Великий Треугольник

Великий Треугольник

 

       Люди всегда обожествляли геометрические фигуры. Солнце и луннопоклонники молились на Великий Круг, катящейся по небосклону, друиды возводили Стоунхендж, а египтяне строили пирамиды. Все религиозные доктрины, так или иначе, были связаны с окружающим миром и страхом, за своё существование внутри него.  И только военно-морской флот не боялся никого и ничего. Он поклонялся и продолжает молиться своему, персональному Божеству – Великому Треугольнику. Перед ним трепетали все. Боги Олимпа, ступив на палубу крейсера, и, склонив гордые головы, начинали катать квадратное и перетаскивать круглое под оглушительный хохот Сизифа, забывшего про свой камень. А над всеми ними возвышался Треугольник и, подобно Старшему Брату, неотрывно наблюдал и делал замечания, устранять которые необходимо было незамедлительно.

       Итак, кто же такой, этот страшный зверь, Великий Треугольник? Попробуем разобраться. Всем известно, что в мирное время главной задачей военно-морского флота является подготовка к войне. Для выполнения этой великой цели многочисленными научными учреждениями разработаны и продолжают разрабатываться разнообразные наставления, тактические руководства, привила, инструкции и уставы.  Календарный год разбивается на два периода подготовки, а каждый период – на задачи, которые возрастают от задач боевых групп, боевых частей и кораблей до группировок разнородных противолодочных и прочих сил. Каждые полгода флот упорно и напряженно учится, занимается различными видами подготовки, наиважнейшей из которых является боевая, (правда, до девяносто первого года она безусловно проигрывала политической), ходит в море, стреляет, ставит мины и высаживает десанты. Одним словом, если «враг нападёт, если чёрные тучи нагрянут», корабли обязаны быть готовыми к отражению врага и нанесению ему полного поражения. Но мы же не наивные люди и прекрасно понимаем, что этой корабельной банде, которая никогда не отличалась благонадёжностью, доверять нельзя. Они же все завалят и погубят. Именно поэтому, многочисленные штабы, отложив в сторону планы нанесения ядерного удара по Оклахоме и высадки морской пехоты в созвездии Плеяд, разъезжают по флотам, военно-морским базам и осуществляют контроль. Контролёров катастрофически не хватает, и штаты штабов увеличиваются и разбухают. Частота проверок увеличивается, а, следовательно, качество боевой подготовки устремляется в горние выси. Вот эти сами проверяющие и являются жрецами великого Божества – Треугольника. Осуществляя проверку, они слепо следует доктрине трёх вершин, святую тайну которых преподают в каждом военно-морском училище нашей необъятной Родины.

         Всё начинается с Первой Вершины. Она именуется Журналом Боевой Подготовки, или, проще, ЖБП. В ЖБП записываются задачи, которые подразделение от группы до эскадры должно выполнить в течение года. В нём расписаны все виды подготовки вплоть до занятий, учений и тренировок со спланированными датами проведения. Там выставляются оценки и результаты снятия нормативов и курсовых задач. Словом, всё. Казалось бы. Что может быть проще? Спланируй всё по уму на целый год, заглядывай в журнал, планируй свою деятельность и спи спокойно, ставя отметки о выполнении. Но всё не так просто. Задачи  правила ведения этой волшебной книги непрерывно меняются и создание нового ЖБП в середине учебного года не такое уж невероятное дело. В моей биографии не было ни одного ЖБП, которое не было бы переделано. А в две тысячи девятом году на сторожевом корабле «Стерегущий» в течение недели все ЖБП были переделаны три раза, что, судя по всему, является мировым рекордом. Любой проверяющий всегда начинает с ЖБП.

Он долго и скрупулезно его изучает и пишет бесчисленные замечания, иначе, какой же он Проверяющий. Всё это время хозяин ЖБП, естественно, не может заниматься ничем, кроме как каяться в своих многочисленных грехах и стремительно устранять указанные недочёты. Но всё когда-нибудь кончается и утомленный, но гордый своей работой, Проверяющий обращает свой, полный трепета взгляд ко второй Вершине…

         Она именуется – Отработка. Командир подразделения достаёт огромные гроссбухи со всевозможными планами занятий, тренировок. учений и прочая, прочая, прочая…. Объёму представленного печатного материала могла бы позавидовать библиотека маленького российского городка. А ведь было время, правда, говорят, что такого не было никогда, в котором не было компьютеров и принтеров. Свои библиотеки я молотил на печатной машинке «Москва» с большой кареткой, благодаря обладанию которой считался на корабле чуть ли ни олигархом. Обретя второе дыхание, проверяющий с ретивостью гончей, идущей по следу подранка, увлеченно сличает даты проведения занятий в ЖБП и сборниках, отмечает, каких и по каким темам нет конспектов. Укоризненно качает головой, наполняет каюту сигаретным дымом и требует кофе, чашку за чашкой. А сборников много, они разложены на столе, диване, креслах и палубе. Проверяемый в такие минуты выпадает из мира живых. Он даже не представляет, что происходит в мире, его подразделении и вселенной в целом, он с ужасом пытается вспомнить о том, как хорошо у него подготовлена третья вершина…

         Замыкающая вершина именуется Планированием, хотя отдельные реформаторы в последнее время настойчиво выталкивают её на место первой. Полуживой от служебного рвения и осознания своей великой миссии Проверяющий начинает проверять планирование и соответствие его первым двум вершинам. Планирование – это просто Песня! Так как на Флоте совершенству предела нет, планирование с каждым годом становится всё лучше и изощреннее…  Уже мало того, что в каждой боевой части, начиная с корабля второго ранга ведется свой суточный план, существует план на год, полугодие, месяц, неделю. Имеет право на жизнь план отработки любой специальной задачи и оргпериода, но это святое, понятно. Стремление упорядочить жизнь, облегчить её и направить на непрерывное совершенствование боевой подготовки, без отвлечения на разную ерунду, заставляет священнослужителей Великого Треугольника совершенствовать и углублять этот вопрос. Разве можно написать план, не имея плана его написания, или совершить подвиг, заранее не прохронометрировав его? Это же полный абсурд.… И все это прекрасно понимают, но почему-то, наверное, в силу природной ленивости и не расторопности, надеются, что их пронесет и минует «чаша сия»… Поэтому жрецам Треугольника работы хватит до тех самых пор, пока хоть один корабль остается на плаву…

         Тем, кто остался в живых, пройдя чистилище грозного Бога уже ничего не страшно. Да и у проверяющих сил уже нет, служение культу забирает их почти без остатка. Ну, кому нужны проверки содержания оружия и вооружения, знания экипажа и результаты стрельб? Если Треугольник удовлетворен результатом, значит, на корабле по определению не может быть никаких нарушений, если нет, то удачные стрельбы, прекрасная подготовка личного состава – это всего лишь показуха и обман, благодаря которым экипаж пытается всех обмануть.

         Так и крутится Флот в своём колесе, пытаясь, в свободное от службы Великому Треугольнику время, хоть немного научиться воевать…