Утренняя песня жаворонка
Деревенская детвора в послевоенные годы, да и в обычные годы, летом живет по распорядку дня, приближенному к их родителям. Ребенка запросто могут разбудить спозаранку, когда потребуется его помощь. Таков уклад деревенской жизни. Забот, от восхода до заката, полон рот. Мое детство не было исключением.
Деревня, родная земля моего далёкого детства, которое память хранит для старости, расположилось недалеко от железнодорожного полотна. В очередной раз, включив память на обзор воспоминаний того прошлого, с умилением смотрю на избы с соломенными крышами, разбросанными вокруг озера, на колодец с самой вкусной ключевой водой на свете, на окраину деревни, где начинались колхозные поля и луга. Там, за окраиной, проходила большая дорога, большак, по которому жители деревни отправлялись в город кто по делам, кто навсегда. Все излучало простоту и силу жизни моих земляков.
Быт деревенского двора был незатейливым, но требовал больших физических сил и времени. На первом плане работа в колхозе, затем уже работа на личном дворе. Наше личное подворье состояло из земельного надела в размере пятидесяти соток. В обязательном порядке приходилось держать домашних животных. Без них жизнь не жизнь. Поросенка выращивали, чтобы иметь сало и мясо для семьи и по обстоятельствам, что-то продать на рынке. Пару, как минимум, овец, чтобы иметь зимнюю одежду, - шубку, валенки-самоделки и шерстяные носки. Держали немного птицы. Самым главным и авторитетным животным подворья все же была корова. Она являлось основной кормилицей чуть ли не весь год. Утяжелялся и так тяжелый труд крестьянина еще тем, что часть произведенной продукции в личном хозяйстве, в виде натурального налога, сдавали государству. Это молоко, яйцо и шерсть.
Утреннее пение жаворонка слушать меня заставила наша корова Буренка. Поясню пошире, как это произошло. Частенько я полусонный, скукожившийся от утренней прохлады тащился с Буренкой на поводке за околицу, чтобы там попасти ее на траве с утренней росой. Бабушка говорила, что корову перед дойкой нужно попасти, тогда она больше даст молока. О чем я думал в первые дни и часы моей работы в качестве пастушка Буренки, трудно сказать, но вряд ли, чтобы о большом надое молока .
Прежде всего искал бугорок, где меньше травы и росы, становился на него и отпускал поводок коровы. В таком положении босые ноги удается сохранить сухими. Убедившись, что корова с усердием приступила к поеданию росистой травы, я, стоя на кочке, ничего нового не придумав, в который раз начинал глазеть по сторонам. Перед глазами, как вчера и позавчера, одно и то же. Ржаное поле, водоем, покрытый одеялом тумана и красивая липовая аллея. Скука.
Жаворонок, птичка размером с хорошего воробья и привлекательным хохолком на голове, стал новым объектом моего интереса. Мама фигурки жаворонков выпекала в русской печи на престольный праздник, кажется, Сороки. Ставила на стол и приговаривала: вот и жаворонки прилетели. Мы больше приучены к приземленному пению птиц на дереве, в кустарниках. А жаворонок в полете, зависая в небесной дали, может достаточно долго распевать свою прелестную песенку. Да, жаворонок, по моему мнению, птица загадочная. Эта не какая-нибудь пичуга, чирикающая в кустах. Даже соловей, с его удивительно чудным пением, думаю, прост в объяснении. Для кого соловей поет, если не брать во внимание науку орнитологов? Для человека, а более конкретно,- влюбленным! Разве кто-то может, услышав волшебную трель соловья, не замедлить шага.
Жаворонок птичка совершенно иного плана. Его истинное предназначение, по моему разумению, восхвалять Творца песней в небесной синеве вдали от людской толкотни и шума. Еще он своей песней приглашает человека, которого полностью поглотила земная суета, поднять голову вверх, вспомнить нашего Господа. Ему чуждо людское равнодушие к Богу и каждый день с восходом солнца он поднимается ввысь, чтобы там вновь упоенно прославлять своей песней Его.
Утреннее пение жаворонка добавила в мое домашнее задание нужную изюминку детской игры. Держать в поле зрения зависшую в воздухе птичку и следить за пасущейся недалеко коровой. Это смягчало скуку моей пастушьей работы.
Спасибо птичка жаворонок тебе за чудо – трели в небесах, что помогало в тоскливый час, мне время коротать.
Комментарии