,,,И строить, и жить...

На модерации Отложенный

Вот сижу я и ловлю завораживающие звуки « Rolling Stones», доносящиеся из радиоприемника. Этой музыкой в Киеве нас кормит достаточно приличная станция « Рокс». На мой взгляд ( думаю, многие со мной согласятся), группа, поющая мне на ухо – легенда. Ну, кто не знает «Роллингов»?
Ах, живые легенды!!! Но сейчас мне не хочется говорить о заморском роке. И это по разным причинам. Сегодня я хочу спросить, почему у нас, на постсоветском пространстве забыли об отечественных рок-легендах? Они –то, по – моему субъективному мнению, заслуживают куда больше уважения. Тут мне стоит остановиться и разъяснить, почему я так считаю. Дело не в том, что я не усвоила в совершенстве английский. Хотя при желании можно любую тему любого Маккартни перевести на русский. И даже не в том, что музыка советско - российских рокеров мне ближе, потому что отражает мое умонастроение, мою философию и видение мира. Главное – различие между их легендами и нашими – условия, в которых работали и творили эти ребята.
Мне глубоко симпатичен Оззи Осборн. Это настоящий монстр рока, и даже внешне – монстр. Я люблю «Uriah Heep». Ну а от «Pink Flоid» просто тащусь. Но все эти замечательные ребята куражились в рок- музыке в условиях свободы. Осборну в полиции не поджигали его кудри, а Джаггеру не делали «ласточку», когда руки привязывали к ногам и бросали человека на холодный цементный пол. Роберту Планту не били по рукам, чтобы не смог гитару в руки брать. И всех этих ребятишек не заставляли подписывать документ, где сказано, что они обязуются не петь и не распространять свои песни.
Я почему- то считаю, что от музыки должны бегать мурашки по коже, что музыка должна взрывать мозг, бросать в жар, переворачивать все внутри. Но это только мои личные восприятия.
У людей, которым сейчас глубоко за пятьдесят, такие ощущения были, когда они впервые услышали «Битлов». Они неоднократно об этом рассказывали. Я, наверное, в этом плане счастливый человек, как и они.
Мне было шестнадцать, когда голос, необычный, непонятный и необъяснимый вдруг перевернул в моем сознании все мои представления о музыке. Я не знала тогда, чей тихий и спокойный голос записан на кассете, которую принесла мама вместе с магнитофоном. Как оказалось, мама не собиралась слушать неизвестную мне, ей и всему СССР группу « Аквариум». Просто на другой стороне кассеты была запись музыки, под которую она репетировала номер художественной самодеятельности.
Наверное, у меня очень хороший слух. Через два года я услышала этот голос снова, но уже с экрана телевизора. Самое важное – я видела Бориса Гребенщикова. Это была передача « Музыкальный ринг». « Мы взяты в телевизор, мы – пристойная вещь». И какое счастье, что внешность БГ меня не разочаровала. Она – в гармонии с голосом. До него был, конечно, Макаревич. Но он всегда был. В застой и перестройку.
Пару лет позднее я стала понимать, что есть в стране нечто иное: другая культура, другая музыка. Она совсем не такая, как « Трава у дома» с «Землянами».
И началось. Они все чаще появлялись в студиях молодежных программ. Они вошли в сознание, в чувства, в человеческое естество. Они были объяснимо молоды, как и мы, но постарше. И были необъяснимо дерзки и смелы. Для меня их всегда – пять. Были и многие другие. Но эта пятерка выкристаллизовалась в моем мозге. Все перевернулось во мне. Я пребывала в легком и приятном шоке.
Моя рука дрожала, когда я покупала предел моих мечтаний - винил « Ночь» группы «Кино». Для меня это была первая пластинка рокера из этой пятерки. Какие « Битлы», какие « Роллинги»?!!!! Цой, Цой. Цой…
Это как–будто тебя бросает в жар, когда покрываешься капельками пота даже зимой. Не знаю, испытывали другие поклонники русского рока такие ощущения? Тогда Виктор был для меня откровением. Голос, голос и еще раз голос. Он, как дальневосточный шаман, не пел, а вещал. Как этот голос отличался от того, что каждый день неслось из всесоюзного ящика!
Музыка Вити тогда была - для нашего возраста. Он навсегда останется в памяти, как мальчик, а не муж. Ушел, дымя сигаретой, как из фильма «Игла». Навсегда ушел … под выстрелы салюта. В тот день какие-то рода войск отмечали свой праздник. Кто пил пиво, кто был уже пьян. У нас так всегда: умирает поэт – страну олимпиадит или косит от бухла.
Но голос Виктора часто и дружелюбно перебивался другими сумасшедшими голосами.

Ничего другого, как демонический, не придумаешь, когда хочешь что-то сказать о Косте Кинчеве. Да, именно демонически -призывной . Собирает свое поколение вместе и ведет « в сторону леса», зовет: «Ко мне». Не « Я – твой зайчик, ты – мой веник». А - « Я подыму тебя вверх, я умею летать». У Кости, не смотря на годы, и сейчас голос – ого-го-го! А энергии !!! Как в одноименном альбоме.
Но вот Слава Бутусов, он другой. « Шар цвета хаки» рухнул мне на голову, убил меня. Без пафоса спеть о миролюбивой политике сердца !!! Это - не « Солнечному миру – да, да, да. Ядерному взрыву – нет, нет, нет.».
« Я хочу быть с тобой» Дело не в том, что девчонки визжали. Это для попсы важно, что девичьи сердца « хрустят под ногами». Это - не « Я тебя хочу». Это – « Я смотрел в эти лица и не мог им простить того, что у них нет тебя и они могут жить». Тягучесть голоса и текстов - какой-то эксклюзив в музыке тогдашнего «Наутилуса».
Я не буду перечислять темы песен. Но, наверное, главная – любовь. Ах, сколько о любви и сексуальном притяжении спето попсой!!! Да, попса изощряется мастерски. А что же рок? « Я хочу быть с тобой», « Иди ко мне», «Продолжения просят рода эти чертовы глазища», « Кто любит, тот любим», «Проснись, это любовь». Тоже о любви, но как-то по-другому.
Я терпела все мое повествование о рок- музыке в стране Советов. И, наконец, я скажу о главном для меня герое – Юрие Шевчуке.
Иногда мне кажется, что « ДДТ» - целая вселенная. И это не пафос. На мой взгляд, именно таким должен быть рок-музыкант. Конечно, и БГ, и Кинчев, и Цой, и Бутусов, и многие другие рокеры достойны звания « Легенда». Но Юрий, он особенный. Он разный: поэт, бард, жесткий рокер, безкомпромиссный глашатай революции, обличитель всех гнусностей нашего времени и , в то же время, добрый созидатель.
Из его творчества можно вынуть по песне и раздать каждому: мужику- работяге, интеллигенту- очкарику, восторженной барышне, зрелой даме, режиссеру – эстету, служивому человеку, ветерану любой войны. И у каждого будет по песне, которая « и строить, и жить помогает». Юрий всегда мог собрать стадион. И сегодня он великолепно справляется с полученной ролью. Его старые песни ему не стыдно петь. Ему будут подпевать и скандировать седеющие поклонники и поклонницы.
А две новые программы вызывают восхищение критиков и будоражат умы фанатов. И не важно, в какой форме реагирует публика. « Юлианыч, «Пинк Флоид», бля!!!» - так выражает свое восприятие программы « Иначе» реальный человек из толпы, который решил напрямую обратиться к легендарному музыканту со столь эмоциональным выражением восторга.
Теперь понятно, что рок-н-ролл живее всех живых. Юрий доказал, что и в России можно не на корпоративах дудеть, а делать вещи европейского уровня и, что «ДДТ» не стыдно показать миру.
Юрий захватил и молодежь, современных ребят. Некоторые из них у него, в группе «ДДТ», куралесят профессионально на гитарах, барабанах и других инструментах. Гражданская позиция Юры-музыканта придает ему многогранность образа: от обычного мужика до жесткого критика власти, от уверенного в себе человека (даже на встречах с Его Сиятельством) до милого и доброго лирика, который верит, что пахать землю, лечить людей, учить детей добывать уголь - очень мало для того, чтобы называться гражданином свой страны. Нужно еще и выражать свое отношение ко всему и ко всем.
Я так думаю, что Юрий должен писать стихи и петь, петь и писать стихи. А как иначе? Я не хочу, чтобы он забрался со сцены в глухую деревню и там тихо философствовал. Это – не его путь. Как не его путь – плясать на днях рождения перед жующими и бухающими «хозяевами» России (или Украины). Да он и никогда этого не будет делать. Юрий нужен на передовой. А если не он, то кто? Другие крутят ягодицами, жарят котлеты в ящике и ведут душевные пивные беседы с властителями, забывая, что сами являются властителями умов и душ целого поколения.
Мне хочется верить, что раскатистый, разливной, брутальный, хриплый и неповторимый голос будет обещать и грозить нам на долгие годы вперед: « Мы будем рвать вам мозг, блин!!!». А мы вроде бы и не против.