Алексей Тимофеев: «“Ахтунг, Покрышкин!” – не миф, а реальность»
- В спорах о наших и немецких асах неизменно называются цифры: Эрих Хартман сбил 352 советских самолета, а Иван Кожедуб и Покрышкин – всего лишь 62 и 59 соответственно...
- Никто, в том числе и сам Покрышкин, не отрицали мастерства пилотов люфтваффе. Но цифры эти имеют убойную силу только для слабо знакомых с темой. На самом деле данные о сбитых немцами самолетах не подтверждены. Недавно один наш исследователь говорил мне, что их надо делить примерно на четыре.
А кстати говоря, почему бы нашему Институту военной истории не провести необходимую научную работу. Вот только один пример, прочитал об этом в мемуарах видного немецкого чиновника Г. Гизевиуса «До горького конца» (Смоленск, 2002). Командование люфтваффе регулярно докладывало о своих блестящих победах над английской авиацией. Глава абвера Канарис приводил свои данные, зная, сколько у англичан самолетов, сколько их производится. Вскоре оказалось, что, если верить Герингу, у противника не осталось самолетов. А бои продолжались. Так «жестокая игра в цифры была прекращена – однако не Герингом, а Канарисом. Блиц-победные донесения окончательно перестали сверкать, подобно молниям».
Так что, докладам немецких асов не верили и в своих штабах. Заявленные цифры, судя по всему, были частью пропагандистской войны.
А насколько различны действия в небе Покрышкина и Хартмана! Немец избегает маневренного боя, его стиль – внезапная атака: «80 процентов моих жертв даже не подозревали о моем присутствии, пока я не открывал огонь». Сбить и немедленно скрыться – метод Хартмана. Причем сбить слабейшего: «Оцените, имеется ли у противника отбившийся или неопытный пилот. Такого пилота всегда видно в воздухе. Сбейте его. Гораздо полезнее поджечь только одного, чем ввязываться в 20-минутную карусель, ничего не добившись». И сбивает Хартман в основном истребители, из первых 150 его побед, зафиксированных в летной книжке, лишь 11 – над штурмовиками Ил-2 или бомбардировщиками. Не считает зазорным ас и просто выброситься с парашютом из исправного самолета, когда его в 1945-м «зажимают в клещи» американские «мустанги».
Можно представить себе в такой ситуации Покрышкина? Никогда!
Тактика Хартмана была хороша для увеличения личного счета, но к общей победе, одной на всех и в небе, и на земле, ведет другой путь. В каждом бою первоочередная цель Покрышкина – не слабейший, а ведущий группы противника. Главное для нашего Героя – выполнить боевую задачу в первую очередь в интересах сухопутных войск, пехоты и танков.
Среди сбитых им самолетов преобладают пикировщики Ю-87 и бомбардировщики Ю-88. У Покрышкина наибольшее в ВВС Красной армии число сбитых Ю-88, каждый из которых нес на наши войска две тонны бомб.
- Тем не менее, сейчас появляются книги о советских асах, где утверждается, что счет Покрышкина в 59 побед не подтверждается архивными данными. А сбил он якобы 46 самолетов лично и 6 - в группе.
- Как же много у нас любителей умалять свои же достижения, плакаться, что не умели, мол, мы воевать, завалили немцев трупами, а потом придумали несуществующие победы… Ни в одной другой стране такого, по-моему, нет.
Да и сами немцы отдают должное своему противнику. В книге об Э. Хартмане, в главе «Сталинские соколы» главное место отводится А.И. Покрышкину: «Пропагандистская война не должна заставить нас пытаться скрыть достижения Покрышкина как аса, командира и военачальника.
- У нас же продолжает процветать исторический мазохизм…
Что касается личного счета Покрышкина. Недавно историк Андрей Марчуков в авторитетной Интернет-газете «Столетие» напечатал статью, в которой подверг критике сомнительные доморощенные методики подсчетов сбитых нашими асами самолетов. Он же нашел в Центральном архиве Министерства обороны практически все официальные данные и о победах Покрышкина.
- Вот именно. Как можно считать недостоверными такие документы, как наградной лист Покрышкина на звание трижды Героя Советского Союза? Командующий воздушной армией Т. Хрюкин, известный наш летчик, 24 декабря 1943 года дал такое заключение: «Храбрый из храбрых, вожак, лучший советский ас. За лично сбитые 50 самолетов противника достоин присвоения высшей правительственной награды «трижды Героя СССР».
Что же, при присвоении первого в стране звания трижды Героя, не проверялись эти данные?
В аттестации от 14 июня 1945 года указывается, что Покрышкин сбил лично 53 и в группе 6 самолетов противника.
В личном архиве Александра Ивановича сохранились листочки, которые он при жизни никому не показывал. Незадолго до смерти он вспоминал свои бои и подвел такой итог: «Всего сбитых 71. Засчитано 59. Подбитых более 15». Ну, тут, хотите - верьте, хотите - нет. Незасчитанные, как сам он говорил, ушли в счет войны. В 1941-м часть документов полка при отступлении была утрачена, в первые годы войны не засчитывались сбитые за линией фронта и так далее…
Комментарии
у наших - надо было минимум 2 свидетеля, что сбитый самолет упал.
у немцев - свидетельств не надо было вообще, сбитым считался просто задымивший и даже ушедший за линию фронта к своим, 2-хмоторные считались за 2... а ТБ-3 4-хмоторные соответственно за 4 самолета.
я не хочу сказать, что немцы занимались приписками без свидетельств, все равно в бою были и другие зрители, да и слово честь тогда что-то значило, просто у нас многие победы летчиков не засчитывались
...На lll класс летчика истребителя сдавали с 200 часами налета...
...100 часов это почти два года полетов на истребителе...
...Насколько я знаю в пилотаже немцев предупреждали с 1941 не лезть в маневренный бой, там у них шансов на победу не было! Главное: Бей Беги, пока моторы позволяли...
...Потом и так не могли...
5 вылетов 1 500
за 15 вылетов 2 000
за 25 вылетов 3 000
за 40 вылетов 5 000
Замечу, рядовой солдат имел оклад 17 рублей, лейтеннат - командир взвода 800 рублей, комбат майор 1100 рублей.
И живучесть самолета не равна "живучести" летчика :)
а наши были сдержаны в радио-переговорах т.более по поводу "паники", да и раскрас мессера Эрика говорил сам за себя, молча, а вот возглас "Achtung-Achtung ! Pockrischkin in Himmel !" не раз был услышан и воздухе и наземными службами радиообмена :)