаты знают нечто большее, уже заранее посвящены в нюансы неких подзаконных актов, которые могу быть приняты. Хотя, если судить по имеющейся информации, запрет на владение вдали от Родины домами и квартирами, который фигурировал в законопроекте изначально, был сочтен некорректным и исключен. Тогда в чем же дело? Отчего такие депутатские демонстрации?
Ответов может быть несколько. Ну, во-первых, обещать, как известно, это еще не значит жениться. Не исключаю, что многие зарубежные квартиранты спешат делать красивые жесты на публику, давая понять, что за три отводимых законом месяца они поставят крест на своих дальних квадратных метрах. Понятно, что сейчас такие декларации широко тиражируются. Но не пройдет и полугода, как о них просто забудут. Возникнут новые общественные раздражители, которые отвлекут общее внимание. И только некие досужие блогеры могут напомнить общественности о неосуществленных красивых жестах.
Простой пример - широко разрекламированный поход уже экс-депутата Пехтина в Америку. Именно там, за двумя океанами, он собирается добыть официальные документы, обеляющие его репутацию, подтверждающие, что квартирами в Майами владеет не он, а его сын, непонятно вдруг отчего-то оказавшийся миллионером. Так вот, о цели поездки известно всем, но я не уверен, что о результатах такого вояжа кто-то толком узнает, а сама поездка не окажется просто дополнительным отпуском. Тут главное - вовремя прокукарекать... А там хоть дело не открывай.
Однако декларировать такое имущество все равно придется. Но и декларации, даже опубликованные, читают далеко не все.
На деле же уже намерение жить исключительно в России обставляется множеством оговорок. Известный оратор "Единой России" Исаев, который сначала отрицал факт владения гостиницей для паломников в Германии, потом заявлял, что это собственность жены, теперь обещает продать только свою долю в этом предприятии, да и то при условии, что этого потребует закон.
Тогда к чему все эти обещания, если уже известно, что закон ничего подобного не потребует? Просто пиар на грани фола?
В определенном смысле беспроигрышный вариант. Сегодня пообещать отделаться от заграничного имущества, а завтра скромно заявить, что рад бы его продать, да живем-то по законам России, а они ничего подобного от нас не требуют. Так что и собственность цела, и благородство продемонстрировано.
Правда, есть один мелкий нюанс. Для поддержания собственности, уплаты налогов, которые на Западе строго взимаются, необходимо-таки иметь счет за границей. Но это уже другая проблема. Тут можно действовать через Сбербанк или его дочек. Во всяком случае на словах.
А вот угроза вмиг ставшего известным блогера "доктора Z", который прославился публикацией документов об американской недвижимости отца и сына Пехтиных, продолжить разоблачения с представлением копий документов выглядит вполне серьезно. Да и некоторые оппозиционные депутаты распространяются о конфиденциальных договоренностях с американскими сенаторами, которые с видимым удовольствием помогут в поисках собственности наших чиновников не на Новой Риге, а прямиком во Флориде, где теплее.
Стать героем процесса, получившего название "Пехтинг", не хочется никому. А потому нельзя исключать, что кто-то решил сделать себе прививку от будущего скандала и добровольно с несколько снисходительной миной на официальном лице пообещать начать распродажу имущества.
В таком случае единственное, что добровольному продавцу можно будет в моральном плане инкриминировать, - это пропуск указания на скромный домик в Ницце в прошлой декларации. Но тут можно сослаться на прогрессирующий склероз, на ничтожную долю в общем семейном владении, на приобретение виллы по далеко еще не выплаченной ипотеке. И дело будет замято.
И вообще любые разговоры скоро стихают, брань, как известно, на вороту не виснет, а вилла на Лазурном берегу остается. Ясно, что сейчас ряд собственников с мандатами спешат из лимона сделать лимонад. Перевернуть ситуацию в собственную пользу, пообещать красивые жесты, будучи уверенными, что это им потом ничем не аукнется.
Комментарии