Деградация или катарсис?

Понятие "духовной катастрофы", для "ликвидации" которой требуется принимать самые срочные меры, на слух воспринимается уже банальностью. Впрочем, если о чем-то время от времени трубить на каждом углу, то банальным, как известно, станет все, что угодно. Когда-то это были "враги народа" на фоне "масс трудящихся", была и"религия", омрачавшая "становление вех" на пути в "светлое будущее". Сегодня, как вещает клерикально-государственная пропаганда, на том же пути разразилось "духовное бедствие", справившись с которым при помощи клерикализации светской страны, можно успешно двигать дальше…

Не стоит доказывать, что с уважением к морали, да и с самими моральными эталонами дело в сегодняшней России обстоит плохо – это видят все. То же самое можно сказать и о нравственности – то есть, не о лицемерном морализаторстве тех, кто "пьет вино, проповедуя воду", а о внутреннем стержне человеческого достоинства. В атмосфере, где все продается и все покупается, где действует принцип "для друзей все - для врагов закон", сформулированный Франко, понятие достоинства обязано встречаться лишь в виде реликта. Что мы, собственно, и можем беспрепятственно наблюдать на примерах манифестации глупости или ненависти, замешанной на страхе и подавляемом чувстве вины. Причем, на всей уровнях представителей политического бомонда, представленных в костюмах и церковных облачениях.

Попытка выдавать за духовность приверженность к религии, а точнее к формальному проявлению религиозности – культу, может считаться в такой ситуации прямым шельмованием. При этом, преднамеренным или организованным в силу косности - это совершенно отдельный вопрос. Но факт остается фактом, потому что развитой духовностью, которая и в самом деле является источником любого позитивного сдвига в эволюции человеческих сообществ, можно считать не какую-то одну "панацею от всех бед", а весь сложный конгломерат человеческих и общественных ценностей, стремлений и действий. Как проявляется в этой сфере декларированное в стране "аше "духовное все", теперь уже нет никакой нужды комментировать.

Российское общество, которое на данной стадии правильнее называть суперэтносом, очень молодо.

Громадная его доля впервые формально рассталась с рабством всего лишь полтора века тому назад, чтобы уже через полвека оказаться в нем снова. Вновь освобожденное в годы перестройки "холопство" было просто обязано пуститься во все тяжкие, что весьма скоро принесло свои естественные плоды. Но неужели снова ему суждено будет вернуться к порочному кругу инстинктивного упования на "Бога, царя и героя", а затем того же самого, но с отрицательным знаком?

Думаю, что на сей раз, все же, нет. Несмотря на то, даже, что указывать на вероятность рецидива развития событий сегодня может многое, потому что причина этого - страх. Одновременно, не вижу в таком явлении, как очередной системный кризис признаков какой-то окончательной и фатальной "эсхатологической" деградации. Подобное случалось на протяжении нашей обозримой истории уже не раз. Другое дело, что аналогичные общенациональные падения всегда облекались позже в форму идеологических мифов. Пора опричнины или "разрушения старого мира" в 20-е годы с модой, затем, на "бдительность", которая вылилась в практически тотальное доносительство друг на друга – это что, тот уровень, "ниже" которого мы сегодня?

Разумеется, кто-то может возразить, что мы еще просто не докатились до самого "дна" и не дожили до нового "тридцать седьмого". Но, что-то подсказывает, что хотя закона синусоиды в пульсировании истории никто и не отменял, "конец света", в ожидании которого бушевала истерия, все же произошел. То есть, в нашей российской среде, равно, как и в общечеловеческой, отпечатался некий шаг эволюции, в результате которого чему-то суждено остаться в прошлом.

Вопрос о том, как скоро это произойдет – днями, спустя годы или десятилетия, - пусть и небезразличен нам чисто по-человечески, выглядит не таким, уж, принципиальным. Главное, что контраст между светом и тьмой, правдивостью и лживостью, буквально с каждым днем становится все резче. А значит и различимее для тех, кого еще недавно можно было провести на мякине того "возрождения духовности", результатом которого может оказаться лишь возвращение на порочный круг.