Живые деньги

Каждый год из страны выводится больше денег, чем государство тратит на свою оборону

С очень интересным заявлением выступил недавно председатель правления Центрального банка России Сергей Игнатьев. По его словам, из России ежегодно уходит за границу порядка 1,7 триллиона рублей (или 56,8 миллиарда долларов).
Это аж 2,5% ВВП России!
На мой взгляд, весьма точную оценку этой ситуации дали аналитики известной компании «Финэкспертиза»:
«Прошлогодняя утечка капитала равна годовому бюджету Москвы. Хочется заметить, что бюджет Москвы является вторым по величине бюджетом города в мире после Нью-Йорка, бюджет которого составляет около 66 миллиардов долларов. Бюджет нашего Минобороны на 2012 год – 1,34 триллиона рублей, или 44,8 миллиарда долларов – на 12 миллиардов долларов меньше, чем всё то, что ушло за границу.
Кроме того, на эти деньги можно каждый год строить такое количество дорог, которого хватило бы обогнуть земной шар по экватору – около 43 тысяч километров, даже по российским завышенным расценкам – 40 миллионов рублей за километр...».
Ставки сделаны
Прежде чем громко возмущаться этими данными, надо для начала уяснить одно – бегство капиталов за границу является одним из характерных признаков любого капиталистического общества. Свободное перемещение денег в пространстве, особенно в условиях нынешней глобализации, – одно из важнейших требований рыночных отношений.
Кроме того, Россия считается страной с развивающейся экономикой, а именно для таких стран (кроме нас ещё Индия, Китай, Бразилия) характерно хаотичное и даже непредсказуемое перемещение капиталов. Сегодня на вас может свалиться масса денег, а завтра – наоборот, всё может нежданно уйти. Тем более что мировой финансовый кризис продолжается, и так называемые иностранные инвесторы во избежание рисков сегодня больше стремятся вкладывать в развитые экономики Запада.
Я не оговорился, когда иностранных инвесторов назвал так называемыми. Ибо, по большому счёту, это вовсе не те люди, которые стремятся вложить деньги в реальный сектор экономики, а спекулянты, играющие на биржевых валютных ставках. Не более того. Так, по данным ведущих финансовых аналитиков, в России большинство иностранных «инвестиций» – 88,4% – это именно такие сомнительные «вложения». Сейчас они стремительно бегут из России. Что ж, как говорится, скатертью дорога, такого рода финансы для нашей экономики, что называется, как покойнику припарка...
Кроме того, немалую долю утечки капиталов составляют наши легальные платежи – за поставленные иностранные товары и услуги, расчёты по внешним заимствованиям, межбюджетные отношения с другими странами. Из тех самых 56,8 миллиарда все эти вполне понятные и законные переводы денег плюс отток международных спекулянтов составляют примерно половину «угнанных» средств.
Что же касается другой половины...
Сколько стоит Родина?
Эту половину Сергей Игнатьев назвал весьма непрозрачной. Тут может идти речь о разного рода махинациях, связанных с уходом от российского налогообложения, со стремлением вывести заработанные на наших предприятиях деньги за пределы Родины, криминальным происхождением тех или иных финансов. Как сказал Игнатьев, «это может быть оплата поставки наркотиков, серого импорта, взятки и откаты чиновникам. Может быть, это схемы по уклонению от уплаты налогов».
Игнатьев при этом добавил:
«Кроме того, как показывает наш анализ, больше половины всего объёма сомнительных операций проводится фирмами, непосредственно или косвенно связанными друг с другом платёжными отношениями. Создаётся впечатление, что все они контролируются одной хорошо организованной группой лиц».
Что это за группа лиц, руководитель ЦБ РФ не пояснил. Однако обратил внимание на слишком большое количество фирм-однодневок, которые специально создаются для перекачки за границу денежных средств, а затем таинственно исчезают, так и не заплатив налоги. Согласно его оценкам, половина из 3,9 миллиона зарегистрированных в России коммерческих организаций неактивны. Они только «ждут своего часа», чтобы потом благополучно исчезнуть...
В эту печальную картину свои краски добавляют и сотрудники Росфинмониторинга, более известного как финансовая разведка. Так вот, по их данным, большая часть нелегальных денег уходит в банки Австрии, Швейцарии, Нидерландов и оффшорного Кипра. Но уходят не напрямую.
Из аналитической записки Росфинмониторинга:
«Заметную роль в бесконтрольном вывозе капиталов из России играют банки стран Балтии, превратившиеся в «транзитный форпост» движения частных оффшорных депозитов из России на Запад через механизм многочисленных корреспондентских счетов. Банки стран Балтии являются основным каналом вывода капиталов из нашей страны. Через них уходит до 50% всего вывозимого сегодня капитала...».
Сотрудники финансовой разведки также считают, что этот мутный денежный поток всячески поощряется западными финансовыми и политическими кругами, хотя там прекрасно знают, что «значительная часть вывозимого капитала имеет нелегальное или полулегальное происхождение.
...Абсолютно ясно, что западные страны, в которых размещена значительная часть вывезенных из России капиталов, не заинтересованы в их репатриации. Безусловно, так называемый «семейный капитал» или «личные потребительские деньги владельцев», идущие на личные расходы, образование, отдых, покупку недвижимости, открытие личных счетов, уходят из страны навсегда...».


Речь здесь идёт о коррумпированных чиновниках и прочих дельцах, которые наворованные денежки вкладывают в заграничное образование своих детей или в покупку домов где-нибудь в Лондоне. Западникам это очень выгодно. И не только с точки зрения дополнительного инвестирования в экономику собственных стран, но и с точки зрения политического влияния на нашу страну. Понятно, что чиновник, чья семья на украденные деньги постоянно проживает в Британии, более будет озабочен интересами именно этой страны, чем родной России.
Верни, я всё прощу!
Возникает закономерный вопрос – а как с этим безобразием бороться?
Развитые страны, например, проводят регулярные экономические амнистии беглых капиталов. Так, в ходе амнистии, которая в 2010 году проводилась в Италии, было легализовано более 9 миллиардов евро, которые когда-то по разным причинам уплыли в Швейцарию. При этом замешанные в этих делах бизнесмены и компании выплатили 5-процентный штраф с выведенных средств, но зато избежали уголовного преследования.
Впрочем, наши специалисты скептически относятся к такой процедуре. Её можно распространить только на тех, кто просто уходил от наших налогов или выводил за рубеж легально заработанные финансы. А вот криминальные денежки вряд ли кто захочет вообще «светить» – даже при самой гуманной амнистии.
Поэтому нам больше подходит опыт такой страны, как Китай. Здесь очень резко ограничены возможности как для физических, так и для юридических лиц для перемещения денежных средств через границу. Китайским гражданам не позволяют вывозить из страны более 50 тысяч долларов в год. Компании могут обменивать юани на любую другую иностранную валюту только в бизнес-целях – например, при оплате импорта или в качестве иностранных инвестиций. И всё!
Конечно, местные жулики находят лазейки и выводят денежки за границу. Однако созданная система значительно усложняет процесс – только в одном случае из ста удаётся проделывать такого рода махинации.
Кроме того, китайская внешняя разведка очень серьёзно нацелена на выявление нелегального вывода денег. И если ей удаётся обнаружить нелегальщину, она тут же упорно раскручивает весь клубок. И виновнику тогда не позавидуешь, ибо нелегальный вывоз денег приравнивается в Китае к тяжким видам преступления, за которые карают смертной казнью.
Ничего не спасает даже тех китайских жуликов, кто бежит за границу. Эти деятели потом вынуждены уходить в такое глухое подполье, что никакого удовольствия от ворованного не получают – китайская разведка не только уполномочена разыскивать беглеца, но и приводить смертные приговоры ворам в исполнение.
О чём это говорит? Прежде всего о том, что у китайского государства есть воля для борьбы с бегством капиталов за границу. А вот у нас...
У нас, к сожалению, вывоз капиталов рассматривается всего лишь как один из видов «экономических преступлений», борьба с которыми превращается в сплошную фикцию.
Что с воза упало, то моё
В нынешней России, например, любителей взяток теперь просто штрафуют, хотя и в стократном размере. В своё время инициатор такого рода изменений в УК Дмитрий Медведев и его окружение поясняли это «новшество» так. Мол, штрафы позволят не сажать за решётку самую распространённую, по мнению МВД, категорию коррупционеров – врачей и учителей, чаще всего попадающихся на мелких поборах. Кроме того, стократные штрафы якобы позволяют возместить ущерб, причинённый взяточником.
Эти рассуждения не выдерживают никакой критики! Главную опасность для общества представляют вовсе не медсёстры, берущие сто рублей за оформление медицинской справки, а те, кто миллионами и миллиардами воруют казённые, то есть народные деньги, а потом спокойно выводят их за границу.
Между тем именно такую категорию коррупционеров наша полиция не очень охотно ловит. А штрафы для высокопоставленных воров – дело вообще плёвое. Эти жулики обычно попадаются на одной взятке. Её-то суд и увеличивает в стократном размере, а вовсе не всю сумму, которую взяточник успел наворовать. Недавно на Урале поймали одного начальника на мзде в 100 тысяч рублей. Ну присудили ему штраф в 10 миллионов. А у него стоимость только официально зарегистрированного имущества в два раза больше, не считая заграничных банковских счетов и неофициально оформленной недвижимости! Выплатит он без особых проблем эту десятку и будет спокойно жить дальше, да ещё с перспективой вернуться на важную должность...
Но и это ещё не всё! Не так давно Медведев публично заявил о том, что его не устраивает статья 159 в УК РФ («Мошенничество»). По его мнению, это «рецидив советского сознания» – мол, сколько лет прошло с её введения в 1960 году, а по ней осуждают по 30 тысяч «предпринимателей» в год. С точки зрения экс-президента, мошенничество – сомнительный вид преступления, «всего лишь» обыкновенный вид бизнес-деятельности, направленный на извлечение прибыли. Поэтому и караться он должен по минимуму, а то и вовсе в чисто административном порядке.
Получается, что «низкую общественную опасность», говоря словами самого Медведева, представляют собой аферисты, которые обманным путём выманивают у пенсионеров деньги, поставляют на предприятия контрафактные детали (в результате чего у нас падают самолёты и тонут пароходы), водят за нос муниципальные образования, воруя миллионы на подрядных работах по ремонту школ и дорог. А потом всё это всплывает где-нибудь на Кипре или в Австрии. Подумаешь – это же всего лишь «коммерческое извлечение прибыли»...
Словом, пока такие люди будут при власти, никакой серьёзной борьбы с незаконным вывозом капиталов за границу, да и вообще с коррупцией, ожидать явно не стоит.