Защитник родного неба

Защитник родного неба
1942 г. Александр Покрышкин возле своего Миг-3 // МАРК РЕДЬКИН

Дмитрий КОРОЛЕВ

Среди памятных дат марта — 100-летие со дня рождения трижды Героя Советского Союза, кавалера шести орденов Ленина, четырех — Красного Знамени, ордена Октябрьской Революции, маршала авиации Александра Ивановича Покрышкина. Его боевой путь был неразрывно связан с Украиной: летчик защищал ее в 1941-м, а затем освобождал в 1943—1944 гг. Александр Иванович по праву был удостоен высокой чести нести на Параде Победы штандарт 1-го Украинского фронта.

Небом Покрышкин «заболел» в 12лет, однако его путь в летчики оказался весьма долгим и тернистым. Окончив семилетку и длительное время прослужив в Красной армии авиатехником, Покрышкин лишь в 1939г., в возрасте 26 лет, получил квалификацию военного пилота, пройдя подготовку в Качинской авиашколе.

Первый бой комом

Войну он начал с ужасного недоразумения — по ошибке подбил свой же самолет, ближний бомбардировщик Су-2. Эта машина только поступила на вооружение; пилотов авиаполка, в котором служил Покрышкин, не ознакомили с новым самолетом, отчего будущий ас и принял Су за «немца». Впрочем, в первые дни войны, летая в небе Молдавии на МиГ-3 в составе 55-го истребительного авиаполка, Покрышкин открыл счет и сбитым немецким машинам.

«Тот, кто не воевал в 1941—1942м, не знает настоящей войны», — говорил позже Покрышкин. Несколько раз он оказывался на краю гибели; был сбит, и ему пришлось «пешим порядком» выходить из окружения по запорожской степи. Случались и проблемы иного рода: будучи человеком принципиальным, Покрышкин «непатриотично» критиковал советскую авиатехнику начального периода войны и устаревшую авиационную доктрину, боролся за внедрение новых тактических приемов. Трения с начальством едва не привели его к исключению из партии и отдаче под суд. Но Покрышкин отстоял свою точку зрения и был оправдан.

Первый орден Ленина он получил за то, что в сложных метеоусловиях сумел обнаружить под Ростовом «потерянные» нашей разведкой танки фон Клейста.

Покрышкин был участником развернувшейся весной 1943 г. в небе над Кубанью грандиозной битвы, в результате которой наша авиация сумела-таки — ценой больших потерь — переломить ход воздушной войны и обеспечить (окончательно и бесповоротно!) свое господство.

В годы Великой Отечественной прославленный ас последовательно командовал эскадрильей, полком, дивизией. Под его началом служили 30 летчиков — Героев Советского Союза! Вдумчивый тактик, наработки которого до сих пор изучают российские пилоты, Покрышкин выполнил свыше 600 боевых вылетов, провел 156 воздушных боев и сбил, по официальным (далеко не полным!) данным, 59 самолетов врага лично и 6 — в группе. Причем подавляющее большинство побед было одержано им в первую, самую тяжелую половину войны.

Укротители фашистских «ястребов»

В «перестройку», когда достоянием общественности сделались доселе скрываемые факты о войне, — при этом густо перемешанные с домыслами и фальшивками, — помнится, некоторые очень уж «демократические» издания принялись смаковать достижения немецких летчиков, превзошедших наших.

Просто отмахнуться от этого вопроса нельзя, поэтому остановимся на нем подробно. По официальным немецким данным, более сотни асов («экспертов») люфтваффе одержали свыше 100 побед каждый. Первую пятерку составили: Эрих Хартман (352победы), Герхард Баркхорн (301), Гюнтер Ралль (275), Отто Киттель (267) и Вальтер Новотны (258).

Отметим, однако, что имеется целый ряд нюансов, повлиявших на результаты советских и немецких пилотов, прежде всего это способ фиксации воздушной победы. Немецкие истребители были оснащены средствами объективного контроля — кинопулеметами. Попадание в самолет, зафиксированное на кинопленке, засчитывалось как победа. Однако поразить самолет противника пушечным огнем или пулеметной очередью еще не означает сбить, уничтожить его. Поврежденная машина могла вернуться на аэродром и затем — в строй. Так часто и происходило.

О том, насколько данный способ учета мог преувеличить достижения люфтваффе, говорит следующий эпизод. Был у немцев такой ас — Ханс-Иоахим Марсель. Воевал он против англичан в Северной Африке, став со 158 победами лучшим асом Североафриканского театра военных действий. За месяц до гибели, 1 сентября 1942 г., Марсель поставил уникальный рекорд — за день одержал 17 побед! После войны историки стали разбирать перипетии тех схваток и пришли к выводу, что в реальности Марсель сбил 12 самолетов. Результат, конечно, все равно впечатляющий, но при тщательном анализе он «сдулся» на треть!

У нас же для подтверждения победы требовались показания очевидцев, и в случае боя над территорией противника или над морем свидетелей могло попросту не быть. Особенно жестко с доказательствами обстояло в начале войны (буквально требовалось предъявить обломки самолета!), и, кстати сказать, Покрышкин критиковал этот применявшийся у нас подход. Во многом с учетом его мнения требования были впоследствии смягчены.

По некоторым оценкам, Покрышкин одержал около сотни побед! В его официальный счет не вошли, в частности, 15 побед в 1941 г. — при отступлении авиаполка были уничтожены соответствующие документы. Но он не огорчался — говорил, что эти сбитые самолеты врага все равно пошли в счет Победы!

На самом деле сравнивать мастерство наших и немецких летчиков совсем не просто, поскольку весьма отличались условия их боевой работы. Вот еще несколько показательных моментов.

При всем своем мастерстве немецкие суперасы отнюдь не были неуязвимы. Многих из них неоднократно сбивали — как зенитным огнем, так и в воздушном бою. Хайнц Бэр одержал 220 побед, но его самого сбивали 18 раз! Зато, например, Иван Кожедуб не был сбит ни разу, если не считать самого первого боя, когда он сумел дотянуть на поврежденном истребителе до аэродрома, но машину пришлось все-таки списать.

Все асы из первой советской десятки благополучно дожили до конца войны. У немцев же из первой пятерки выбыли двое: Киттель (в феврале 1945-го над Латвией при попытке атаковать Ил-2) и Новотны (погиб в ноябре 1944 г., отражая на реактивном Ме-262 налет американской авиации).

Нельзя исключать и возможности «пропагандистской накачки»: после 1943 г., когда уже наступил перелом в войне, боевые счета некоторых немецких «экспертов» вдруг начали подозрительно быстро расти! Вообще же война в воздухе, как и на земле, состояла из двух фаз: сначала немцы били нас, а потом мы научились воевать и сами стали бить немцев.

Из-за допущенных просчетов к лету 1941 г. Военно-воздушные силы Красной армии еще не успели перевооружиться новейшими истребителями, такими как ЛаГГ-3 и Як-1, которые, впрочем, тоже были еще очень «сырыми» и несовершенными; они уступали мессершмиту, уже раскрывшему к тому времени свой потенциал. Только ближе к концу войны они развились в великолепные Ла-5, Ла7, Як-9 и Як-3, превосходившие по своим летным характеристикам Messerschmitt Bf 109 и по меньшей мере не уступавшие Focke-Wulf Fw 190 последних модификаций.

Немаловажным фактором было и то, что немецкие летчики начали войну, имея за плечами огромный опыт, приобретенный в кампаниях 1939—1940 гг., прежде всего в воздушных сражениях с англичанами.

Ужасный разгром, учиненный немцами нашей авиации в первые дни войны, привел к нехватке пилотов и необходимости готовить пополнение по ускоренным программам, что не могло не сказываться на квалификации летного состава. С той же бедой, между прочим, сталкивались и британцы. В критический момент Битвы за Британию в начале сентября 1940 г. Королевские ВВС испытывали из-за понесенных потерь такой дефицит летчиков-истребителей, что в бой пришлось бросить курсантов!

Наши авиаторы выдержали тяжесть начального периода войны и затем переломили ситуацию. Обретя боевой опыт и получив на вооружение машины мирового класса, они стали побеждать. И вот уже у немцев, понесших большие потери и столкнувшихся с нехваткой пилотов, резко упало качество подготовленности молодого пополнения.

Верная «кобра»

Александр Покрышкин (в центре) с боевыми товарищами. 1943 г.

Известно, что большую часть своих побед (до 80%) Покрышкин одержал на американском истребителе Bell P-39 Airacobra. Этот необычный самолет не пользовался популярностью в ВВС Армии США.Британцы его вообще забраковали из-за плохих высотных характеристик. А вот нашим летчикам «кобра» пришлась по душе и воевала в их руках очень хорошо. Дело в том, что на советско-германском фронте воздушные бои в основном велись на малых и средних высотах, где P-39 не уступал мессеру. Зато козырем было мощное вооружение: 37-мм пушка, дополненная пулеметами разного калибра. Огневой мощи как раз часто недоставало отечественным машинам.

Однако результаты наших лучших авиаторов, летавших на «кобрах», вовсе не могут поставить под сомнение достоинства советской авиатехники. Ведь Кожедуб летал на «лавочкиных» (на Ла-7 под конец войны пересел и Покрышкин). Многие замечательные истребители сражались на «яках». Як3 — один из самых маневренных и скоростных самолетов войны — предпочли французы из полка «Нормандия — Неман» (а им было предложено выбрать любой из самолетов антигитлеровской коалиции). И никогда о своем выборе не пожалели.

Наши летчики достойно сражались против асов из люфтваффе. И уступив им в результативности, Иван Кожедуб (64 победы), Александр Покрышкин, Николай Гулаев (57), Григорий Речкалов (56) все же стали лучшими в военной авиации антигитлеровской коалиции, намного опередив западных союзников. Для сравнения: лучший американский ас Ричард Айра Бонг одержал всего 40 побед. А у британцев первым считается Джеймс Джонсон, сбивший, по разным данным, 34 или 38 самолетов.

Так что имя Александра Покрышкина, как и имена других его выдающихся коллег, заняло почетное место в списке лучших летчиков-истребителей всех времен.

Справка «2000»

Александр Иванович Покрышкин родился 21 февраля (6 марта по н. ст.) 1913 г. в Новониколаевске (ныне — Новосибирск). В Советской Армии с 1932 г. Маршал авиации (1972). Первый в истории трижды Герой Советского Союза (1943 г. — дважды, 1944 г.). После войны окончил Военную академию им. Фрунзе (1948) и Академию Генштаба (1957). В 1960е служил в Киевском военном округе, жил в Киеве (в доме по ул. Грушевского, 34а установлен памятный знак), избирался членом ЦК КПУ.В 1968—1971 гг. — заместитель Главнокомандующего войсками ПВО СССР, в 1972—1981 гг. возглавлял ДОСААФ.Депутат Верховного Совета СССР 2—10-го созывов. Автор нескольких книг, в т. ч. выдержавших несколько изданий мемуаров «Небо войны» (1966). Умер А.И.Покрышкин в Москве 13 ноября 1985