Культура по-русски и по-американски
Русский народ очень серьезный народ. По серьезности русские могут быть сравнены разве что с детьми. Маленькие дети редко «шутят», они этого просто не умеют. Они умеют смеяться, играть, веселиться, но все это для них не «шутка» или юмор, не забава в свободное от серьезных занятий время, а самое серьезное и жизненное занятие. Вот так и мы. Это вовсе не значит, что мы дети буквально, что нам чужд юмор, чужда шутка. Мы серьезны как дети в том смысле, что нас одних еще, похоже, во всем окружающем «взрослом» мире волнуют эти самые «последние», «проклятые» вопросы, которые можно назвать и «детскими». В окружающем мире все несколько иначе: там на первом месте — «дело» (а точнее все-таки — бизнес, ибо это слово ближе по смыслу к понятию добывания денег, чем к русскому понятию «делать дело»): на первом месте — то, что можно потрогать и взять в руки, а все остальное, то есть то, чем занимается культура (в том числе и «детские», «проклятые» вопросы)... для этого существует «свободное» время», как для игры и отдыха. Так что наше немыслимое словосочетание «парк культуры и отдыха» столько же, в сущности, отражает кондово-советское понимание культуры как полезного «отдыха», сколько и классически-американское.
Хотите знать, что такое культура по-американски? Пожалуйста: «Цивилизация складывается из идей и убеждений. Культура суммирует приемы и навыки. Изобретение смывного бачка — знак цивилизации. То, что в каждом доме есть смывной бачок, — признак культуры».
...Да нет, я вовсе не собираюсь с ними спорить; если им так нравится — пусть. Дело в другом: ведь у нас, темных, совсем другие понятия! Для нас культура — штука в основе своей идеальная, а цивилизация — в конечном счете материальная, включающая также и смывные бачки вместе с фактом их изобретения; по-нашему, культура есть возделывание человека, его души и духа, а цивилизация — возделывание лишь среды и условий обитания человека. Но мы же им не навязываем это устарелое понимание! То есть — если у них там и культура, и цивилизация общим знаменателем имеют смывной бачок — пожалуйста; но нас-то зачем этой меркой мерить, мы до этого еще не доросли.
И однако именно такое, в конечном счете, понимание культуры внедряют в нас те, кто сделал профессиональным занятием «обличение» и «разоблачение» «так называемой великой русской литературы» и вместо того, чтобы попытаться уяснить ее величие и драму — имеющую, между прочим, онтологический для истинной культуры характер — стремятся переделать на «американский» лад само наше понимание культуры, научить видеть в ней всего лишь «прием и навык», «культуру и отдых», одним словом — подчинить культуру цивилизации в качестве ее, цивилизации, следствия и служанки, что прямо обратно всем нашим представлениям не только о культуре, но и о жизни.
***
Господа товарищи! Давайте-ка, для устранения всех неясностей, договоримся так: вот вы все, борцы за свободу слова и всего остального, возьмите-ка и скажите прямо и громко: да, мол, для свободного человека никаких таких «запретов» — то есть ничего святого — нет, все это тоталитарные выдумки; на самом деле все, что фактически возможно и удобно, — можно и позволено, и такое положение нормально; ибо единой Истины, священной и обязательной для всех, не существует в природе: каждый волен по своему вкусу определять, что можно, а что нельзя, что истина, а что нет: сколько свободных особей, столько и истин, — и это тоже нормально, это предполагает «альтернативную нравственность» и называется свободой.
Скажите так, скажите громко и от чистого сердца, веруя в это; убедите меня в том, что вы в сердце своем прочно утвердили закон джунглей, убили свободу и уничтожили человека как образ и подобие Божье, — и я умолкну, увидев, что был неправ и что вы победили.
Но вы ведь так не скажете. Никогда. И не потому, что постесняетесь,— а потому, что невольно, интуитивно, сердцем, наперекор и назло собственным «взглядам» чувствуете запрет сказать и подумать так всерьез. И так же интуитивно чувствуете священную природу этого запрета — запрета хулы на Святого Духа, которая «не простится ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12:32); и тут все ваши «взгляды» бессильны. Потому что мы с вами, братья мои дорогие,— люди, сотворенные по образу и подобию Божию, и что душа человеческая по природе христианка.
Можно забыть головой (и это происходит), но нельзя не знать сердцем, что культура жива, пока живы ее сакральные основания, опирающиеся на заповеди и порождающие запреты; что культура собственно и есть — как сказал тоталитарный мыслитель Клод Леви-Стросс — система табу: именно благодаря этому культура и есть то, что помогает человеку в этом мире, который во зле лежит, не до конца забыть о своем высоком происхождении, а иногда — приблизиться к возможности постигнуть и свое предназначение.
Иначе культура превращается в цивилизацию, а свобода — в рабство у нее, ведущее к разрушению человека.
Появились учителя, они учат нас этой свободе разрушения. Но я думаю, что в России это не пройдет. Однажды настанет момент, когда Бог, по милосердию Своему, даст нам с вами увидеть ясно, в какую бездну позора и унижения уставились мы зачарованным взглядом, — и мы с вами задохнемся и взревем от ужаса и стыда, и все уродливое и мерзкое извергнем и изблюем, все вспомним и все поймем и снова станем самими собою. Не могу не верить, что в России так будет, рано или поздно. Слишком уж многое в судьбах мира от этого зависит.
Комментарии
Совокупность норм и правил, определяющих поведение людей в обществе.
В него входят и религиозные, и культурные аспекты. Не только "Не укради".
И еще одна "по-нашему, культура есть возделывание человека, его души и духа," а не ватерклозет. Вот оказывается, что по мнению автора, есть культура.
А нужду, хоть малую, хоть большую, можно и под забором справлять. Лучше даже под соседским, веселее как то и не вам воняеть будет.
Я хренею от слов автора - вроде что-то и сказал, а начинаешь разбираться, так это он вроде бы и не совсем то, что имелось ввиду, а совсем даже и с юмором.
А получается и нашим и вашим. Или, по-русски - ни рыба, ни мясо.
"...У лукоморья дуб зеленый..."
:)
Неужто об умении автора говорить полунамёками и уходить в сторону?
У нас ведь не просто взятки берут или воруют все подряд, а от ВЫСОКОЙ духовности! Это пиндосы, распилили бюджет и по норам, а у нас обязательно в церковь, то ли грехи отмаливать, то ли от бога откупаться.
Ни то, ни другое. Верующие не воруют.
Наши в церковь ходят чтобы перед начальством отчитаться - типа верую, 5 служб отстоял, свидетели есть, а раз бог не наказал, значит чист.
Только заранее надо определиться о ком идёт речь:
1. О верующих в своего бога по своим правилам
2. О православных воцерквлённых верующих
3. О пришедших в церковь на всякий случай или из-за моды, тренда и т.д.
Я верующими называю только вторых - тех, которые не только иногда ходят в церковь, а соблюдают все её правила и следуют им сознательно.
И по поводу вашей фразы - он вам сам об этом сказал?
"а у нас обязательно в церковь, то ли грехи отмаливать, то ли от бога откупаться."
Ни то, ни другое. Верующие не воруют.
Наши в церковь ходят чтобы перед начальством отчитаться - типа верую, 5 служб отстоял, свидетели есть, а раз бог не наказал, значит чист."
".... а раз бог не наказал, значит чист."
Бог не наказывает, в том понятии, как вы написали... В Святом Писании есть все ответы. Бог мне ни чего на ухо не говорил, но он со мной говорит языком людей, которые со мной встречаются. Это трудно понять тем, кто веры глубже не знает.
Впрочем, неудивительно при вашей гордыне.
А получается и нашим и вашим. Или, по-русски - ни рыба, ни мясо.
В каждой избушке свои пирушки.
Только одно они не учли.. даже в джунглях есть общины.. волки это стая, но с приходом к ним человека волки стали ОБЩИНОЙ. Маугли это тоже про Христа.