В чьих руках судьба выборов?
На модерации
Отложенный
Поэтому, по моим подсчетам, к парламентским выборам Республика Молдова подойдёт, имея примерно 30% неопределившихся избирателей, за которых пойдет ожесточённая борьба между всеми партиями – электоральными конкурентами.
Не стану здесь гадать, будут ли следующие парламентские выборы в Республике Молдова очередными, состоятся ли они в положенный им срок (конец 2014 - начало 2015 г.г.), или же окажутся досрочными (лето-осень 2013 года). Намного важнее, на мой взгляд, попытаться разобраться в том, кто конкретно может оказать определяющее влияние на судьбу этих выборов.
В Республике Молдова, как известно, не слишком принято верить социологам, поскольку, как считают многие граждане, их выкладки нередко носят конъюнктурный характер. Что же, и это, к сожалению также бывает. Но чаще проблема в другом. Исследования, как правило, проводятся за 2-3 месяца до вероятной даты выборов, а за этот период многое может измениться. Бывает ведь, и нередко, что кто-то из фаворитов электоральной гонки вдруг допускает досадную ошибку, грубый просчёт, и его рейтинг начинает стремительно падать.
А бывает и наоборот, когда кто-то из кажущихся совершенно бесперспективными кандидатов неожиданно находит в последние дни избирательной кампании оригинальный, интересный ход, и симпатии избирателей к нему начинают расти, как на дрожжах.
Как правило, судьбу выборов решают «неопределившиеся избиратели». Тот участник электоральной гонки, которому удастся привлечь их на свою сторону на последней финишной прямой, зачастую может рассчитывать на крупный успех на выборах.
Сегодня у партий правящего Альянса имеется в совокупности примерно 35% твердых избирателей. Примерно такое же количество, если верить выкладкам социологов, имеется и у оппозиционной парламентской ПКРМ.
Но надо непременно исходить из того, что все эти избиратели не являются «крепостными» данных партий, то есть не закреплены за ними намертво и навсегда. Они вполне могут изменить своё мнение, переменить объект своих симпатий, и в итоге проголосовать на выборах совсем за других кандидатов.
Иначе говоря, голоса этих избирателей те или иные партии, которые считают их своим «железным электоратом», на выборах вполне могут потерять.
Впрочем, они уже начали их терять. Ещё до выборов. Не секрет, что в последние дни стремительно падает рейтинг ЛП и ДПМ. Часть избирателей, которые разочаровались в этих партиях (читай, в либерале Михае Гимпу и демократе Владе Плахотнюке), начали постепенно перемещаться на сторону ЛДПМ. Какая-то их часть, может быть, проголосует за внепарламентские партии, а кто-то вообще не выйдет на выборы, объявив бойкот всем молдавским партиям скопом.
Есть основания думать, что лучше дела в этом плане обстоят сегодня у ПКРМ Владимира Воронина. Их избиратели пока никуда уходить не собираются.
А вот в отношении прироста электоральной поддержки дело у них обстоит намного сложнее.
Бесспорно, многим гражданам Республики Молдова уже предельно надоела власть беспредельщиков из правящего Альянса.
Но это ещё вовсе не означает, что они непременно проголосуют на парламентских выборах за воронинскую ПКРМ. Нет, этого, скорее всего, не случится. Ведь для большинства молдавского электората давно уже не секрет, что вся нынешняя олигархическая система власти, душащая страну и народ, которую мы сейчас называем «плахотнюкизмом», была создана именно при восьмилетнем правлении ПКРМ, при прямом участии высокопоставленных коммунистов и, прежде всего, их лидера Владимира Воронина, бывшего все эти годы президентом Республики Молдова.
Поэтому, по моим подсчетам, к парламентским выборам Республика Молдова подойдёт, имея примерно 30% неопределившихся избирателей, за которых пойдет ожесточённая борьба между всеми партиями – электоральными конкурентами.
Точно предвидеть, кто победит в этой борьбе, сегодня невозможно. Это будет зависеть от очень многих обстоятельств. Например, от креативности избирательных кампаний участвующих в выборах партий, от качества и мощи их информационных и финансовых ресурсов, от сплоченности и организованности работы их команд, от уровня пропагандистских и контрпропагандистских действий, и ещё от очень многого другого.
Возможны ли в нынешней предвыборной ситуации какие-либо неожиданности и сюрпризы? Думаю, что исключать такую возможность не следует. Могут быть и неожиданности, и сюрпризы. Например, может случиться так, что голоса неопределившихся избирателей окажутся не в копилке партий-фаворитов, а перейдут к партиям, не входящим в группу лидеров. Если эти партии, конечно, сумеет сделать неопределившемся избирателям такое предложение, которое они сочтут для себя наиболее привлекательным.
По моему мнению, это станет возможным только в том случае, если такая «новая сила» предельно чётко и ясно обозначит свои основные приоритеты во внешней и внутренней политике, в социальной сфере, причём сделают это известные в стране люди, которые имеют свою собственную позицию, добились заметных успехов в том деле, которым занимаются, приобрели авторитет и уважение в молдавском обществе.
Чтобы привлечь к себе внимание и заручиться значительной электоральной поддержкой, эти люди должны будут набраться смелости и выступить за «дегимповизацию», «деплахотнюкизацию» и «деворонизацию» Молдовы.
При этом они должны будут суметь убедить электорат нашей страны в том, что борьба за устранение из современной молдавской политики этих изживших себя субъектов из прошлого вовсе не означает борьбы с либеральными, демократическими или коммунистическими идеями.
Лично я уверен, что после ухода из большой политики этих одиозных личностей, а также их наиболее активных прихлебателей начнётся решительное очищение этих партий от их пагубного «наследства».
Впрочем, не исключено, что я ошибаюсь в этом плане в отношении Либеральной партии. В этом политическом формировании собрался такой пышный «букет гимпоидов», что активно идущий процесс его деградации мог стать уже необратимым.
Комментарии