В маленькой белорусской деревне всего на сотню душ все как везде: свои сельские заботы, размеренный уклад жизни и скромный досуг. На пороге здания Дома культуры нас встречает его директор Елена Терех и сразу предупреждает: едкий запах самогона в помещении — от разбитой бутылки одной танцорки, пришедшей вчера на дискотеку с удивительным названием «Секонд Хенд». Но еще здесь есть необычный кружок — по шаповальству, старинному славянскому ремеслу катания валенок и головных уборов.
«В одном клубе у нас танцевальная площадка, сцена для артистов и мини-музей. Три в одном! В последнем проводятся кружки по вышиванию, вязанию и шаповальству для людей любого возраста. В частности, для взрослых. Дети из соседних деревень не доезжают, далековато им», — улыбается директор.






В большом зале тепло, раскаленная выбеленная печь придает колорита деревенскому зданию. На темных стенах — красиво вышитые руками сельчан картины.
В комнате для кружков на стенах висят фотографии шаповалов Анны Курец и Лидии Ляшкевич — двух родных сестер. На лавочке для поделок — несколько валенок разного цвета для семьи из трех человек. Нас предупредили: изделий мало, быстро раскупают, в музее не застаиваются.



«Только вы не говорите бабкам про интернет, а то они начинают расстраиваться и ругаться, — встревоженно шепнула на ухо директор. — Они в этом ничего не понимают. Скажите просто, что вы из газеты».
Ожидание увидеть пожилых женщин с крупным телосложением не оправдывается. Народными умелицами оказались две пожилые бабушки невысокого роста, худенькие и веселые. Обманывать никого не пришлось. Широко улыбаясь профессиональному объективу фотоаппарата, они пристально посмотрели на директора и сказали: «Эх, Лена, решила ты нас опять обмануть!»
«Надо, Анютка, нам с тобой хоть раз заглянуть „у гэты интэрнэт“»! — предлагает Лидия Иосифовна.

И, незамедлительно скинув с плеч зимнюю одежду, они принялись за катание войлочных сапог на покрытом целлофановой скатертью столе.
Овечья шерсть у мастеров на выбор — белая и черная. Выбрали последнюю.

«Ее скатать легче, — пояснили бабули, попробовав материал наощупь. — Нет лишних катышков и неровностей. Заниматься шаповальством мы решили одновременно около двадцати лет назад. Детей поднимать надо было. На самом деле, еще отец учил этому делу, но в детстве мы не придавали этим знаниям значения и не думали, что таким образом женщине можно заработать. Шерсти хватало, овечек в то время с мужьями держали. В „добрый“ сезон с ноября по март делали до 100 пар валенок, все продавали. Хорошо на этом имели. А в этом году только десять сделали».





Бабули смеются, называют себя сапожниками без сапог: у самих валенок нет.

Производство начинается с очистки шерсти, делается это вручную. Волокна расчесываются с помощью специальных чесалок, хотя подойдут и расчески для собак. Так выпрямляются волокна.


«Для одной пары взрослых валенок нужно около килограмма шерсти», — показывает Лидия Иосифовна на стол. — Волокна мы обычно не взвешиваем, приблизительно знаем, сколько надо, на глаз. Он у нас наметан!»
Шерсть раскладывается на стол и делится на две одинаковые части — для одной ноги и для другой. Волокна готовятся без выкройки, в них как бы прибиваются волоски друг к другу, лишние же неровности отрываются.




«Ножниц шерсть не любит, — говорят бабули.
— Когда приблизительно подготовлена выкройка, мы ее сшиваем. Потом переворачиваем на другую сторону и опять сшиваем. Затем снова переворачиваем, дабы придать будущему изделию форму и вид с лицевой стороны».
Женщины уделили этой части работы около часа. Справлялись быстро и ловко.







Для заключительного и самого долгого этапа необходима теплая вода. Для клуба — проблема. Поэтому с зашитыми валенками отправляемся домой к Анне Иосифовне. Там уже ждет дед Саша, муж умелицы. Гостеприимно показывает свои владения: корову в хлеве, кота с собакой и четырехкомнатный дом.





Вода на печи разогрелась, можно приступать к раскатыванию. На столе — тазик с водой: бабушки берут по очереди заготовку и выкладывают на обычный стол, предварительно отжав. Валяют ее на столе. Данный процесс занимает около суток или двух.









«Иногда у меня валенки летят в печь, так и не скатавшись», — говорит Анна Иосифовна. — Если шерсть совсем уж плохая».
В заключение для изготовления валенка нужно долить заготовку в форму с помощью специальных инструментов — копылов. Это пять деревянных колодочек, одна из которых придает круглую форму носика обуви. К слову, стоимость одной пары составляет 400 тыс. рублей.






Шаповальство — традиционное искусство изготовления из шерсти головных уборов, валенок и войлока. Валеные шапки-магерки (в Польше так называли венгерские шапки) и козырьки были очень распространенными в прошлом веке и являлись головными нарядами крестьян. Изначально шаповальством занимались только мужчины, ведь работа эта сложная и требующая физических сил. Но разве есть что-то, на что не способна белорусская женщина?


Комментарии
Я носил в детстве.Насколько знаю - делают изх в Смиловичах.
Комментарий удален модератором